Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Женские профессии Конспект занятия труд детей по логоп

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Задачи:

  1. Закреплять умение образовывать названия профессий с помощью суффиксов -тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист- .
  2. Закреплять умение образовывать сложные слова методом сложения основ.
  3. Учить рифмовать слова.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Развивать фразовую речь.

Оборудование: предметные картинки по теме «Профессии», «Инструменты».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Постановка цели.

2. «Отгадай загадки».

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники.)

3. Игра в рифму «Разные профессии» (с опорой на предметные картинки).

В школе учит нас... учитель.
Строит здания... строитель.
Поезд водит... машинист.
На тракторе пашет... тракторист.
Самолетом правит... летчик.
Паркет выложит... паркетчик.
Красит стены нам... маляр.
Мебель делает... столяр.
На станке ткет ткани... ткач.
От болезней лечит... врач.
Пишет красками... художник.
Сапоги сошьет... сапожник.
Часы починит... часовщик.
Погрузит краном... крановщик.
Рыбу ловит нам... рыбак.
Служит на море... моряк.
В машине возит груз... шофер.
На комбайне работает... комбайнер.
За свинками следит... свинарка.
Доит коров всегда... доярка.
В доме свет провел... монтер.
В шахте трудится... шахтер.
Кровлю сделает... кровельщик.
Вставит стекло... стекольщик.
На барабане нам сыграет... барабанщик.
В магазине мусор уберет... уборщик.
В баскетбол играет... баскетболист.
На велосипеде едет... велосипедист.
В шахматы играет... шахматист.
В шашки обыграет нас... шашист.
В трубу дует... трубач.
На скрипке сыграет... скрипач.
Песни нам поет... певец.
Кто всех знает... МОЛОДЕЦ!

4. «Назови профессию».

Детям раздаются картинки – надо называть профессию, рассказать, что делает человек.

Дрессировщик дрессирует зверей.
- Стекольщик вставляет стекло.
- Экскаваторщик работает на экскаваторе.
- Точильщик точит ножи.
- Портниха шьет одежду.
- Печник кладет печь.
- Мотоциклист движется на мотоцикле.
- Велосипедист едет на велосипеде.
- Пианист играет на рояле.
- Парашютист прыгает с парашютом.
- Хоккеисты играют в хоккей.
- Футболисты играют в футбол.

5. Пантомима «Угадай профессию».

Ребенок изображает профессию, которая нарисована на картинке. Остальные дети отгадывают кого он показывает (скрипач, чистильщик, дроворуб, уборщица, парикмахер, фотограф).

6. Игра «Кому это нужно для работы?».

На столе перемешаны картинки. Дети выбирают большие карточки (изображена профессия), подбирают к ним маленькие (изображены предметы, относящиеся к этой профессии) и объясняют свой выбор.

Почтальон – письма, газеты, журналы, посылка.
Врач – градусник, аптечка, таблетки, капли.
Строитель – кирпичи, мастерок, экскаватор.
Художник – краски, кисточки, палитра, мольберт.
Повар – кастрюли, тарелки, половник, ложки, плита.
Швея – ткань, метр, нитки, иголки, швейная машинка.

7. Физкультурная минутка .

Педагог – паровоз, дети – вагоны.

Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети руками изображают движения колес.

8. Игра «Третий лишний».

Выделить «лишний» предмет по принадлежности к профессии, объяснить, почему он «лишний»:

  • кастрюля, топор, сковорода (лишний топор, потому что топор нужен дроворубу, а кастрюля и сковорода необходимы повару);
  • тигр, катушка ниток, слон;
  • топор, игла, клещи;
  • ирисы, лодка, роза;
  • шорты, рубашка, сом;
  • гармонь, труба, совок.

9. «Как будет называться профессия?»

Закрепление навыка словообразования профессий:

  • дрова рубит – дроворуб;
  • рыбу ловит – рыболов;
  • полы трет – полотер;
  • пчел разводит – пчеловод;
  • землю копает – землекоп;
  • хлеб печет – хлебопек;
  • землю пашет – землепашец.

10. «Назови действия людей».

  • Дровокол – дрова колет.
  • Цветовод – ... .
  • Овощевод – ... .
  • Садовод – ... .
  • Свекловод – ... .
  • Рисовод – ... .
  • Льновод – ... .
  • Лесоруб – ... .

11. Скороговорки .

  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • Клара у Вали играет на рояле.
  • Рыбу ловит рыболов,
    Весь в реку уплыл улов.
  • Петя пилил пилой пень.
  • Часовщик чинил часы,
    Прищемил себе усы.
  • Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  • Улов у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Кровельщик Кирилл
    Криво крышу крыл.
    Перекрыть крышу
    Пригласил Гришу.

12. Подведение итогов.

Использованная литература:

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./Составители Н.В. Елкина, Е.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития»,1998.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.:ВЛАДОС, 1994.
  3. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”.
  • Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель, летает – летчик, налаживает – наладчик, учитель – учительница, художник – художница, спортсмен – спортсменка.
  • Продолжить работу по обучению предложно-падежному управлению: творительный падеж – забивают молотком, стригут ножницами, шьют иголкой, дательный падеж – посуда нужна повару, указка нужна учителю, жезл нужен постовому, родительный падеж – белый халат у врача, лётная форма у пилота.
  • Учить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом “а”: Врач лечит, а повар готовит.
  • Активизировать в речи глагольную лексику, учить подбирать глаголы, обозначающие трудовые действия по всем профессиям.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети в хороводе проговаривают приветствие:

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Засияло всё вокруг!
Раз-два, раз-два!
Заниматься нам пора!

2. Логопед читает стихотворение о профессиях и объявляет тему занятия.

Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!

Сегодня мы поговорим о профессиях людей.

3. Игра “Назови профессию”.

Дети передают мяч по кругу, называя разные профессии.

4. Игра “Кто что делает?”.

Логопед бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок бросает мяч обратно и называет, что человек этой профессии делает. Например: учитель – учит, строитель – строит, водитель – водит машину, продавец – продаёт товары, врач – лечит людей, воспитатель – воспитывает детей, парикмахер – делает прически, портной – шьёт и т. д.

5. Игра “Запомни профессию, составь предложение”.

Логопед раздает детям разноцветные флажки и называет каждому ребенку какую-то профессию. Затем с флажками выполняются упражнения. Дети прячут флажки за спину, логопед спрашивает, какого цвета у каждого флажок. После этого логопед собирает у детей флажки. Каждый ребенок, возвращая флажок, вспоминает свое слово и составляет с ним предложение. Например: Продавец продает игрушки.

6. Игра “Мужская и женская профессия”.

Логопед раздает мальчикам картинки с изображением мужчин разных профессий: учитель, портной, продавец, спортсмен, скрипач и т. д. Мальчики выбирают девочек, затем мальчик называет свою картинку: “Я учитель”. Девочка отвечает: “А я учительница”. Мальчики провожают девочек на стульчики.

7. Логопед читает стихотворение:

Нам воспитатель готовит еду,
Повар нам сказки читает в саду,
Доктор нам волосы быстро стрижет,
А парикмахер лекарства дает.

Логопед спрашивает детей, что в этом стихотворении неправильно, как можно исправить ошибки.

8. Игра “Небылицы”.

Логопед читает предложения: Повар лечит, а врач готовит. Строитель учит, а учитель строит. И т. д. Дети исправляют предложения.

9. Сюрпризный момент.

Приходит Человек – рассеянный, одетый в фуражку, медицинский халат и накидку парикмахера, приносит с собой инструменты для разных профессий. Дети помогают разобраться, что для какой профессии нужно. Например: фуражка нужна военному, фен нужен парикмахеру и т. д. Человек – рассеянный благодарит детей за помощь и восхищается их знаниями.

10. Игра с картинками “Подбери инструменты и оборудование людям разных профессий”.

На наборном полотне выставлены картинки людей разных профессий, а на столе разложены перевернутые картинки инструментов и оборудования. Дети выходят к столу, переворачивают картинку и объясняют, кому для работы нужен этот предмет. Например: градусник нужен медсестре, она меряет температуру; полицейская машина нужна полицейскому, он едет на задание.

11. Игра “Кем ты хочешь стать?”

На стойке висит одежда для разных профессий. Дети выбирают подходящую одежду и инструменты и одеваются врачом, парикмахером, поваром, пожарным. Затем каждый рассказывает, кем он будет, и как он будет работать.

12. Пословицы о труде.

Логопед говорит с детьми о том, что кем бы человек ни стал, главное, чтобы он трудился добросовестно. Логопед: “Пословица – мудрость народная, пословица недаром молвится”. Дети рассказывают пословицы о труде, которые они выучили дома с родителями.

Труд кормит, а лень портит.
Труд кормит и одевает.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Сделал дело, гуляй смело.
Почет и труд рядом живут.
Всякий человек в деле познается.
Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
Где труд, там и счастье.
От скуки бери дело в руки.
Рукам работа – душе праздник.
Есть терпение – будет и умение.

13. Итог занятия.

Дети вспоминают, какие задания они выполняли на занятии.

Учитель-логопед хвалит детей.

Литература.

  1. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. – М.: “Детская литература”, 1986.
  2. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

Шеянова Ольга Викторовна

Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,

город Новокузнецк

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача : совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в дательном падеже, согласование их с глаголом), активизировать и расширить словарь по теме «Профессии», стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающая задача : развивать зрительно-пространственные представления, мелкую моторику, память.

Коррекционно-воспитательная задача : воспитывать уважение к людям труда.

Оборудование: предметные картинки по теме «профессии», игрушки-животные, аудиозаписи «Голоса животных», загадок, песни «Кем я стану?», игрушка «доктор Айболит», фотография «В лечебнице», два плоскостных изображения Буратино-грустного и весёлого, настольная игра «Я буду доктором», презентация слайд-шоу работников детского дома (учителя, швеи, доктора).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Утро доброе, ребята! В гости к нам пришла весна!

И луга, и лес, и поле пусть пробудит ото сна.

Вот и солнышко проснулось, стало лучше пригревать.

Ласково нам улыбнулось, зовёт занятие начинать.

II. Повторение.

  • Прослушивание песенки «Кем я стану?» (муз. Ваняна, сл. Викторова).

Логопед. Прослушайте песенку.

Исполнение песни двумя мальчиками

Логопед . Кем хочет стать Серёжа?

Ребёнок . Шофёром.

Логопед . Кем хочет стать Алёша?

Ребёнок . Монтёром.

Логопед. О какой профессии сейчас идёт речь?

Чтение стихотворения об актрисе, стихотворение читает ребёнок.

Снова занавес открыт,

И на сцене свет горит,

Кто в костюме театральном

К вам приходит шагом бальным,

Кто под маской прячет глазки,

Веер тоже вместо маски?

Дети . Загадка об актрисе.

Логопед. О каких профессиях мы говорили на прошлом занятии?

Дети . Мы говорили о капитане, о машинисте, о художнике.

  • Игра «Где чьё?» (по типу игры «Лото»)

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки, найдите свою пару. Назовите правильно профессию.

Дети. Это продавец; это строитель и т.д.

  • Работа с картинками.

На доске предметные картинки: библиотекарь, швея, доктор, шахтёр, лётчик, милиционер.

Логопед . Люди каких профессий работают в нашем детском доме? Выберите нужные картинки.

Дети выбирают картинки.

Логопед . Проверьте правильность своего ответа.

Показ слайдов, на которых изображены учитель, швея и доктор – работники нашего детского дома.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательны, мне понравились ваши правильные ответы.

3. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях.

III. Изучение нового материала .

  • Работа с «зашумлёнными» картинками.

У каждого ребёнка картинка с двумя изображениями: кастрюля, чайник; расчёска, ножницы; кисть, краски; катушка ниток, иголка; глобус, указка; молоток, клещи.

Логопед. На картинках изображены предметы, узнайте их.

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Кому нужны эти предметы?

Заслушиваются ответы детей.

  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Игра проводится с медицинскими принадлежностями из набора «Я буду доктором» – пипеткой, градусником и т.д.

Логопед. Кому нужны для работы эти предметы?

Дети . Эти предметы нужны докторам.

  • Беседа по фотографии «В лечебнице».

Логопед. Недавно мы были на экскурсии в лечебнице. Кому оказывали помощь в лечебнице?

1-й ребёнок. В лечебнице оказывали помощь кошке.

2-й ребёнок. Доктор лечила собаку.

Логопед . Для чего приводят в лечебницу животных?

1-й ребёнок. Животным ставят прививки.

2-й ребёнок . Животным выписывают витамины.

Логопед. Как их лечат?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Кому благодарны хозяин и животное?

Дети. Доктору.

Логопед. Вспомните, как называется доктор, который лечит животных?

Дети . Ветеринар.

Предлагается хоровое и индивидуальное произнесение.

Логопед . Герой какого произведения был ветеринаром?

Дети . Это произведение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.

Логопед . Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор Айболит.

Внесение игрушки – доктора Айболита.

  • Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Логопед . К доктору Айболиту на приём пришли больные. Их много, узнайте их по голосам. Как только узнаете животного, поставьте на изображение фишку.

Логопед . Кому поможет доктор Айболит?

Дети . Доктор Айболит поможет лошади, корове и т.д.

Логопед . Доктор назначил им лекарства. Кому нужны капли для ушей?

Дети. Свинье нужны капли, у неё болит ухо.

Логопед . Кому нужен бинт, чтобы перевязать лапу?

Дети. Бинтик нужен собаке, потому что у неё рана на лапке.

Логопед . Кому нужна мазь для копыт?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Кому нужны капли для глаз?

Дети . Капли нужны корове.

При правильном ответе «лекарство» отдаётся животному.

Логопед . Доктору Айболиту понравились ваши грамотные ответы и ваши заботливое отношение к больным животным. Ребята, вы поняли, как сложна, важна и необходима профессия ветеринара. Доктор Айболит пришёл к нам не один, с ним Буратино.

IV. Физминутка «Буратино».

V. Закрепление.

Логопед . Почему Буратино такой грустный?

Звучит тихая печальная музыка.

Логопед. Что же случилось? Оказывается, Буратино нужно выполнить несколько заданий. Давайте ему поможем!

  • Работа с загадками

Загадки звучат на магнитофоне.

Это что за богатырь, Летит птица-небылица,

Он велик и ввысь, и вширь, А внутри народ сидит

Он гудит, он поёт, Меж собою говорит.

Пианино нам везёт. (Самолёт)

(Грузовик)

Ходит город-великан на работу в океан.

(Корабль)

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Троллейбус)

При отгадывании загадки даётся медалька, на которой изображено отгаданное транспортное средство.

Медалька изготавливается из пластмассовой крышки, крепится на ленточке. На крышку наклеивается изображение (волк, белка).

Логопед . Кому для работы нужен самолёт? Грузовик? А корабль? Троллейбус?

Заслушиваются ответы детей.

  • Работа с индивидуальным наглядным материалом.

1. Задание с пунктирными изображениями.

Логопед. Представьте, что вы – капитаны, лётчики, водители троллейбусов, шофёры. Нарисуйте своё транспортное средство по коротким линеечкам.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы очень аккуратно соединили линеечки, у вас получились красивые транспортные средства.

2. Задание «Каждой картинке своё место».

Коррекционно-образовательные цели.

Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.

Расширить и активизировать словарь по теме «Профессии».

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительных в родительном падеже.

Совершенствование умения выделять звук на фоне слова.

Совершенствование умения решать кроссворды и отгадывать слово.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие речевого слуха, зрительного восприятия, внимания; памяти, мышления;

Развитие мелкой, общей моторики координации речи с движениями, ловкости.

Воспитательные цели.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Ход занятия:

1. Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия. Что такое профессия? Профессия это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями.

Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жильё, пищу и одежду.

Сегодня утром ко мне пришли брат с сестрой Ваня и Таня. Я услышала их разговор. Они мечтали о том, кем они станут, когда вырастут. – Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач – самая главная профессия, потому что он лечит людей.

А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы, - ответил сестре Ваня.

Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать, - сказала Таня.

Значит главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед, - подумав, заметил Ваня.

А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

Его вылечит врач – уверенно ответил Ваня.

Так кто же тогда главнее? – растерянно спросила Таня.

Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы.

Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям – сказала мама.

Логопед подводит итог: все профессии важны, потому что все нужны.

2. Игра в рифму «Доскажи словечко»

Какие профессии начинаются со звука А?

Поезд водит... (машинист).

Пашет поле... (тракторист).

Самолетом правит... (летчик).

Клеит книги... (переплетчик).

В школе учит нас... (учитель).

Строит здания... (строитель).

Красит стены нам... (маляр).

Мебель делает... (столяр).

Песни нам поет... (певец).

Торговлей занят... (продавец).

На станке ткет ткани... (ткач).

От болезней лечит... (врач).

Лекарства выдает... (аптекарь).

Хлеб печет в пекарне... (пекарь).

Пишет красками... (художник).

Сапоги сошьет... (сапожник).

Часы починит... (часовщик).

Погрузит краном... (крановщик).

Рыбу ловит нам... (рыбак).

Служит на море... (моряк).

В машине возит груз... (шофер).

Хлеб убирает... (комбайнер).

За свинками следит... (свинарка).

Доит коров всегда... (доярка).

Главный в поле... (агроном).

Звезды знает... (астроном).

Ходит в горы... (альпинист).

Вглубь плывет... (аквалангист).

В доме свет провел... (монтер).

В шахте трудится... (шахтер).

В жаркой кузнице... (кузнец).

Кто всех знает - ... (молодец).

А. Дорофеева

2. Игра «Исправь ошибки»

Логопед: « Послушай внимательно, исправишь обязательно!»

Водитель управляет самолетом. (Пилот управляет самолетом)

Тракторист учит детей. (Учитель учит детей)

Повар приготовил вкусный зуб. (Повар приготовил вкусный суп)

К больному пришел грач. (К больному пришёл врач)

Садовник поливает цветы из линейки. (Садовник поливает цветы из лейки)

Водитель сидит за кулем. (Водитель сидит за рулем)

3. Игра «Назови и расскажи»

Дети по очереди достают из конверта, принесенного куклами, картинки с изображением людей разных профессий называют профессию и действие (это учитель, учитель учит…).

4. Пальчиковая гимнастика «Почтальон»

Что принес нам почтальон? Поднимают плечики.

С толстой сумкой ходит он. Показывают сумку.

Перевод, журнал, газету, Загибают по одному пальчику.

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

5. Игра «Чьи предметы?»

Чтобы человек любой профессии хорошо работал, люди придумали и изготовили инструменты и предметы.

Дети выполняют задания карандашом на листочках

6. Игра «Кому принадлежит фраза?»

Как вас подстричь? А челку покороче? (Парикмахеру)

Дети, здравствуйте! Начинаем урок чтения. Откройте учебники на 45 странице. (Учителю)

Несите кирпич, цемент.(Строителю)

У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите: А-а-а. (Врачу)

Сколько вам взвесить конфет? С вас 50 рублей! (Продавцу)

7. Игра «Мужчина-женщина»

(певец-певица, художник-…, тракторист-…,учитель-…, писатель-…, птичник-…,дояр-…, танцор-…,летчик-….).

8. Физминутка «Мы в профессии играли»

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках -

Быстро едим по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Снова сесть нам всем пора.

Итог занятия :

    О чем мы сегодня говорили на занятии?

    Что нового узнали сегодня Ваня и Таня?

Орлова О.Л., учитель-логопед.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях взрослых, орудиях труда; упражнять в навыках образования существительных от глаголов, в составлении простых предложений с союзом, упражнять в правильном употреблении предлога -в- в составлении простых предложений, сложных слов; подбирать подходящие по смыслу определения;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: картинки с профессиями, картинки с транспортом, карточки с предметами.

Ход занятия.

1 . Организационный момент. Приходит в гости Незнайка и спрашивает детей: “Как называется ваш д/ сад? Кто вас сюда приводит? А что в это время делают ваши папы и мамы, когда вы в д/саду? ” (дети отвечают).
Незнайка спрашивает: “А вы знаете, кем работают ваши родители?” (дети отвечают).
Учитель-логопед: Незнайка, дети у нас знают название многих профессий, оставайся и играй вмести с нами, и ты тоже многое узнаешь.

2. Д/ игра “ Назови профессию? ”.
Незнайка играет вмести с детьми. Дети встают в круг и играют с мячом. Учитель-логопед задает вопросы, дети отвечают.
Учит (кто?) – учитель
Строит (кто?) – строитель
Водит (кто?) – водитель
Незнайка готовит (кто?) – Пончик, а лечит (кто?) – Пилюлькин. (дети подскажите Незнайке).

3.Логопед загадывает загадки.

4. Д/ игра “ Подбери слово ”.

Учитель-логопед предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на них изображен, и подобрать к нему слова определения.
Летчик какой? – храбрый, смелый.
Учитель какой? – умный, добрый.
Водитель какой? – внимательный, осторожный, . . .
Незнайка врач какой? – злой, страшный. Дети его поправляют врач – добрый, заботливый.

5. Д/ игра “ Кто работает на машинах? ” (формирование навыка словообразования.)
Учитель-логопед предлагает детям сесть на ковер и сказать: “ Что нарисовано на картинках? Какие виды транспорта вы увидели? (наземный, водный, воздушный)”.
На тракторе пашет тракторист.
Поезд водит машинист.
На самолете летает летчик.
На машине ездит водитель, шофер.
А ты, Незнайка, знаешь, кто летает на ракете? – космонавт, я сам летал. Правильно, дети его хвалят.

6. Д/ игра “ Ответь на вопрос ” (употребление предлога -в-).
Учитель-логопед предлагает детям ответить на вопросы.
Куда ты пойдешь, чтобы научиться плавать? – Я пойду в бассейн.
Куда ты пойдешь, чтобы посмотреть кино? – Я пойду смотреть в кинотеатр.
Куда ты пойдешь взять книгу, чтобы много узнать? – Я возьму в библиотеке.
Куда пойдет мама, если нужен врач? – Мама пойдет в больницу.
Куда пойдет сестра, если нужно сшить платье? – Сестра пойдет в ателье.

7. Д/ игра “ Разгадай слово ”. Учитель-логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: рыболов, пчеловод, лесоруб, трубочист. И просит объяснить, почему они так названы.
Рыболов – ловит рыбу.
Пчеловод - разводит пчел.
Лесоруб – рубит лес.
Садовод – разводит сад.
Трубочист – чистит трубы.
После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.

8. Д/ игра “ Кем хочешь быть? ”
Дети рассказывают, кем они хотят быть, составляют простые предложения с союзом –или-.
Я хочу быть учителем или врачом.
Я хочу быть продавцом или поваром.

9. Анализ занятия.
Д/ игра “ Обведи предмет по контору и назови его ”.
Дети угадывают человеку, какой профессии нужен этот предмет.
Незнайка, спасибо вам ребята, теперь я знаю, что на свете много профессий и все они нужные и полезные. И я об этом расскажу своим друзья. До свидания!
Учитель-логопед: Незнайка приходи еще к нам в гости, ребята тебя многому научат.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext