Лавры маркизы помпадур. Будьте всегда разной

Сегодня мы поговорим о судьбе такой интересной женщины, как мадам де Помпадур. Биография ее уникальна, как и сама Жанна (так звали эту женщину). История появления на свет Жанны-Антуанетты Пуассон покрыта мраком. Девочка родилась в 1721 году, 29 декабря, в семье Франсуа Пуассона. Этот человек выбился в шталмейстеры двора самого герцога Орлеанского из обычных лакеев. Однако вскоре Франсуа проворовался и, для того чтобы избежать виселицы, решил сбежать. Хотя отцом он был, судя по всему, лишь номинальным для Жанны. По слухам, настоящим отцом Жанны-Антуанетты был Ле Норман де Турнехем (Турнем), богатый дворянин. Как бы то ни было, именно он заботился об образовании и воспитании девочки, а после того, как она подросла, выдал Жанну замуж за собственного племянника. Однако этого было мало мадам де Помпадур. Личная жизнь ее не ограничилась связью со своим супругом. Жанне хотелось намного большего...

Предсказание гадалки

С детства выделялась незаурядными способностями и красотой будущая мадам де Помпадур. Фото, представленные далее, доказывают то, что она была действительно прекрасна. Жанна, кроме того, хорошо пела, играла на разных музыкальных инструментах, умела и любила рисовать, обладала бесспорными актерскими качествами. Согласно легенде, девочке в возрасте 9 лет гадалка предрекла удивительную судьбу, а также долгую любовную связь с самим королем. Жанна, став фавориткой монарха, нашла эту гадалку и начала ей выплачивать небольшую пенсию. Однако отнюдь не легким оказался для будущей фаворитки путь в королевскую спальню. Ее жизнь похожа в воспоминаниях современников на сказку. Трудно в них определить, где вымысел, где реальность. Да и стоит ли делать это? Главное - сказку создала сама Жанна.

План, созревший в голове Жанны

Став мадам д’Этиоль после замужества, она упрямо устремилась к своей цели, которую гадалка заронила в ее душу. Благодаря богатству и имени мужа девушка получила возможность бывать в высшем свете. Здесь она с большим усердием впитывала все касающееся двора и короля. Вскоре Жанна уже знала многие подробности его интимной жизни, знала, как он ведет себя с фаворитками и любовницами. И тогда у девушки созрел план. Жанна со всей серьезностью приступила к его выполнению.

Осуществление плана

У нее не было возможности познакомиться с Людовиком XV на придворных церемониях. Герцогиня де Шатору, тогдашняя фаворитка, умело отсекала от него всех возможных претенденток. Однако было место, где король непременно обратил бы внимание на очаровательную женщину. Это Сенарский лес, где монарх любил охотиться. Но девушке не повезло: Жанна попалась на глаза герцогине де Шатору, а не королю. Фаворитка интуитивно поняла, для чего она совершает лесные прогулки. После этого их пришлось прекратить, для того чтобы не нажить больших неприятностей мадам де Помпадур.

Краткая биография ее, однако, продолжается тем, что вскоре судьба улыбнулась Жанне. Герцогиня де Шатору умерла от воспаления легких, и оказался открытым путь к сердцу короля. На балу-маскараде, состоявшемся в Парижской ратуше в 1745 году, 28 февраля, король был заинтригован девушкой, которая препятствовала его желанию увидеть ее лицо. После того как любопытство монарха достигло предела, Жанна сняла маску. Король убедился, что не зря оказывал знаки внимания этой таинственной незнакомке.

Нужно отметить, что Людовик XV, которому исполнилось к этому времени 35 лет, считался утонченным ценителем женщин. Ему давно уже наскучила пресная семейная жизнь с Марией Лещинской, своей набожной женой, дочерью Станислава, польского короля. Поэтому монарх любил развлекаться с очередной фавориткой или же просто с симпатичной женщиной. Новое знакомство, таким образом, пришлось кстати.

Жанна согласилась отужинать с королем. Людовик утром посчитал, что можно на этом и закончить интрижку. Женщина, к его удивлению, безропотно удалилась. Она не давала больше знать о себе, что не было характерно для других его бывших любовниц. Вышло, что и она его отвергла, а это задевало мужское самолюбие. И Людовик XV не устоял.

Жанна становится официальной фавориткой

Жанна, вновь появившись во дворце, разыграла сцену своей искренней влюбленности, не просто тронув этим короля, но и зародив в нем что-то похожее на взаимное чувство. Так появилась у Людовика XV новая официальная фаворитка. Доходное место предоставили супругу госпожи д’Этуаль, а также нарисовали ему заманчивые перспективы дальнейшего служебного роста. Король подарил Жанне, чье происхождение было небезупречным, маркграфство Помпадур и, следовательно, титул маркизы.

Две королевы

Легче было завоевать короля, чем добиться признания высшего света. Новоявленная маркиза для аристократии еще долгое время была всего лишь обыкновенной гризеткой - данное прозвище получила Жанна в великосветских салонах. Примечательно, что с самой королевой установила практически дружеские отношения маркиза де Помпадур. Фото, представленное ниже, - портрет Марии Лещинской, супруги короля.

В то время на улицах Парижа можно было нередко услышать выкрики простолюдинов: "Королевы едут!" Две главные женщины государства не только мирно делили какое-то время королевское ложе, но и разделили официальные обязанности: одна из них царствовала на троне, другая правила.

Более 20 лет оставалась Жанна рядом с королем - поразительный срок для обыкновенной фаворитки. В России чуть позже столь же длительное время фаворитом был Григорий Потемкин. Его судьба, кстати, похожа чем-то на судьбу Жанны де Помпадур. Перестав делить с монархом его ложе, еще в течение 15 лет она оставалась для него советчиком и близким другом.

Салон мадам де Помпадур

Короля не удержать долгое время одними любовными утехами. Поэтому маркиза стала вникать в дела государства. Она превратила свой салон в место, где встречалась научная и художественная элита Франции. Людовик XV это интеллектуальное общество, новое для него, встретил с любопытством. Оно не только развлекало короля, но, что важнее, давало пищу его уму. Новый круг общения монарха в обществе также воспринимали с большой заинтересованностью. Возможность общаться с Людовиком XV в неформальной обстановке была для гостей маркизы чрезвычайно важной. Это давало значительную поддержку и повышало их статус в обществе.

Что сделала для Франции Жанна?

Во Франции с легкой руки Жанны стали тратиться значительные средства на искусство, литературу и науку. Например, при помощи этой маркизы появилась Энциклопедия Дени Дидро, а также Камерный театр в Версальском дворце, который открылся постановкой "Тартюфа" Мольера. Жанна нередко блистала на сцене этого престижного, хотя и маленького, французского театра, поражая искусством перевоплощения самого короля.

Обширен был круг интересов этой женщины. Во Франции при ее содействии появилась, например, Военная школа для ветеранов войн и сынов дворян, которую через некоторое время закончил сам Наполеон Бонапарт. Мадам де Помпадур наладила в стране производство фарфора, основав образцовую фабрику в своем имении Севр. Нежно-розовый фарфор из Севра называли в память о ней Rose Pompadour. Нужно отметить, что с именем этой женщины также было связано появление множества аксессуаров и мелочей, милых дамскому сердцу: высокие каблуки, сумочка-ридикюль, замысловатые высокие прически, бокалы для шампанского, называемые "тюльпан", а также особый стиль огранки бриллиантов под названием "маркиза".

Мадам де Помпадур смело вторгалась в дела государства, нередко подвигая короля на кардинальные политические решения. Франция, всегда находившаяся в союзнических отношениях с Пруссией, благодаря ей переориентировалась на союз с Австрией. Людовик по настоянию Жанны запретил деятельность Ордена иезуитов в государстве. Маркиза проявляла в политике, так же как и в любви, мудрость и женскую интуицию, никогда не подводившую ее.

Новое развлечение в Европе

Не стоит полагать, что жизнь этой женщины была безоблачной. У нее хватало врагов. Жанну пыталась сместить каждая новая фаворитка, однако никому не удалось поколебать положение маркизы де Помпадур. В Европе даже возникло новое развлечение - заключались пари на то, когда мадам де Помпадур потеряет влияние на Людовика XV. Были проиграны все подобные пари.

Смерть Жанны

Эта женщина удостоилась высшей чести даже в смерти. Она отошла в мир иной в присутствии самого короля. В королевской хронике в 1764 году, 15 апреля, появилась запись о том, что маркиза де Помпадур умерла около 7 вечера. Это произошло в личных покоях Людовика XV. В возрасте 43 лет скончалась мадам де Помпадур. История ее жизни вызывает большой интерес и сегодня.

В истории много было женщин, достойных восхищения, у которых можно научиться упорству, умению добиваться поставленных целей, мудрости и стратегическому уму. Что объединяет этих женщин? Любовь? Амбициозность? Преданность? Давайте попробуем разобраться. Сегодня мы начнем с женщины, ставшей символом целой эпохи,  - маркизы-де Помпадур.

Жанна-Антуанетта Пуассон, будущая маркиза-де Помпадур, родилась в Париже 29 декабря 1721  года в семье Франсуа Пуассона и Луизы-Мадлены-де ла Мот. Она не имела ни « голубой крови», ни внушительной родословной - ничего, что могло бы помочь стать ей одной из самых знаменитых женщин Европы.

Ее мать называли « одной из красивейших женщин Парижа». Отец работал у братьев Пари, которые считались весьма влиятельными людьми, контролирующими государственные финансы и продовольственные поставки для армии. Один из братьев, Жан Пари, более известный как Пари-де Монмартель, стал крестным отцом Жанны- Антуанетты.

Все шло прекрасно до 1725 года, когда разразился страшный скандал, в результате которого отец Жанны, едва избежав тюрьмы, спасся от виселицы лишь тем, что сумел скрыться в Германии. И мадам Пуассон осталась в одиночестве. Супружеская верность не входила в число ее добродетелей, и вскоре появился покровитель в лице Шарля ле Нормана-де Турнэма. Его часто включают в список предполагаемых отцов Жанны- Антуанетты. Удивительно, но точного ответа на вопрос, кто был подлинным отцом, нет. Франсуа Пуассон, безусловно, утверждал, что отец он. Однако разные биографы маркизы указывают в этом смысле на разных мужчин. Современный исследователь этого вопроса Ги Шоссинан-Ногаре полупредполагает-полуутверждает: « Пуассон, возможно, не был родным отцом девочки, им мог быть и Пари-де Монмартель, и откупщик Ле Норман-де Турнэм - оба состояли в близких отношениях с мадам Пуассон. Эта дама не отличалась неприступностью». Как бы то ни было, после того, как Жанна-Антуанетта стала знаменитой, сразу два брата Пари и господин Ле Норман-де Турнэм оспаривали друг у друга факт отцовства.

Большую часть детства маленькая Жанна-Антуанетта провела в постели, так как была слаба здоровьем и предрасположена к туберкулезу. Но у постельного режима есть одно преимущество: он заставил девочку много читать. Помимо романов, стихов и пьес девочке очень нравились книги по ремеслам и естествознанию. Кроме того, она весьма недурно рисовала.

В 1726 году пятилетнюю Жанну-Антуанетту отдали в монастырь в Пуасси, монашками которого были две сестры Франсуа Пуассона. Там она болела еще больше, но ее образование получило системность. Через три года она оставила монастырь, став очаровательным ребенком. Не хватало лишь одного - здоровья.

В девять лет мать отвела ее к знаменитой гадалке Жанне Лебон. Внимательно посмотрев на девочку, та вдруг произнесла: « Эта малютка в один прекрасный день станет царствовать в сердце короля!» После того как предсказание сбылось, маркиза-де Помпадур разыскала гадалку и назначила ей ежегодную ренту в 600 ливров. « За то, что, когда мне было девять лет, она предсказала, что я стану любовницей короля».

Когда Жанне-Антуанетте исполнилось 19 лет, наступило время замужества, то оказалось, что никто не хотел брать в жены дочь вора и женщины сомнительной репутации. Тогда за дело взялся-де Турнэм, и 9 марта 1741 года девушка вышла замуж за племянника господина-де Турнэма Шарля Ле Нормана д`Этиоля. Сначала идея брака с мадемуазель Пуассон не показалась молодому человеку удачной, но дядя сумел его убедить: он пообещал оплачивать все его расходы из половины своего огромного состояния и завещал вторую половину. Так девица Пуассон рассталась со своей фамилией, которая с французского переводится как рыба, и стала мадам д`Этиоль.

Через некоторое время после свадьбы Шарль д`Этиоль незаметно для самого себя полюбил свою жену. Он часто говорил ей о своей любви, и Жанна-Антуанетта неизменно отвечала, что тоже любит его и никогда не оставит, разве что только ради самого короля. Шарль смеялся в ответ, и это высказывание стало чем-то вроде семейной шутки, но, как потом оказалось, мадам д`Этиоль и не шутила.

Молодая женщина быстро поняла, что искусство нравиться сводилось к нескольким приемам и ими совсем не сложно овладеть. Нужно сделать так, чтобы о тебе заговорили, и общаться со знаменитыми людьми. Эта задача была ею выполнена. Муж осыпал ее подарками: драгоценности и ее наряды давно вызывали зависть у соседей, а на ее вечерах появлялись именитые люди. Далее, чтобы обратить на себя внимание, не нужно было следовать общепринятым правилам поведения. Правильной и заурядной личностью никто не будет восхищаться, а поразить может только оригинальность во всем: и в мыслях, и в поступках. Еще нужно уметь притворяться и обманывать, а также не забывать о том, что окружающие тоже обманывают и притворяются. Для того чтобы царствовать в сердце короля, необходимо для начала, чтобы он ее увидел, а для этого нужно было появиться в Версальском дворце.

Людовик XV взошел на престол в 1715 году в пять лет. Когда ему исполнилось девять, в Париж приехал Петр I для проведения переговоров « о сватанье за короля наших дочерей, особливо за среднюю, Елизавету». В Версале не пришли в восторг от этого предложения, учитывая происхождение жены Петра Екатерины, и брак не состоялся. В итоге в 15 лет Людовика женили на Марии Лещинской, дочери польского короля Станислава. Она была семью годами старше его, не особо привлекательна, набожна и скучна, зато обладала мягким характером и ценила семейное счастье превыше всего. Первые годы их брака были безоблачными, и за 11 лет родилось десять детей. Мария Лещинская в сердцах скажет: « Только спать с ним, беременеть и рожать… Как же это скучно». И она стала увиливать от выполнения « супружеского долга» под всевозможными предлогами. Что же король? Он не смог долго ждать и начал отдаляться от жены. Так и началась знаменитая эпоха фавориток Людовика XV. Здесь не хочется упоминать сестер-де Нель, которые, чередуясь, прошли через покои короля, а следует остановиться на истории мадам д`Этиоль. Итак, в 1744 году, когда умерла последняя из сестер, место новой фаворитки было вакантно. Король впал в глухую тоску. Не помогали ни охоты, ни государственные дела. И, чтобы хоть как-то развлечь короля, в Версале был объявлен бал-маскарад.

Вечером 25 февраля 1745 года в Большой галерее Версаля начался бал. Кого тут только не было: Арлекины и Коломбины, пастухи и клоуны, диковинные существа из сказок. Король, переодетый в тисовое дерево, увидел прекрасную незнакомку в образе Дианы-охотницы. На его просьбу снять маску, девушка начала дразнить короля, маня за собой, но маски не снимая. Людовик XV, заинтригованный, начал преследовать ее. Продолжая смеяться и кокетничать, Диана то и дело терялась в толпе. Оказалось, она прекрасно знала слабое место короля: паническую боязнь скуки. Эта « погоня» увлекла его. Биограф маркизы-де Помпадур Жан-Луи Сулави пишет: « В руке у нее был платок, и, то ли случайно, то ли специально, она его обронила. Людовик XV торопливо поднял платок, но он не мог пробраться к его владелице и со всей учтивостью, на какую был способен, бросил ей этот изящный комочек». Диана ловко поймала платок. Стало ясно: у короля зарождается новый роман. Несложно догадаться, что Дианой-охотницей, которую выбрал король, была Жанна-Антуанетта д`Этиоль. Все приглашенные на бал-маскарад переглядывались… Придворные дамы чувствовали себя оскорбленными. Им предпочли буржуа! История Франции подобного еще не знала.

Через несколько дней в Версале, на спектакле Итальянской комедии, ложа мадам д`Этиоль оказалась соседней с королевской. Через своего камердинера Бинэ король пригласил Жанну-Антуанетту на ужин. Разумеется, вечер закончился в самой завидной постели Франции. Людовик XV был удовлетворен и влюблен. Главное для Жанны-Антуанетты было любыми средствами не покидать Версаль. Мадам д`Этиоль разыграла сцену, что она смертельно боится ревности своего разгневанного мужа, и король, поддавшись на слезы испуганной женщины, разрешил ей остаться во дворце, пока ее муж не будет отправлен в ссылку в Авиньон. Двор много судачил о безродной новой пассии короля.
Вскоре Людовик XV вынужден был уехать к своим войскам во Фландрию. Жанна-Антуанетта осталась в своем замке Этиоль и вела замкнутый образ жизни, сосредоточившись лишь на столь важной для нее переписке с королем. Она надеялась, что по приезде будет объявлена официальной фавориткой. Последнее письмо из Фландрии было адресовано уже не мадам д`Этиоль, а маркизе-де Помпадур. К письму прикладывались и документы на титул.

14 сентября 1745 года Людовик XV представил маркизу-де Помпадур придворным, и им ничего не оставалось, как принять ее. Обитатели Версаля с опаской взирали на эту « буржуа», несущую угрозу их многовековой монополии в покоях короля, и именно этим зачастую и объясняется несправедливость многих суждений о ней.

Жанна-Антуанетта ясно осознавала, что удержать титул официальной фаворитки намного труднее, чем его получить. Главное было не давать королю скучать, быть всегда разной, придумывать что-то новое и увлекательное, быть для него не только хорошей любовницей, но и настоящим, искренним другом. Рядом с маркизой он мог быть не только монархом великой державы, но и слабым человеком, со своими страхами, печалями и переживаниями. Ее усилия не пропали даром. В своей гостиной маркиза-де Помпадур окружила себя и короля незаурядными личностями из области искусства, литературы, точных наук. Там бывали Вольтер, Буше, Монтескье, Фонтенель и другие.

Сложнее всего давалось фаворитке соответствовать сексуальному напору короля. У нее было несметное количество баночек с маслами, травами, мазями. Для маркизы специально готовили особое меню: с преобладанием афродизиаков. Природа не наградила Жанну-Антуанетту пылким темпераментом, но она прекрасно справлялась с ролью ненасытной, страстной женщины на протяжении пяти лет. Оставаясь для короля незаменимым другом, она абсолютно ясно понимала: далее роль пылкой любовницы в его постели выполнять для нее становилось все сложнее. Проблемы со здоровьем давали о себе знать.

Только сильная, волевая женщина могла добровольно сказать королю об этом, но, дабы сохранить свою власть при дворе, она решила организовать « Олений парк» - небольшой особняк в дальней части Версальского парка. Она лично отбирала девушек для увеселений Людовика и следила за тем, чтобы ни одна не заняла место в его сердце, где до самой своей смерти царствовала лишь она одна. Двор, затаив дыхание, ждал, когда выскочка маркиза-де Помпадур исчезнет из Версаля. Этому не суждено было сбыться. Король оставил своей фаворитке все привилегии и с годами подарил ей еще и титул герцогини, что, безусловно, порадовало амбициозную Жанну-Антуанетту и прибавило ей недругов.

Нельзя сказать, что маркизу любили во Франции. Народ считал, что она слишком расточительна, придворные никогда до конца ее не приняли, потому что она не принадлежала к аристократии, некоторые откровенно боялись из-за ее огромного влияния на короля, но для Людовика она навсегда оставалась незаменимым другом, соратником и дамой сердца.
В 1754 году скончалась дочь маркизы Александрина от ее мужа Шарля д`Этиоля. Для Жанны-Антуанетты это был страшный удар. Она заболела и надолго слегла. Король часами сидел рядом и успокаивал, как мог.

Наконец маркиза немного оправилась от горя и болезни и поняла, что положение ее при дворе достаточно шаткое. Не являясь больше любовницей короля, она осознавала, что ее нахождение в Версале было не совсем понятно, поэтому добилась того, чтобы стать фрейлиной королевы, и решила заняться политическими делами страны. Несколько недель маркиза добросовестно разбиралась в соглашениях с другими странами, доходах и расходах страны, знакомилась с военными планами и вскоре начала принимать у себя министров и военачальников, поражая своими познаниями. Король был признателен ей, поскольку никогда не увлекался государственными делами. Именно благодаря маркизе-де Помпадур Франция разорвала традиционный союз с Пруссией и стала союзницей Австрии. Маркиза проявила щепетильность в вопросах этикета и принимала послов и знатных гостей в парадном зале Версаля, где находилось только одно кресло. Остальным полагалось стоять.

Жанна-Антуанетта была большим меценатом. Она увлекалась искусствами, тратила огромные суммы на содержание художников, писателей и архитекторов, на строительство. У нее было великолепное собрание книг. При ней открылось военное училище для детей отставных военных. Она основала прекрасный Севрский фарфоровый завод, который соперничал с утонченным китайским фарфором. В ее честь, при жизни, названа специальная огранка алмазов « маркиза». Она ввела в моду маленькие дамские сумочки, высокие прически и многое другое. Да и что говорить, весь стиль рококо напоминает нам о маркизе-де Помпадур. Жанна-Антуанетта была, пожалуй, самой известной женщиной эпохи. Она имела все: власть, преданность короля, признание в мире - все, кроме здоровья.

В начале 1764 года маркизу сразила тяжелая болезнь. Есть много версий этого: от обострившегося туберкулеза до отравления. Людовику XV каждый день приносили сведения о болезни маркизы. 15 апреля 1764 года маркиза-де Помпадур скончалась в Версале в возрасте 42 лет. Король был глубоко потрясен: « Лишь я один могу понять, что только что потерял»…

Маркиза-де Помпадур вошла в историю как некоронованная королева Франции, игравшая видную дипломатическую роль в Европе, покровительствовавшая искусству и наукам, которая навсегда останется символом красоты, изысканности, остроумия… и тайны.

«Никто не может в полной мере оценить то, что сделали для Франции женщины», — утверждал писатель и философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель. А тому, кто прожил на свете ровно 100 лет и был свидетелем превращения этого государства в самое авторитетное и просвещенное в Европе, можно доверять. Несомненно и то, что, воздавая должное слабой половине Франции, де Фонтенель имел в виду и знаменитую маркизу, вынудившую политиков всерьез рассуждать об эпохе Помпадур.

Лишь власть, сосредоточенная в руках самой влиятельной фаворитки Людовика XV, заставляла слишком рьяных ее противников не копаться в подробностях ее происхождения. А это крайне раздражало женщину, стремящуюся к совершенству во всем. Хотя до нас дошли-таки сведения о том, что отец Жанны-Антуанетты Пуассон был лакеем, выбившимся в интенданты, проворовавшимся и бросившим семью.

Самолюбивая маркиза с легкостью могла бы откреститься от подобного родителя, но тогда ей пришлось бы признать, что она вовсе внебрачное дитя. Дело в том, что ее отцом называли также дворянина-финансиста Нормана де Турнэма. Предполагалось, что именно он дал девочке, появившейся на свет в 1721 году, великолепное образование и всячески принимал участие в ее судьбе. И не зря...

Жанна явно была одарена незаурядными способностями: прекрасно рисовала, музицировала, обладала небольшим, но чистым голосом и настоящей страстью к стихам, которые она великолепно умела декламировать. Окружающие неизменно выражали восторг, давая мадемуазель Пуассон необходимую уверенность в себе. Гадалка, предсказавшая 9-летней девочке любовную связь с королем, лишь подтвердила ее избранность и исключительность. Этой доброй женщине будущая маркиза выплачивала пенсию до конца своих дней.

В возрасте 19 лет Жанна пошла под венец с племянником своего покровителя, а возможно, и отца. Жених был мал ростом и совершенно некрасив, но зато богат и страстно влюблен в невесту. Так девица Пуассон рассталась со своей незавидной фамилией и стала мадам д’Этиоль. Ее семейная жизнь текла безмятежно, спустя два года она родила дочь Александру, что, впрочем, не смогло заслонить в ее сознании мечты о короле, гвоздем засевшие в ее хорошенькой головке.

Всякое свое появление в будуарах многочисленных подруг, равно как и в гостиных высшего света, куда ей открыли дорогу имя и богатство мужа, Жанна использовала с выгодой. Слухи, сплетни, а порой и правдивая информация — все шло в копилку ее представлений о жизни короля и его двора.

Она уже знала, что на тот момент король был занят герцогиней де Шатору. И тут начали проявляться главные черты ее характера — настойчивость и целеустремленность. Она стала регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Однако попасться на глаза ей пришлось отнюдь не королю, а амбициозной герцогине де Шатору, быстро рассекретившей цель ее лесных прогулок. И Жанне было запрещено появляться в этих местах. Такой щелчок по носу на какое-то время отрезвил соискательницу, но карты, похоже, все-таки не врали. Герцогиня де Шатору, будучи двадцати семи лет от роду, скоропостижно умерла от пневмонии, и мадам д’Этиоль восприняла это как сигнал к действию.

28 февраля 1745 года в Парижской ратуше, которая и по сей день стоит на том же месте, во время бал-маскарада Жанна впервые встретилась с королем лицом к лицу. Впрочем, поначалу на ней была маска, но монарх, заинтригованный поведением незнакомки, попросил ее открыть лицо. Вероятно, впечатление было более чем благоприятное...

Людовика XV называли человеком с «крайне сложным и загадочным характером» и «рано уставшим» королем. О нем говорили, что его «скромность была качеством, которое превратилось у него в недостаток».

А так как раскрепощеннее всего Людовик чувствовал себя в обществе женщин, во Франции короля считали «похотливым грешником».

Людовик XV родился в 1710 году. В пять лет, после смерти прадеда короля Людовика XIV, наследовал трон. Когда ему было 9, в Париж приехал российский император Петр для проведения переговоров «о сватанье за короля из наших дочерей, а особливо за среднею», Елизавету. Версаль не пришел в восторг от перспективы женить Людовика на дочери «портомои». Происхождение жены русского императора Екатерины было хорошо известно. И брак не состоялся. Красивая и бойкая Лизетка, как звал Петр свою среднюю дочь, осталась дома и явно не прогадала, став императрицей российской.

В 11 лет Людовику нашли подходящую невесту — Марию Лещинскую, дочь польского короля Станислава. Когда королю исполнилось 15, их поженили. Супруга была семью годами старше него, чрезвычайно набожна, скучна и малопривлекательна. По некоторым данным, за первые 12 лет брака она родила Людовику десятерых детей. Королю, бывшему все эти годы примерным супругом, и политика, и экономика, и собственное семейство осточертели настолько, что он начал заниматься в основном тем, что доставляло ему истинное удовольствие — изящными искусствами и не менее изящными женщинами.

К моменту встречи на бал-маскараде с Жанной д’Этиоль этому «красивейшему мужчине в своем королевстве», прозванному Людовиком Прекрасным, исполнилось 35 лет.

Хотя внешность этой женщины, столь артистически одаренной, однозначно охарактеризовать вряд ли возможно. Тут, как справедливо было замечено классиком, «все не то, что есть, а то, что кажется». Оттого так разнились описания облика будущей маркизы де Помпадур. Здесь многое, конечно, зависело от отношения к ней. Один из недоброжелателей не находил в ней ничего особенного: «Она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена, хотя и наделена грацией и талантами».

А вот обер-егерьмейстер лесов и парков Версаля мсье Леруа, описавший подругу короля как сущую красавицу, отмечал прекрасный цвет лица, густые, пышные волосы с каштановым отливом, совершенной формы нос и рот, буквально «созданный для поцелуев». Особенно же восхищали его большие, непонятного цвета глаза, оставлявшие впечатление «какой-то смутной точки в мятущейся душе». Поэтично. И вполне совпадает с портретами Франсуа Буше, которому будущая маркиза оказывала неизменное покровительство.

Не исключено, что именно покровительство маркизы и повлияло на то, что на портретах кисти Буше она предстает богиней красоты, а заодно и плодородия, со свежим, румяным и достаточно упитанным лицом пейзанки, в то время как история донесла до нас факты, свидетельствующие о том, какого слабого здоровья была эта женщина и каких невероятных усилий требовало от нее поддержание иллюзорной славы цветущей красавицы.

Так или иначе, но ее «непонятного цвета глаза» оказались напротив королевских не только на бал-маскараде, но и на последовавшем за ним представлении итальянской комедии. Жанне надо было сильно изловчиться, чтобы получить место рядом с его ложей. В итоге король пригласил мадам д’Этиоль поужинать, что и стало началом их связи.

Хотя после свидания король заявил доверенному лицу, подкупленному предусмотрительной Жанной, что мадам д’Этиоль, конечно, очень мила, но ему показалось, что она не совсем искренна и явно не бескорыстна, а еще было замечено, что наследный принц, видевший «эту даму» в театре, нашел ее вульгарной...

Из всего этого становилось ясно, что продвижение Жанны к заветной цели не будет беспроблемным. Следующего свидания ей удалось добиться с большим трудом. Свою роль в этой последней попытке она играла с азартом отчаяния. Королю был предложен просто-таки мелодраматический сюжет: несчастная пробралась в дворцовые апартаменты, рискуя пасть от руки ревнивого мужа, только затем, чтобы взглянуть на обожаемого человека. А дальше — «пускай погибну я...»

Король не стал кричать «браво», он поступил лучше, пообещав Жанне, что по возвращении с театра военных действий во Фландрии произведет жертву ревности в официальные фаворитки.

Мадам д’Этиоль доставлялись королевские послания, многозначительно подписанные: «Любящий и преданный». Осведомленная о мельчайших привычках и предпочтениях Людовика, она отвечала ему в легком, пикантном стиле. Читать ее письма и наводить в них окончательный блеск доверялось аббату де Берни, знатоку изящной словесности. И вот однажды ею была получена королевская депеша, адресованная маркизе де Помпадур. Жанна, наконец, получила титул хоть и угасшего, но старинного и почтенного дворянского рода.

14 сентября 1745 года новоиспеченную маркизу король представил приближенным как свою подругу. Можно удивляться, но наиболее лояльно отнеслась к ней... жена короля, привыкшая к тому времени буквально ко всему. Придворные же тихо негодовали. Со времен Габриэль д’Эстре, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха — Генриха IV Наваррского, это почетное место занимала дама хорошей фамилии. Им же предлагалось любить и жаловать едва ли не плебейку. Маркизе тут же дали прозвище Гризетка с явным намеком на то, что в их глазах она мало чем отличается от особ, добывающих себе пропитание пошивом дешевой одежды и прогулками по вечерним парижским улицам.

Жанна понимала, что, пока король не будет целиком в ее власти, титул фаворитки вряд ли можно будет удержать надолго. А незаменимой для него она могла стать только в том случае, если сумеет изменить само качество его жизни, избавить от меланхолии и скуки, ставших в последнее время постоянными спутниками Людовика. А значит, Жанне предстояло сделаться эдакой версальской Шахерезадой.

Это превращение совершилось быстро. Маркиза де Помпадур сделала ставку на изящные искусства, столь любимые Людовиком. Теперь каждый вечер в ее гостиной король обнаруживал интересного гостя. Бушардон, Монтескье, Фрагонар, Буше, Ванлоо, Рамо, знаменитый естествоиспытатель Бюффон — вот далеко не полный список представителей художественной и интеллектуальной элиты, которые окружали маркизу. На особом счету был Вольтер. Жанна познакомилась с ним еще в юности и считала себя его ученицей. Наряду с произведениями Корнеля маркиза занималась изданием и его трудов.

Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.

Вольтер посвятил маркизе «Танкреда» — одно из самых знаменитых своих произведений. К тому же специально для ее дворцовых праздников написал «Наваррскую принцессу» и «Храм Славы», прославив таким образом свою покровительницу и в стихах, и в прозе.

Когда маркиза умерла, Вольтер, один из немногих, нашел теплые слова в адрес покойной: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур. Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который... едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы».

Столь изысканное общество развлекало короля, открывая ему все новые и новые грани жизни. В свою очередь, гости маркизы — люди бесспорно талантливые — в глазах общества повышали свой социальный статус, обретая тем самым существенную поддержку. С самого начала своего фавора маркиза почувствовала вкус к меценатству и не изменяла этому пристрастию всю свою жизнь.

В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро — убежденный противник абсолютизма и церковников, не стал в глазах маркизы Помпадур изгоем, она и ему помогала издавать его произведения. При этом неоднократно старалась уберечь его от гонений, призывая Дидро быть осторожнее, хотя ее усилия в этом направлении были абсолютно безрезультатными.

Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.

Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена.

Вообще театр — та сфера, которая оказалась бы для нее истинным призванием, повернись судьба иначе. В ней явно погибла большая и крайне разноплановая — и комедийная, и драматическая, и гротесковая, способная к тому же петь и танцевать, — актриса.

Страсть к преображению до неузнаваемости и созданию потрясающих туалетов, определивших стиль целой эпохи, бесконечные поиски и новации в области парикмахерского искусства и макияжа — во всем этом видится не только желание удержать непостоянного короля, но и насущная потребность богато одаренной натуры маркизы.

Она использовала любую подходящую возможность, дабы обрести зрителей и слушателей. Как свидетельствовали современники, она играла и в прекрасно оборудованных театрах, и на маленьких сценах особняков французской знати.

Очередное купленное маркизой имение носило название Севр. Не питавшая симпатии ни к чему немецкому и возмущавшаяся засильем саксонского фарфора, она решила создать там собственное фарфоровое производство.

В 1756 году здесь были построены два великолепных здания: одно — для работников, другое — для самого предприятия. Маркиза, часто наезжавшая туда, поддерживала и ободряла рабочих, находила опытных мастеров, художников, скульпторов. Эксперименты шли днем и ночью — маркиза была нетерпелива и не любила проволочек. Она сама участвовала в решении всех проблем, помогала в выборе форм и красок для будущих изделий. Редкий розовый цвет фарфора, полученный в результате, назвали в ее честь — «Rose Pompadour». В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

В Версальском дворце маркизой был задуман и воплощен Камерный театр. В январе 1747 года состоялось его открытие: давали мольеровского «Тартюфа». Актеров на сцене вместе с занятой в спектакле маркизой было едва ли не меньше, чем зрителей в зале: приглашено было лишь 14 персон. Каждый входной билет добывался ценой неимоверных усилий и даже интриг. Успех спектакля превзошел все ожидания. Король был в восторге от игры Жанны. «Вы самая очаровательная женщина во Франции», — сказал он ей после окончания спектакля.

Те же, кто имел удовольствие побывать на певческих выступлениях маркизы, утверждал, что «она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверное, знает не менее сотни песен».

Очевидное превосходство маркизы Помпадур над прошлыми фаворитками короля и дамами высшего света всячески укрепляло ее положение как при дворе, так и при Людовике. И она пользовалась этим, не боясь прослыть нескромной. Впрочем, это качество и без того не было сильной стороной ее натуры. И во внешней, и в частной, скрытой от чужих глаз, жизни мадам Помпадур правила свой бал.

Она была очень щепетильна в вопросах этикета и церемониала. Важные визитеры — придворные и послы — принимались ею в роскошном парадном зале Версаля, где располагалось только одно кресло — остальным присутствующим полагалось стоять.

Она добилась того, чтобы к ее дочери обращались как к особе королевской крови — по имени. Прах своей матери маркиза с большими почестями перезахоронила в самом центре Парижа — в монастыре капуцинов на Вандомской площади. На этом месте, специально откупленном маркизой, был сооружен роскошный мавзолей. Родственники маркизы, а также все те, кому она благоволила, дожидались своего часа: кто-то из них выдавался замуж за родовитого жениха, кому-то сваталась богатая невеста, дарились должности, пожизненные ренты, титулы, награды.

А в итоге — нескрываемое, а порой и публичное осуждение ее расточительности. Было подсчитано, что на свои увеселительные затеи она израсходовала 4 миллиона, а ее «хвастливое меценатство» обошлось казне в 8 миллионов ливров.

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Она владела таким количеством недвижимости, которое вряд ли даже снилось любой другой королевской фаворитке. Каждое ее новое приобретение подразумевало основательную перестройку, если не снос, и обязательно во вкусе хозяйки. Зачастую маркиза сама набрасывала на бумаге контуры будущего здания. Причем в этих проектах тяготение к архитектурным формам рококо неизменно сочеталось со здравым смыслом и практичностью.

Если маркизе не хватало денег на очередную строительную затею, она продавала уже возведенное здание и с увлечением принималась воплощать в жизнь новую идею. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться.

Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Королевские дворцы и загородные резиденции Людовика также подвергались изменениям в соответствии с ее вкусами. Не избежал этого и Версаль, где маркиза недалеко от королевского парка повелела соорудить небольшой уютный дом с парком и храмом с беломраморной статуей Адониса.

Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.

Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы — возле Марсова поля.

Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.

С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.

Уже к своему 30-летию маркиза де Помпадур почувствовала, что любовный пыл Людовика иссякает. Она и сама понимала, что давняя болезнь легких делает свое разрушительное дело. Ее былая красота поблекла, и вернуть ее вряд ли было возможно.

Охлаждение августейшей особы во все времена означало безвозвратный уход бывшей фаворитки в тень и дальнейшее забытье, если не опалу.

Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.

Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.

Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.

Но в 1751 году появилась реальная опасность в лице совсем юной ирландки Марии-Луизы о’Мэрфи, беззастенчиво посягнувшей на лавры маркизы Помпадур.

За развитием этой интриги наблюдало пол-Европы. Папский посол сообщал в Рим, что дни Помпадур сочтены: «По всей видимости, главная султанша теряет положение». Он ошибся. Людовик оставил маркизе все ее привилегии. И еще не раз выходила она победительницей в единоборствах с молодыми красотками, впрочем, как и со своими весьма опытными политическими противниками. Хотя ситуация существенно обострилась после дипломатических переговоров маркизы де Помпадур с австрийской эрцгерцогиней Марией-Терезой, приведших к изменению союзнических отношений между двумя странами. В 1756 году Франция, традиционный союзник Пруссии, примкнула к Австрии. К тому же Людовик под давлением своей фаворитки, яро ненавидевшей иезуитов, запретил деятельность их ордена во Франции.

Такого рода перемены слишком явно затрагивали интересы высокопоставленных лиц, чтобы маркиза могла чувствовать себя неуязвимой. И она это понимала. Приготовленная для нее пища тщательно проверялась — из всех способов устранения неугодных отравление оставалось по-прежнему трудно доказуемым.

Неожиданная смерть единственной дочери, которую маркиза надеялась выдать замуж за внебрачного сына короля, привела ее, обладавшую редкой выдержкой, на грань безумия. Подозревая козни врагов, маркиза потребовала вскрытия, но никаких результатов оно не дало.

Тяжело переживая это горе, маркиза, как никогда раньше, остро чувствовала свое одиночество. Ее ближайшая подруга оказалась шпионкой ее противников. Король все более превращался в снисходительного друга.

Душевный кризис заставил маркизу задуматься о возможном удалении от двора. Она даже написала письмо своему мужу, прося прощения за нанесенную ему обиду и явно нащупывая пути возвращения под давно оставленный семейный кров. Д’Этиоль без промедления ответил, что с готовностью прощает ее, но о большем речи не было...

К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!

По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.

15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет».

Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.

Людмила Третьякова

Настоящее имя известной маркизы – Жанна-Антуанетта Пуассон. Будучи фавориткой короля Людовика XV, мадам де Помпадур была необычайной женщиной и имела значительное влияние при дворе в течение 20 лет! Ни одной из обольстительниц короля никогда не удавалось подобного – всецело прибрать к рукам монарха и на протяжении долгого времени быть ему сначала любовницей, а позже и авторитетной персоной, советчиком и близким другом! Поистине маркиза де Помпадур заслуживает особого внимания!

Эта бесподобная женщина была далеко не знатного происхождения. Отец Жанны – лакей, с трудом получивший должность интенданта, который бросил их с матерью и сбежал после его очередной истории с воровством. Малышку взял на попечение известный дворянин Норман де Турнэм. По некоторым сведениям, он же и был настоящим отцом будущей фаворитки.

Благодаря своему приемному отцу, Жанна получила блестящее образование и воспитание. Искусство и науки давались девушке легко, кроме того природный артистизм и гибкость ума, присущие ей с рождения, легли в основу ее талантливой личности. Жанна во многом превосходила своих ровесниц: стихи читала с необыкновенным чувством выразительности, прекрасно играла и пела, вызывая восторг окружающих. Уверенность в своей исключительности давала Жанне мощную поддержку для своего развития.

В детстве одна гадалка предсказала Жанне крепкую связь с королем, официальное ее признание и значительное влияние на судьбу Франции. В 11 лет эта мысль прочно засела в прекрасной головке девочки и вплоть до 23 лет Жанна упорно шла к своей цели.

Получить дворянский титутул будущей маркизе помог брак с богатым племянником своего приемного отца и покровителя Шарлем Гийомом, некрасивым и страстно влюбленным в нее. К новоиспеченному мужу Жанна не испытвала ответных чувств, твердо решив отдать всю свою любовь и ласку исключительно королю Людовику, на роман с которым она возлагала большие надежды и была твердо уверена в его возникновении. С тех пор мисс Пуассон стала называться мадам д’Этиоль.

Привлечь внимание любвеобильного короля, пресыщенного светскими развлечениями, было довольно сложно. Скучающего монарха уже нечем было удивить, но Жанна тщательно изучила все его предпочтения и привычки. Людовик заметил Жанну на бале-маскараде, куда та прибыла в костюме Дианы-охотницы. Жанну нельзя было назвать красавицей, но она была необыкновенно очаровательна: стройный стан, светлые волосы, и прекрасные глаза-хамелеоны, которые каждый раз приобретали новый цвет – то завораживали глубокой синевой, то дурманили чернотой ночи. Заинтригованный король успел пообщаться с прекрасной незнакомкой, после чего она резко затерялась в толпе. После этого, король и мадам д’Этиоль вновь встречаются взглядами в двух рядом расположенных ложах, организованных предусмотрительной мадам и, наконец, ужинают наедине. Но впечатление о прекрасной женщине у короля сложилось неоднозначное, монарху показалось, что девушка неискренна с ним, отчего он на некоторое время забыл о ней.

Тогда будущая маркиза решила переиграть сценарий и придумала новый способ достижения своей цели. Жанна тайно пробралась в покои французского монарха и, рыдая, призналась ему в любви, от которой она потеряла голову, и что ревнивый муж погубит ее, узнав о совершенном проступке. Король был поражен такой самоотверженностью девушки и через несколько дней представил ее ко двору в качестве официальной фаворитки короля. Жанна поселилась в Версале, ее апартаменты находились прямо над комнатами короля. Позже, целеустремленная девушка получила дворянский титул маркизы де Помпадур.

Маркиза понимала, что сохранять привязанность ветреного и любвеобильного короля продолжительное время, тем самым поддерживая свое влияние при дворе и не сдавая позиций, будет достаточно сложно. Верным решением было стать незаменимой для короля, даже если его любовный пыл угаснет, изменить качество его жизни так, чтобы постоянно поддерживать к ней интерес. После того, как монарх объявил Жанну своей верной подругой, каждый вечер в гостиной Помпадур король встречал какого-нибудь интересного гостя – знаменитого художника или писателя, начинающего талантливого архитектора и многих интеллектуально одаренных персон того времени. Среди них Вольтер, Буше, Монтескье, Бюффон и многие другие знаменитые личности эпохи, общество которых показывало королю насколько многогранна жизнь и сколько в ней всего интересного. С тех пор в лице маркизы начинающие творческие личности находили мощную поддержку, и во многом благодаря ей стали известны миру. Помпадур воспитывала их и по крупицам создавала культуру и искусство Франции.

Влиятельная маркиза не обошла своим вниманием и моду. Страсть к потрясающим туалетам, роскошным прическам, постоянные поиски новинок и эксперименты с внешностью приводили к тому, что фаворитка задавала моду всей Франции! Ей подражали знатные дамы, открытые маркизой новинки в области парикмахерского искусства получали широкое распространение, придуманные фасоны платьев находили свое воплощение в известных модных домах. Маркиза любила вещи в стиле «a la reine», то есть в королевском стиле. Она не могла обойти своим вниманием и предметы интерьера, например, именно мадам де Помпадур принадлежит идея кружевом. Деятельная натура Жанны ни на минуту не останавливалась на достигнутом.

Сфера строительства также не осталась незатронутой активной мадам. За время своего «неофициального» правления страной, маркиза успела приобрести невероятно большое количество недвижимости. Каждое здание она с любовью преображала в соответствии со своими вкусами. Кроме того, дворцы и загородные дома Людовика также претерпели изменения под руководством великолепной маркизы. Если на очередную задумку Помпадур не хватало денег, она продавала одно из созданных ею творений и с пылом принималась за новое.

Жанна явно превосходила всех предыдущих зазноб короля, и это сильно укрепило ее позиции при дворе, поэтому все изменения в стране, в том числе с казной короля она проводила без лишней скромности. В течение 20 лет активной деятельности при дворе, только 5 из них Помпадур делила ложе с королем, остальные годы эта удивительная женщина была верным другом королю и его главным советчиком.

Материал подготовила Сережина Екатерина.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext