Бернштейн Николай Александрович: биография, фото и интересные факты. Бернштейн Н.А

16 января 1966, там же) - российский ученый, нейро- и психофизиолог, основатель отечественной школы биомеханики, создатель нового направления исследований - физиологии активности, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР (1946), лауреат Сталинской премии (1948). Сын психиатра Александра Бернштейна (1870-1922), внук физиолога Натана Бернштейна (1836-1891), племянник математика Сергея Бернштейна (1880-1968).

Окончил медицинский факультет (1919), а затем прослушал курс математического факультета Московского университета . В 1919-1922 гг. служил военным врачом в Красной армии. В 1922-1950 гг. Н. А. Бернштейн руководил созданной им лабораторией биомеханики в Центральном институте труда, позднее во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. В 1920-1930-е гг. под его руководством были созданы лаборатории биомеханики в Научно-исследовательском институте физкультуры и ряде других отраслевых научных учреждений.

Н. А. Бернштейн был человек очень разносторонних талантов: он увлекался математикой, музыкой, лингвистикой, инженерным делом. Однако все свои знания и способности он сконцентрировал на решении главной проблемы своей жизни - изучении движений животных и человека. Так, математические знания позволили ему стать основоположником современной биомеханики, в частности биомеханики спорта. Практика врача-невропатолога снабдила его огромным фактическим материалом, касающимся расстройств движений при различных заболеваниях и травмах центральной нервной системы. Занятия музыкой дали возможность подвергнуть тончайшему анализу движения пианиста и скрипача: он экспериментировал в том числе и на себе, наблюдая за прогрессом собственной фортепианной техники. Инженерные знания и навыки помогли Н. А. Бернштейну усовершенствовать методы регистрации движений - он создал ряд новых техник регистрации сложных движений. Наконец, лингвистические интересы, несомненно, сказались на стиле, которым написаны его научные труды: тексты Н.А. Бернштейна - одни из самых поэтичных образцов научной литературы. Его язык отличается сжатостью, четкостью и в то же время необыкновенной живостью и образностью. Конечно, все эти качества языка отражали и качества его мышления.

Н. А. Бернштейн является основателем и главой отечественной школы биомеханики, которая благодаря ему почти до конца 1940-х годов оставалась одной из ведущих в мировой науке. Широко развернутые в СССР по его нициативе экспериментальные исследования биомеханики движений здоровых и больных людей (трудовых, спортивных, при игре на фортепиано, при поражениях головного мозга, при пользовании протезами конечностей и т. д.) позволили проследить все узловые точки кинематической цепи, образующей биомеханическую модель движений человека, и разработать эффективные методики рационализации их построений («Общая биомеханика», 1926). Важные результаты были получены благодаря коренному усовершенствованию Н. А. Бернштейном техники регистрации движений: еще в 1920-х годах он модифицировал метод циклографии - скоростного фотографирования меток или лампочек, закрепленных на движущихся частях тела, предложив съемку на движущуюся пленку - киноциклографию.

Главное научное достижение Н. А. Бернштейна - создание им принципиально нового направления исследований - физиологии и, шире, биологии активности, сделавшее необходимым пересмотр ряда важнейших представлений не только в нейрофизиологии, но и всей теоретической биологии и психологии, а также заложившее теоретическую основу нейрокибернетики, бионики, теории управления, энергетики и т. д. Решая конкретную задачу биомеханики - изучение нейротипологических механизмов управления двигательными актами, - ученый установил, что движение есть частный случай более фундаментального свойства живого - активности, вне которого не могут быть поняты никакие другие проявления жизнедеятельности организма, особенно человеческого. Такой вывод, фактически противоречил физиологической концепции И. П. Павлова , основанной на принципе реактивности как главного регулятора важнейших жизненных актов. В области нейрофизиологии это требовало отказа от павловской модели рефлекторной дуги и замены ее идеей рефлекторного кольца, в связи с которой Бернштейн еще в середине 1930-х годов одним из первых сформулировал принцип обратной связи, ставший позднее основополагающим в теории информации и всей совокупности компьютерных наук. В психологии идея активности сделала необходимым коренное изменение взгляда на поведение человека, которое стало трактоваться не как совокупность реакций на поступающие извне сигналы, а как реализация установки на преодоление неблагоприятного давления окружения и противостояние ему, запрограммированной в модели потребного будущего.

Несмотря на то, что эти идеи шли вразрез с учением И. П. Павлова, а значит и с советской идеологией, основанной на упрощенном и даже искаженном толковании павловской модели человеческого поведения, Н. А. Бернштейн в 1946 году стал членом-корреспондентом АМН СССР, а его книга «О построении движений» (1947) была в 1948 году отмечена Сталинской премией. Этими официальными отличиями Бернштейн был обязан главным образом важным практическим приложениям, которые нашла его концепция - на ее основе были разработаны и успешно применялись эффективные методы восстановления двигательных функций у раненых во время Великой Отечественной войны , была создана более совершенная техника протезирования. Позднее плодотворность идей Н. А. Бернштейна подтвердилась при конструировании шагающих автоматов, разработке компьютерных управляющих устройств и составлении методик подготовки космонавтов. Все это не спасло его от антисемитской кампании - борьбы с безродными космополитами. В этот тяжелый для себя период ученый не отказался ни от одной из своих идей, очень дорого заплатив за это. Уже готовый набор его книги «О ловкости и ее развитии» (практическое приложение его теории к проблемам спорта) был уничтожен (книга была опубликована лишь в 1991 году), а в 1950 году, сразу же после объединенной сессии АН и АМН СССР, формально утвердившей монопольный статус павловской концепции высшей нервной деятельности, он был изгнан из созданной им лаборатории биомеханики и навсегда лишен возможности вести экспериментальные исследования. Последний период жизни Н. А. Бернштейн был занят особой деятельностью. К нему домой шли ученые и научные работники разных профессий: врачи, физиологи, математики, кибернетики, музыканты, лингвисты - для научных бесед. Они искали у него советов, оценок, консультаций, новых точек зрения. Другую половину дня ученый был занят собственной научной, теоретической работой - обоснованием физиологии и биологии активности. Он подводил итоги и снова осмысливал результаты, полученные в предыдущие периоды своей жизни. Уже после его смерти многие узнали, что за два года до кончины Н. А. Бернштейн сам поставил себе диагноз - рак печени, после чего снялся с учета из всех поликлиник и строго расписал оставшийся срок жизни, который он тоже определил с точностью до месяца. Он успел закончить и даже просмотреть гранки своей последней книги «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» (1966).

Автор этой книги Николай Александрович Бернштейн (1896 - 1966) - выдающийся советский и мировой ученый, создатель нового направления в науке, которое он скромно назвал «физиологией активности» (скромно - потому что это направление охватывает не только физиологию, но и психологию и биологию активности), первооткрыватель ряда ее законов. Авторитетные ученые относят его научные труды к тому же классу, что труды Сеченова, Ухтомского, Павлова.

Основные монографии Бернштейна «О построении движений» и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» переиздаются в серии «Классики науки» (издательство «Наука»), продолжают выпускаться за рубежом в переводе на английский и немецкий языки.

В основе всего научного творчества Н. А. Бернштейна лежит его новое понимание жизнедеятельности организма. Организм рассматривается им не как пассивная реактивная система, отвечающая на внешние стимулы и приспосабливающаяся к условиям среды (так считали мыслители периода «классического» механицизма в физиологии), а как созданная в процессе эволюции активная целеустремленная система. Действия этого организма направлены каждый раз на удовлетворение своих потребностей, на достижение определенной цели, которую Н. А. Бернштейн образно назвал «моделью потребного будущего». Иначе говоря, процесс жизни есть не «уравновешивание с окружающей средой», а преодоление этой среды. Он направлен не на сохранение статуса, а на движение в сторону родовой программы развития и самообеспечения. Таким образом, живой организм - это противящаяся энтропии, негэнтропийная система.

Такое понимание жизненных процессов является проявлением принципа материалистической телеологии, принципа целесообразности (сообразности цели!) характера действий живого организма. При таком понимании жизнедеятельности организма требовалась новая методика изучения его движений. Если в классической механистической физиологии движения изучались в лабораторных условиях, то Н. А. Бернштейн считал необходимым изучать их в естественных (практических) условиях. Им была создана методика, позволившая получать на светочувствительной пленке полную и ясную картину (в виде ряда кривых) того, как и с какой скоростью передвигаются те точки тела движущегося человека, перемещение которых в трехмерном пространстве имеет наиболее важное значение при том или другом двигательном акте. Разработаны были и методы анализа получаемых кривых, вычисления по ним сил, действующих на движущуюся часть тела. Свою методику Н. А. Бернштейн назвал кимоциклографией и циклограмметрией.

Огромное, далеко идущее значение разработанной Берн-штейном методики исследования движений сразу же понял и очень высоко оценил А. А. Ухтомский. В статье «К пятнадцатилетию советской физиологии» он писал: «Приходит время, когда наука может заговорить о „микроскопии времени“, как выражается где-то Н. А. Бернштейн… И здесь будет новый поворот в естествознании, последствий которого предоценить мы пока и не можем, подобно тому как современники Левенгука и Мальпига не могли предвидеть, что принесет их потомкам микроскоп» (Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова, т. XVI, в. 1, 1933, с. 47).

Для выполнения того или другого движения мозг не только посылает определенную «команду» к мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые, корректирующие «команды». Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и периферийной нервной системой существует не только прямая, но и обратная связь.

Дальнейшие исследования привели Н. А. Бернштейна к гипотезе, что для построения движений различной сложности «команды» отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень.

Многочисленные наблюдения и эксперименты полностью подтвердили эту гипотезу.

Уже из приведенного выше ясно, какое большое значение имеют результаты исследований Н. А. Бернштейна - не только теоретическое, но и для практиков: для спортивного тренера и спортсмена, для музыкального педагога и музыканта-исполнителя, для балетмейстера и артиста балета, для режиссера и актера, для всех тех профессий, для которых важно точное по результатам движение, особенно если оно совершается в необычных условиях (например, для пилота - в условиях непривычно больших и меняющихся ускорений, для космонавта - в условиях невесомости).

Результаты исследований Бернштейна важны и для врача, занимающегося формированием двигательных функций у больного, у которого они нарушены поражением нервной системы или двигательного аппарата (в частности, при протезировании).

Важны результаты работ Бернштейна и инженеру, который конструирует движущиеся механизмы и управление их движением и может при этом использовать знания о некоторых формах управления сложными движениями, которые «изобрела» природа и которые были изучены Бернштейном.

На самых первых порах изучения движений Бернштейн обнаружил, что при повторении одного и того же движения, например удара молотком по зубилу, рабочая точка молотка каждый раз очень точно попадает по зубилу, но путь руки с молотком к месту удара при каждом ударе в чем-то различен. И повторение движения не делает этот путь одинаковым. «Повторением без повторения» назвал это явление Н. А. Бернштейн. Значит, при каждом новом ударе нервной системе не приходится точно повторять одни и те же «приказы» мышцам. Каждое новое движение совершается в несколько отличных условиях. Поэтому для достижения того же результата нужны иные «команды» мышцам. Тренировка движения состоит не в стандартизации «команд», не в научении «командам», а в научении каждый раз быстро отыскивать «команду», которая в условиях именно этого движения приведет к нужному двигательному результату. Нет однозначного соответствия между результатом движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам. Есть однозначное соответствие между результатом движения и «образом потребного будущего», закодированном в нервной системе.

Вместе с тем основные научные труды Н. А. Бернштейна, в том числе две его основополагающие монографии как по объему приводимых сведений (в них необходимо было привести подробные данные о многочисленных наблюдениях и экспериментах, сопоставить свою методику и свои результаты исследований с методикой и результатами других авторов), так и по характеру изложения были обращены прежде всего к работникам науки: физиологам, психологам, биологам, медикам и т. д. - или к читателям, имеющим основательную подготовку в соответствующих отраслях науки. Для массового читателя пользоваться этими трудами было трудно.

А Бернштейн хотел довести свои идеи, результаты своих исследований и до широкого круга читателей, в частности до тех, для кого они представляли не только чисто познавательный, но и профессиональный интерес. Вот почему он охотно принял предложение Центрального научно-исследовательского института физической культуры написать научно-популярную книгу, которой дал название «О ловкости и ее развитии». Он увлеченно

работал над ней (это видно из ряда его записей), рукопись была не только одобрена институтом и принята к изданию, но даже запущена в производство… Но именно на это время пришелся разгул лысенковщины, борьбы с вейсманизмом-морганизмом, с космополитизмом и тому подобных явлений. И в результате издание не осуществилось. Только теперь, почти через полвека после того, как работа лежала на столе автора, она ляжет на стол читателя. Но несмотря на это, книга сохраняет свое значение и в наши дни.

Самый многочисленный круг читателей, для которых эта книга представляет профессиональный интерес, - это работники спорта и спортсмены. Поэтому книга выходит в издательстве «Физкультура и спорт». Но, как уже говорилось выше, она предназначена и для многих других читательских групп.

Николай Александрович Бернштейн родился в Москве 5 октября 1896 г. Его отец был известным российским психиатром, дед Натан Осипович - врачом, физиологом и общественным деятелем. В ю-ношеском возрасте проявились незаурядные способности будущего ученого: музыкальные, лингвистические, литературные, математические, инженерно-конструкторские и др. Он с легкостью изучал иностранные языки, играл на фортепиано

Образование Н.А. Бернштейн получил в Московском университете. Сначала он поступил на историко-философский факультет, намереваясь посвятить себя филологии, но с началом Первой мировой войны перевелся на медицинский. Он попал в ускоренный выпуск: на войне нужны были врачи, и студентов, проучившихся четыре года, отправляли на фронт. Однако окончание университета пришлось на 1919 г., когда уже шла гражданская война. Н.А. Бернштейн был мобилизован в Красную армию в качестве военврача.

После демобилизации в 1920 г. он некоторое время проработал психиатром в клинике В А. Гиляровского, но вскоре перешел в Центральный институт труда, где возглавил лабораторию биомеханики. Основной задачей, которую решала эта лаборатория, было изучение трудовых движений человека в естественных условиях с целью облегчения труда и повышения его эффективности До сих пор проблема регуляции движения человека решалась только одним способом: выключением лишних степеней свободы. Бернштейн предложилдругое решение - непредсказуемую, складывающуюся по ходу движения ситуацию на периферии нужно отслеживать, предваряя изменения с помощью «опережающих коррекций». Таким образом, он понимал сенсорную коррекцию как неотъемлемый элемент двигательного акта, сравнимый по сложности с интеллектуальным процессом. То есть движение, по мнению ученого, - это не механическое выполнение команды, получаемой от нервной системы, процесс решения двигательной задачи

Такие теории Н.А Бернштейна шли вразрез с идеями и замыслами А К. Гастева, основателя и руководителя Института труда, намеревавшегося конструировать движение, как конструируют машину, давая человеку любые двигательные установки. В 1925 г. Бер-нштейн оставил работу и перешел в Институт психологии, где проблема живого движения вызывала большой интерес. В 1926 г. вышел его капитальный труд «Общая биомеханика».

Н.А. Бернштейн как человек с весьма разносторонними интересами написал множество работ, посвященных проблемам из области биологии, математики, кибернетики, медицины, музыки. Будучи прекрасным пианистом, он изучал закономерности музыкального обучения и творчества, посвятив этому ряд научных работ, в их числе «Исследования по биодинамике фортепьянного удара», изданные в 1930 г., «Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса», выпущенные в 1939 г., а также глава «О технике игры на скрипке и фортепиано» в книге «О повторении движения».

Главным оппонентом теорий Н.А. Бернштейна был И.П. Павлов. Их полемика тянулась долго, и как возражение Павлову Бернштейн написал книгу «История учения о нервном импульсе». Во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в 1936 г. была запланирована их очная дискуссия. Но Павлов умер. Узнав, что его оппонент больше никогда не сможет ему ответить, Бернштейн отменил издание книги

Изучая проблемы движения, Н.А. Бернштейн уделял большое внимание клинической медицине Он был прекрасным невропатологом, занимался восстановлением движений при различных заболеваниях и травмах нервной системы. Эти исследования позволили принципиально изменить представление о локализации функций в нервной системе, а также предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций, что оказалось очень важным для лечения раненых в период Великой Отечественной войны.

В 1947 г. вышла монография Н.А. Бернштейна «О построении движений». Особое значение в этой теории занимает построение нейрофизиологической и неврологической структуры действий и навыков. Ученый считал, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга.

Низший, подкорковый уровень (А) представляет чистейшую физиологию. Он обеспечивает ту преднастройку мышечного тонуса, которая делает возможным осуществление двигательных актов различной сложности. Затем следует высший подкорковый уровень (В), на определенных стадиях филогенеза в животном мире он выполняет ведущую роль. У человека он подчинен кортикальным уровням, но его роль весьма велика. По двигательному богатству он, в определенных отношениях, превосходит высшие уровни. Этот уровень ведает движениями, в которых требуется точная согласованность ритмически повторяющихся во времени сложных движений, охватывающих все конечности и туловище (например, ходьба, бег, плавание и другие). По выражению Бернштейна, этот уровень «берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного движения», когда другой, вышележащий уровень обеспечивает приспособление к внешнему миру и внешним предметам.

Первый среди кортикальных уровней построения движений (С), по мнению автора, представляет интерес уже не только для физиологов, но и для психологов. В его состав входят высший отдел подкорковых узлов и некоторые слои коры головного мозга (зрительное поле, осязательное поле и другие) Самый замечательный признак этого уровня - его объективированность. Он освобожден от влияния физиологии собственного тела, которое тяготело над предыдущими уровнями. Он приобрел точность и меткость в овладении пространством, заполненным объектами, имеющими размер, форму и массу. Движения уровня С имеют ясно выраженный целевой характер. Поэтому при болезненном распаде этого уровня страдают прежде всего произвольные движения.

Следующий уровень действий (D) почти монопольно принадлежит только человеку. Именно здесь можно, по мнению Н.А. Бернштейна, увидеть начало слияния физиологического с психологическим, их взаимопереходы. Ведущий мотив в этом уровне заключается даже не в самом предмете, а в смысловой стороне действий с предметами, поэтому сенсорное поле здесь уже более сложно топологически. Уровень D обладает большой упражняемостью и высокой автоматизируемостью. Автоматизируются не смысловые элементы, а технические свойства выполнения действий. Для этого привлекаются нижележащие уровни вплоть до уровня С. Но в них предметный уровень не находит готовых сноровок, а должен ихвырабатывать. Следовательно, эти высшие автоматизмы являются благоприобретенными.

Выше уровня D лежит группа уровней Е. НА. Бернштейн считал, что они объединяют действия всех предыдущих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется сложная смысловая коррекция в соответствии с «желаемым будущим». Уровень Е ответствен за все виды речевой деятельности: музыкальную, хореографическую и другие. При его выпадении страдают эти высшие психологические виды деятельности. Монография «О построении движений» была впоследствии удостоена Сталинской премии.

В 1950 г. во время объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук, известной как «павловская сессия», работы Н.А. Бернштейна были подвергнуты критике за «антипавловскую» направленность. Сам он вскоре был уволен из институтов и до конца дней уже не имел лабораторной базы для работы.

Ученый не отказался от своих работ, а напротив, продолжал развивать собственные идеи. Друзья устроили его работать в реферативном журнале.

Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. В начале 1960-х гг. он много общался с физиками и математиками, писал в кибернетические издания, выступал с лекциями на семинаре, организованном молодыми математиками, биологами и физиками.

В это время начали формироваться основы того, что впоследствии получило название физиологии активности. В противовес изучению организма в покоящихся состояниях новое направление исследований, считал Н.А. Бернштейн, должно делать упор на активное поведение организма, преодоление им среды, а не приспособление к ней.

В середине 1960-х гг. у него обнаружили рак печени. Ученый рассчитал оставшиеся ему немногие годы жизни, оставил лабораторию и занялся дальнейшей разработкой теоретических проблем физиологии активности, биологических аспектов кибернетики, много работал со своими учениками, консультировал лингвистов, математиков, деятелей искусства, физиологов и медиков.

Н.А. Бернштейн умер в 1976 г. Он был разносторонне образованным человеком: работал на стыке психологии и физиологии, его теории посвящены проблемам из еще большего числа областей, его идеи используются в психологии, математике, биологии и физиологии,кибернетике. Изучая уровни построения движений, он пришел к созданию концепции физиологии активности. Его труды послужили примером и основой для творчества таких психологов, как Б.М. Ве-личковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и многих других.

В главное меню

Регулярная статья
Николай Александрович Бернштейн
200px
Дата рождения:
Место рождения:
Страна:

СССР

Научная сфера:

физиология, психофизиология

Место работы:

Московский университет

Альма-матер:

Московский университет

Награды и премии


Бернштейн, Николай Александрович (1896, Москва , – 1966, там же) - советский физиолог, нейрофизиолог и нейропсихолог.

Биографические данные

Окончил медицинский (в 1919 г.), а затем математический факультет Московского университета.

В 1919–22 гг. служил военным врачом в Красной армии.

В 1922–60 гг. Бернштейн руководил созданной им лабораторией биомеханики в Государственном институте психологии (1925–27), Государственном институте охраны труда (1927–33), Всесоюзном институте экспериментальной медицины (1933-37), Центральном НИИ физкультуры и спорта (1936–50), Институте неврологии (1943-60).

Вклад в науку

Бернштейн - основатель и глава советской школы биомеханики, которая благодаря ему почти до конца 1940-х гг. оставалась одной из ведущих в мировой науке.

Некоторые его идеи предвосхитили ряд положений кибернетики. По своим идеям концепция Бернштейна вышла за рамки нейрофизиологии и психофизиологии и оказалась в центре современных проблем нейрокибернетики, бионики, шагающих роботов и пр.

По инициативе Бернштейна в Советском Союзе широко развернулись экспериментальные исследования биомеханики движений (локомоций) здоровых и больных людей (движений трудовых, спортивных, при фортепьянной игре, при поражениях головного мозга, при пользовании протезами конечностей и т. д.).

Они позволили проследить все узловые точки кинематической цепи, образующей биомеханическую модель движений человека, и разработать эффективные методики рационализации их построений («Общая биомеханика», М., 1926).

Важные результаты были получены благодаря коренному усовершенствованию Бернштейном техники регистрации движений: еще в 1920-х гг. он модифицировал метод циклографии - скоростного фотографирования меток или лампочек, закрепленных на движущихся частях тела, предложив съемку на движущуюся пленку - киноциклографию.

Бернштейн впервые сформулировал задачу изучения движений высших животных и человека – управления сложной кинематической системой, в которой важную роль играют мышечные силы, силы инерции и реактивные факторы. Он разработал теорию о сенсорных коррекциях как необходимом механизме построения движений.

Главное научное достижение Бернштейна - создание им принципиально нового направления исследований - физиологии и, шире, биологии активности, сделавшее необходимым пересмотр ряда важнейших представлений не только в нейрофизиологии, но и всей теоретической биологии и психологии, а также заложившее теоретическую основу нейрокибернетики, бионики, теории управления, энергетики и т. д.

Решая конкретную задачу биомеханики - изучение нейротипологических механизмов управления двигательными актами, - Бернштейн установил, что движение есть частный случай более фундаментального свойства живого - активности, вне которого не могут быть поняты никакие другие проявления жизнедеятельности организма, особенно человеческого.

Такой вывод, фактически означавший замену детерминистского (причинного) объяснения жизнедеятельности телеологическим (целевым), противоречил физиологической концепции И. П. Павлова, основанной на принципе реактивности как главного регулятора важнейших жизненных актов.

В области нейрофизиологии это требовало отказа от павловской модели рефлекторной дуги и замены ее идеей рефлекторного кольца, в связи с которой Бернштейн еще в середине 1930-х гг. одним из первых сформулировал принцип обратной связи, ставший позднее основополагающим в теории информации и всей совокупности компьютерных наук.

В психологии идея активности сделала необходимым коренное изменение взгляда на поведение человека, которое стало трактоваться не как совокупность реакций на поступающие извне сигналы, а как реализация установки на преодоление неблагоприятного давления окружения и противостояние ему, запрограммированной в модели потребного будущего.

В области теоретической биологии из концепции Бернштейна вытекала неизбежность признания негэнтропийного характера жизнедеятельности, которая может осуществляться лишь наперекор реализующемуся в среде закону возрастания энтропии.

Несмотря на то, что эти идеи шли вразрез с учением И. П. Павлова, а косвенно и с политикой режима в области идеологии и культуры в целом (поскольку эта политика в значительной мере основывалась на упрощенном толковании павловской модели человеческого поведения), Бернштейн в 1946 г. стал членом-корреспондентом АМН СССР, а его книга «О построении движений» (М., 1947) была в 1948 г. отмечена Сталинской премией.

Этими официальными отличиями Бернштейн был обязан главным образом важным практическим приложениям, которые нашла его концепция - на ее основе были разработаны и успешно применялись эффективные методы восстановления двигательных функций у раненых во Второй мировой войне , создана более совершенная техника протезирования.

Позднее плодотворность идей Бернштейна подтвердилась при конструировании шагающих автоматов, разработке компьютерных управляющих устройств и составлении методик подготовки космонавтов.

Антисемитские преследования

В 1949 г. Бернштейн стал жертвой антисемитской кампании , проводившейся под видом борьбы с «космополитами»: уже готовый набор его книги «О ловкости и ее развитии» (практическое приложение его теории к проблемам спорта) без всякой видимой причины был рассыпан (опубликована лишь в 1991 г.).

В марте-апреле 1949 был обвинен в «идеализме». В 1950 г., сразу же после объединенной сессии АН и АМН СССР, формально утвердившей монопольный статус павловской концепции высшей нервной деятельности, Бернштейн был изгнан из созданной им лаборатории биомеханики и навсегда лишен возможности вести экспериментальные исследования.

Работа в конце жизни

В последние годы жизни Бернштейн интенсивно работал над теоретическим обоснованием физиологии и биологии активности. В 1966 г. вышли в свет его «Очерки по физиологии движения и физиологии активности». Лишь в 1990 г., когда Бернштейн был признан одним из классиков науки, была опубликована его работа «Физиология движений и активность».

Книги

  • Общая биомеханика, М., 1926;
  • Исследования по биодинамике ходьбы, бега, прыжка, М., 1940;
  • О построении движений, М., 1941, 1947;
  • Очерки о физиологии движений и физиологии активности, М., 1966.

Источники и ссылки

  • КЕЭ, том Доп.2, кол. 174–176

Примечания

Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Николай Александрович Бернштейн родился в Москве 5 октября 1896 г. Его отец был известным российским психиатром, дед Натан Осипович - врачом, физиологом и общественным деятелем. В ю-ношеском возрасте проявились незаурядные способности будущего ученого: музыкальные, лингвистические, литературные, математические, инженерно-конструкторские и др. Он с легкостью изучал иностранные языки, играл на фортепиано

Образование Н.А. Бернштейн получил в Московском университете. Сначала он поступил на историко-философский факультет, намереваясь посвятить себя филологии, но с началом Первой мировой войны перевелся на медицинский. Он попал в ускоренный выпуск: на войне нужны были врачи, и студентов, проучившихся четыре года, отправляли на фронт. Однако окончание университета пришлось на 1919 г., когда уже шла гражданская война. Н.А. Бернштейн был мобилизован в Красную армию в качестве военврача.

После демобилизации в 1920 г. он некоторое время проработал психиатром в клинике В А. Гиляровского, но вскоре перешел в Центральный институт труда, где возглавил лабораторию биомеханики. Основной задачей, которую решала эта лаборатория, было изучение трудовых движений человека в естественных условиях с целью облегчения труда и повышения его эффективности До сих пор проблема регуляции движения человека решалась только одним способом: выключением лишних степеней свободы. Бернштейн предложил другое решение - непредсказуемую, складывающуюся по ходу движения ситуацию на периферии нужно отслеживать, предваряя изменения с помощью «опережающих коррекций». Таким образом, он понимал сенсорную коррекцию как неотъемлемый элемент двигательного акта, сравнимый по сложности с интеллектуальным процессом. То есть движение, по мнению ученого, - это не механическое выполнение команды, получаемой от нервной системы, процесс решения двигательной задачи

Такие теории Н.А Бернштейна шли вразрез с идеями и замыслами А К. Гастева, основателя и руководителя Института труда, намеревавшегося конструировать движение, как конструируют машину, давая человеку любые двигательные установки. В 1925 г. Бер-нштейн оставил работу и перешел в Институт психологии, где проблема живого движения вызывала большой интерес. В 1926 г. вышел его капитальный труд «Общая биомеханика».

Н.А. Бернштейн как человек с весьма разносторонними интересами написал множество работ, посвященных проблемам из области биологии, математики, кибернетики, медицины, музыки. Будучи прекрасным пианистом, он изучал закономерности музыкального обучения и творчества, посвятив этому ряд научных работ, в их числе «Исследования по биодинамике фортепьянного удара», изданные в 1930 г., «Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса», выпущенные в 1939 г., а также глава «О технике игры на скрипке и фортепиано» в книге «О повторении движения».

Главным оппонентом теорий Н.А. Бернштейна был И.П. Павлов. Их полемика тянулась долго, и как возражение Павлову Бернштейн написал книгу «История учения о нервном импульсе». Во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в 1936 г. была запланирована их очная дискуссия. Но Павлов умер. Узнав, что его оппонент больше никогда не сможет ему ответить, Бернштейн отменил издание книги

Изучая проблемы движения, Н.А. Бернштейн уделял большое внимание клинической медицине Он был прекрасным невропатологом, занимался восстановлением движений при различных заболеваниях и травмах нервной системы. Эти исследования позволили принципиально изменить представление о локализации функций в нервной системе, а также предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций, что оказалось очень важным для лечения раненых в период Великой Отечественной войны.

В 1947 г. вышла монография Н.А. Бернштейна «О построении движений». Особое значение в этой теории занимает построение нейрофизиологической и неврологической структуры действий и навыков. Ученый считал, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга.

Низший, подкорковый уровень (А) представляет чистейшую физиологию. Он обеспечивает ту преднастройку мышечного тонуса, которая делает возможным осуществление двигательных актов различной сложности. Затем следует высший подкорковый уровень (В), на определенных стадиях филогенеза в животном мире он выполняет ведущую роль. У человека он подчинен кортикальным уровням, но его роль весьма велика. По двигательному богатству он, в определенных отношениях, превосходит высшие уровни. Этот уровень ведает движениями, в которых требуется точная согласованность ритмически повторяющихся во времени сложных движений, охватывающих все конечности и туловище (например, ходьба, бег, плавание и другие). По выражению Бернштейна, этот уровень «берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного движения», когда другой, вышележащий уровень обеспечивает приспособление к внешнему миру и внешним предметам.

Первый среди кортикальных уровней построения движений (С), по мнению автора, представляет интерес уже не только для физиологов, но и для психологов. В его состав входят высший отдел подкорковых узлов и некоторые слои коры головного мозга (зрительное поле, осязательное поле и другие) Самый замечательный признак этого уровня - его объективированность. Он освобожден от влияния физиологии собственного тела, которое тяготело над предыдущими уровнями. Он приобрел точность и меткость в овладении пространством, заполненным объектами, имеющими размер, форму и массу. Движения уровня С имеют ясно выраженный целевой характер. Поэтому при болезненном распаде этого уровня страдают прежде всего произвольные движения.

Следующий уровень действий (D) почти монопольно принадлежит только человеку. Именно здесь можно, по мнению Н.А. Бернштейна, увидеть начало слияния физиологического с психологическим, их взаимопереходы. Ведущий мотив в этом уровне заключается даже не в самом предмете, а в смысловой стороне действий с предметами, поэтому сенсорное поле здесь уже более сложно топологически. Уровень D обладает большой упражняемостью и высокой автоматизируемостью. Автоматизируются не смысловые элементы, а технические свойства выполнения действий. Для этого привлекаются нижележащие уровни вплоть до уровня С. Но в них предметный уровень не находит готовых сноровок, а должен их вырабатывать. Следовательно, эти высшие автоматизмы являются благоприобретенными.

Выше уровня D лежит группа уровней Е. НА. Бернштейн считал, что они объединяют действия всех предыдущих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется сложная смысловая коррекция в соответствии с «желаемым будущим». Уровень Е ответствен за все виды речевой деятельности: музыкальную, хореографическую и другие. При его выпадении страдают эти высшие психологические виды деятельности. Монография «О построении движений» была впоследствии удостоена Сталинской премии.

В 1950 г. во время объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук, известной как «павловская сессия», работы Н.А. Бернштейна были подвергнуты критике за «антипавловскую» направленность. Сам он вскоре был уволен из институтов и до конца дней уже не имел лабораторной базы для работы.

Ученый не отказался от своих работ, а напротив, продолжал развивать собственные идеи. Друзья устроили его работать в реферативном журнале.

Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. В начале 1960-х гг. он много общался с физиками и математиками, писал в кибернетические издания, выступал с лекциями на семинаре, организованном молодыми математиками, биологами и физиками.

В это время начали формироваться основы того, что впоследствии получило название физиологии активности. В противовес изучению организма в покоящихся состояниях новое направление исследований, считал Н.А. Бернштейн, должно делать упор на активное поведение организма, преодоление им среды, а не приспособление к ней.

В середине 1960-х гг. у него обнаружили рак печени. Ученый рассчитал оставшиеся ему немногие годы жизни, оставил лабораторию и занялся дальнейшей разработкой теоретических проблем физиологии активности, биологических аспектов кибернетики, много работал со своими учениками, консультировал лингвистов, математиков, деятелей искусства, физиологов и медиков.

Н.А. Бернштейн умер в 1976 г. Он был разносторонне образованным человеком: работал на стыке психологии и физиологии, его теории посвящены проблемам из еще большего числа областей, его идеи используются в психологии, математике, биологии и физиологии, кибернетике. Изучая уровни построения движений, он пришел к созданию концепции физиологии активности. Его труды послужили примером и основой для творчества таких психологов, как Б.М. Ве-личковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и многих других.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Николай Александрович Рыбников, один из виднейших, но незаслуженно забытых в настоящее время советских психологов, родился в 1890 г. Он пришел в психологию довольно поздно - в 27 лет, а путь его к получению знаний был достаточно своеобразным.

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ХУДЯКОВ Николай Александрович Николай Александрович Худяков родился в 1925 году в селе Пуктыш Щучанского района Челябинской (ныне Курганской) области в крестьянской семье. Русский. В Челябинске закончил школу ФЗУ, работал слесарем на заводе мерительных инструментов. В

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Семенов Николай Александрович Те, кто хотел остаться в Союзе, могли написать заявление и не отправляться в Афганистан, но никто из нашей части такого заявления не писал. И через три месяца службы, в разгар лета 1981 года, мы полетели в Афган. Жара на Кандагарском аэродроме

Из книги Гончаров автора Мельник Владимир Иванович

Цесаревич Николай Александрович Сближение романиста с царской семьей началось довольно рано, - после его кругосветного путешествия на фрегате «Паллада». Нельзя сказать, что Гончаров избегал знакомств при дворе. Но в то же время, не особенно стремясь к подобным

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

БУЛГАНИН Николай Александрович (30.05.1895 - 24.02.1975). Член Политбюро (Президиума) ЦК ВКП(б) - КПСС с 18.02.1948 г. по 05.09.1958 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 18.02.1948 г. Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 05.10.1952 г. Член ЦК ВКП(б) - КПСС в 1937 - 1961 гг. Кандидат в члены ЦК ВКП(б)

Из книги Гончаров без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

МИХАЙЛОВ Николай Александрович (27.09.1906 - 25.05.1982). Член Президиума ЦК КПСС с 16.10.1952 г. по 05.03.1953 г. Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 22.03.1939 г. по 16.10.1952 г. Секретарь ЦК КПСС с 16.10.1952 г. по 05.03.1953 г. Член ЦК ВКП(б) - КПСС в 1939 - 1971 гг. Член КПСС с 1930 г.Родился в Москве в семье кустаря-сапожника.

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

ТИХОНОВ Николай Александрович (01.05.1905 - 01.06.1997). Член Политбюро ЦК КПСС с 27.11.1979 г. по 15.10.1985 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 27.11.1978 г. по 27.11.1979 г. Член ЦК КПСС в 1966 - 1989 гг. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961 - 1966 гг. Член КПСС с 1940 г.Родился в г. Харькове в семье инженера. Русский.

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

УГЛАНОВ Николай Александрович (05.12.1886 - 31.05.1937). Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г. по 24.04.1929 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 20.08.1924 г. по 24.04.1929 г. Секретарь ЦК партии с 20.08.1924 г. 24.04.1929 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1923 - 1930 гг. Кандидат в члены ЦК РКП(б) в 1921 - 1922 гг. Член

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Брат Николай Александрович Александр Николаевич Гончаров:Отец был психически больной человек. Он имел вид чисто провинциального чиновника, рано обрюзгший, мало занимавшийся собой. Дома он всегда был в халате, а для выхода у него были черный сюртук, манишки и воротнички и

Из книги автора

Евстахов Николай Александрович Родился в 1921 году в деревне Красное Плавского района Тульской области. Получив неполное среднее образование, работал трактористом. С 1940 года по апрель 1941 года служил в танковых войсках. В Великой Отечественной войне участвовал с сентября

Из книги автора

Тимофеев Николай Александрович Родился в 1925 году в дер.Молочные Дворы Плавского района Тульской области. Окончив в гор.Бронницы Московской области семилетнюю школу, поступил в ремесленное училище. В 1943 году призван в ряды Советской Армии и направлен на фронт. Погиб в

Из книги автора

Токарев Николай Александрович Родился в 1907 году в гор.Туле в семье потомственных оружейников. После окончания местной школы работал на оружейном заводе, одновременно учился на рабфаке. В 1923 году вступил в комсомол, в 1926 году - в ВКП(б). В 1930 году поступил в Высшее

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ЛЕЙКИН Николай Александрович 7(19).12.1841– 6(19).1.1906Прозаик, журналист. Редактор-издатель юмористического журнала «Осколки» (с 1881). Печатался с 1860. Автор 36 романов, 11 пьес и свыше 10 тысяч рассказов. Более 30 сборников рассказов, в том числе: «Неунывающие россияне» (СПб., 1879; 2-е изд.,

Из книги автора

МОРОЗОВ Николай Александрович 25.6(7.7).1854 – 30.7.1946Поэт, ученый, мемуарист. Народоволец, в 1882 был приговорен к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Петропавловской крепости, а с 1884 – в Шлиссельбурге. В заключении написал 26 томов произведений разных жанров,

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext