Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» для детей подготовительной группы на тему: «Зимушка - зима. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: Зима Познание подготовительная группа конспекты з

Ольга Майорова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Идет волшебница зима»

Цель : Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.

Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, людей.

Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Приобщать детей к русской национальной культуре.

Познакомить детей со свойствами снега.

Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Коррекционные задачи : побуждать Севу Г, Дашу В., Анну С участвовать в беседе. Учить Илью М., Илью К слушать ответы детей.

Материал : Иллюстрации с изображением русской природы зимой. Картинки как звери зимуют. Магнитофон, флешка.

Цветок с 12-ю лепестками.

Оборудование к опытам (смотри занятие ) .

Ход занятия :

1. Оргмомент прослушивание песни из к/ф «Чародеи» Три белых коня.

2. Беседа о зимних месяцах

Когда это бывает?

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

(Зима )

На дворе зима . Сколько месяцев зимой? (ответы детей) Их три : декабрь, январь, февраль. Давайте приклеим к нашему цветку - годовику еще три лепестка. Какого они должны быть цвета? (ответы детей) Выберите.

Первый месяц зимы - декабрь. В старину называли этот месяц так : лютень, студень, стужайло.

О чем говорят нам эти названия? (ответы детей) Люди говорили : "Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет".

В какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз? (ответы детей)

С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.

22 декабря - самый короткий день в году. Послушайте пословицу "В декабре зима стелет белые холсты , а мороз через реки наводит мосты". Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

Второй месяц зимы январь. (прикрепить лепесток к календарю) В народе называют январь - просинец. Как вы думаете, почему? (ответы детей) В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. А греет ли январское солнце? Народные поговорки гласят. "Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг". И еще : "В декабрь день было совсем помер, да в январе опять воскрес". Что бы это значило? (ответы детей) После 22 Декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года.

Как вы думаете, почему говорят. "Мороз не велик, да стоять не велит", "В зимний холод всякий молод"(ответы детей)

В какой сказке мужик мороза не испугался? "Два Мороза". Почему он даже разделся в сильный мороз? (ответы детей)

А мы с вами боимся мороза? Нет!

3. Физминутка «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

4. Продолжение беседы

Последний месяц зимы - февраль. (прикрепить лепесток к календарю)

Какая погода будет в феврале? Поживем - увидим. Одно можно сказать - в феврале зима с весной встретится . Что это значит? (ответы детей)

В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? (ответы детей) В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит : "В феврале два друга - мороз да вьюга".

Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный - готовься к, поздним заморозками и метелям. Вот такая примета. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим : вьюга, метель, пурга. А что это такое? (ответы детей)

Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Что это? (ответы детей) Ветер со снегом назвали метелью.

Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра (грамзапись «Метель» ) Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель? (ответы детей) Поземка.

А сейчас отгадайте загадку :

Одеяло бело,

всю землю одело.

Что это? (ответы детей) (снег)

Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

5. Опыт (если позволяет погода или провести вечером)

(Если на улице снег можно на занятии провести опыт . Перед занятием принесите в группу два небольших , достаточно рыхлых снежка. Один положите на блюдце и поставьте на стол. Другой положите в стакан и заверните в шерстяной шарф. Как вы думаете, какой снежок растает быстрее? Пока идет занятие , снежки таят. И,наконец, наступает момент; когда можно развернуть шарф. И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо! Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом. Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его. Почему не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.)

6. беседа о снеге и как звери зимуют, и о зимней одежде людей.

Как люди одеваются зимой? В зимние куртки, теплые сапоги, меховые шапки, варежки. Зачем человек зимой надевает шубу? (ответы детей)

- Мы говорим : "Шуба греет". Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? (ответы детей) Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.

Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? (ответы детей) Это каменные и деревянные дома термос.

- Так почему говорят : "Одеяло бело, всю землю одело"? (ответы детей)

Почему под снегом теплее? (ответы детей)

Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает? (ответы детей)

Слой снега не пропустит холод в берлогу к медведю, защитит и растения, которые оказались под ним. В какой сказке травка под снегом отдыхала? "Рукодельница и ленивица".

Показать картинку как звери зимуют.

Кто спит зимой? (ответы детей)

Как зимуют белки, зайцы, лисы, волки? (ответы детей)

Как зимуют птицы? (ответы детей)

Молодцы. Сейчас поиграем в д/игру «Зима » Я начну, а вы продолжайте.

Зимой солнце… (светит, но не греет)

Зимой на небе… (снеговые тучи, из них идет снег )

Зимой деревья… (стоят голые, а ветки деревьев покрыты снегом, чтобы не замерзли корни деревьев, надо «окучивать» деревья снегом)

Зимой на земле… (лежит снег, земля замерзает от мороза и холода)

Птицы зимой… (улетают в теплые края, их называют перелетные, а тех, которые остаются зимовать, зовут – зимующие)

Звери зимой… (голодают, мерзнут, прячутся в норах, некоторые спят и просыпаются только весной)

Люди зимой… (одеваются тепло, чтобы не замерзнуть; люди рады зиме – ведь только зимой можно кататься на санках и лыжах и встречать Новый год).

Молодцы. Вы все правильно сказали. Теперь все дети будут знать, что бывает зимой.

Рефлексия.

Назовите по порядку зимние месяца. (ответы детей)

Как в старину их называли? (ответы детей)

Почему под снегом тепло? (ответы детей)

Как меняется природа зимой? (ответы детей)

Ребята, кто любит зиму? (ответы детей) Почему вы ее любите? (ответы детей)

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

(реализация образовательной области «Развитие речи» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» )

Подготовила воспитатель: Шевелева Л.В. подготовительной группы г.Тюмень 2016 год

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.

Учить детей согласовывать имена сущ., с именами прил.,

Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы развернутым предложением, находить правильный ответ на картинке.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение

Учить детей замечать красоту зимних явлений.

Совершенствовать умение лепить пластилином.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Предварительная работа: беседа о зиме, о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок о зиме.

Словарная работа: ледок, морозец, саночки, холодок, метелица, снежок, солнышко, зимушка.

Оборудование: аудиозапись «Вальс снежинок» М.Миткова, снежок, письмо, пластилин, основа для лепки картон, доски, ватные диски, картинки-ответы, ватман.

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг. Возьмите за руки друг друга.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза) . А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, садитесь на стульчики.

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было?

Дети: Осенью.

Какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка» . (Р. А. Кудашева) .

Вот зима пришла Серебристая,

Белым снегом замела Поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой.

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе.

Сейчас случится волшебство предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка - балеринка.

Давайте все вместе закроем глазки и произнесем заклинание - превратимся в снежинок. Жинки, жинки, жинки, мы теперь снежинки. (Открыли глазки.)

(Проводится музыкальная игра “Снежинки- балеринки”) .

Какие красивые получились снежинки. Целый снегопад. Молодцы. А теперь закроем глазки произнесём заклинание и превратимся в ребятишек. Ишки, ишки, ишки опять мы ребятишки. (Открыли глаза) .

А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы сейчас поиграем в игру «Зимние слова» .

Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи) .

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки.

Дети: Да.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

Молодцы! Все загадки отгадали правильно.

(Стук в дверь) .

Ой, ребята к нам кто-то стучится.

Почтальон: - Здравствуйте, ребятишки?

Здравствуйте.

Почтальон: -Это дс №78?

Почтальон: -Группа №10 «Рябинушка» ?

Почт-он: - Вам письмо.

Почт-он: -До свидания.

Ой, ребята, давайте прочитаем от кого оно. Кто сможет прочитать? (Распечатываю) . Посмотрим, что в нём написано.

А, да, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

Кто услышит, ошибку поднимает руку, и отвечаем полным ответом. (Сели по удобнее, спина прямая.)

Дидактическая игра «Исправь ошибку» .

- «Первый зимний месяц называется сентябрь (декабрь) . Как наступает зима, так начинается жара (холода) , и люди сразу одевают летнюю (зимнюю) одежду.

Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде. Дети лепят снежную бабу, скользят по льду, загорают. Готовятся к празднику – 8 Марта.

Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

(Сосульки кушать нельзя) .

Зима – чудесное время года!» (пауза) .

Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!» .

Физминутка «Зимой» .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.

А сейчас присаживаемся на стульчики, я вам прочитаю рассказ «Зима» . Прослушайте его внимательно, затем будем беседовать по нему и составлять картину, как художники. Кто ответит на вопрос правильно, должен будет найти соответствующую картинку и наклеить на ватман.

Чтение рассказа «Зима» воспитателем.

Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу, и спит… Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках.

(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, дети находят, и выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках) .

Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит снег.

Воспитатель: Какие стоят деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда залез медведь?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Что делает медведь в берлоге?

Дети: Медведь в берлоге спит.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают дети зимой?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках.

Молодцы! У нас с вами получилась замечательная картина.

А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Подбери признак» . Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» - ватный диск и будем делать сугроб. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.

Зима (какая?) - … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т.д.) .

Снег (какой?) - … (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т.д.) .

Сосулька (какая?) - … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя) .

Мороз (какой?) - … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой) .

Горка (какая?) - … (снежная, ледяная, большая, скользкая,) .

Дорожка изо льда (какая?) -... (ледяная, скользкая, длинная) .

Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.

А теперь поиграем возле сугроба в игру «Назови ласково» я бросаю вам снежок, вы называете и возвращаете мне обратно.

Лед - … (ледок)

Мороз - … (морозец)

Санки - … (саночки)

Холод - … (холодок)

Метель - … (метелица)

Снег - … (снежок)

Солнце - … (солнышко) .

Зима - … (зимушка)

Ребята, а без чего не будет зимы? (Без снега) .

А ведь снег-это когда много снежинок и все они разные как мы с вами.

Давайте каждый слепит свою снежинку и подарит нашим гостям.

Итог занятия:

Рассматривание готовых работ. У всех получились красивые снежинки и все они не похожи друг на друга.

Давайте вспомним, что мы делали сегодня?

О каком времени года мы говорили?

А что вам больше понравилось?

А что было трудно?

Что лепили?

Молодцы! Все старались, отвечали, хорошо лепили.

А сейчас подарите снежинки гостям.

Конспект НОД по познанию и развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Время года - зима»

Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей о зиме: уточнить признаки зимы.

Задачи:

Обогатить знания о зимующих птицах, животных.

Закрепить знания детей о зимней одежде, зимних забавах, праздниках.

Упражнять в составлении предложений.

Пополнять активный словарь детей прилагательными, глаголами.

Помочь детям запомнить народные названия зимних месяцев.

Учить отвечать на вопросы полными ответами, развивать логическое мышление и внимание.

Оборудование : иллюстрации зимний лес, зимние забавы; картинки -зимующие птицы, животные.

Ход НОД:

Ребята, сегодня необычный день, сегодня последний день зимы, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили бы об этом замечательном времени года. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, и в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. А вы знаете приметы нашей зимы? Назовите их (ответы детей)

Давайте посмотрим на картинки о зиме и скажем, что мы видим?

(Нарисована зима, зимний лес)

Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

(Ветви деревьев покрыты снегом, инеем)

В какую погоду образуется инеи? В оттепель, ветреную, вьюжную, морозную?

Дети: (Думают и отвечают)

Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

(Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева)

Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

(Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. п.)

Скажите, какими словами можно рассказать о нашей зиме? Какая у нас зима? (Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая)

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

У каждого времени года есть 3 месяца. Назовите все зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, это хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? (ответы детей) Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

А сейчас я вам предлагаю сыграть со мной в игру. Она называется « Закончите предложение ». Зимой метель (метёт). Ночью ветер в трубах. (воет, завывает). Из снеговой тучи снежинки. (падают, летят, кружатся). В лесу зимой голодный волк. (воет, бегает). На зиму медведь в берлоге. (засыпает, укладывается). Мороз щёки и нос. (щиплет, румянит, кусает). Зимой вода в реке. (замерзает, застывает). Иней на ветках деревьев. (блестит, сверкает).Зимой снег всё вокруг. (накрывает, укрывает, прячет). На зиму насекомые. (прячутся, улетают).

Скажите, как приспосабливаются к зимним холодам люди? (ответы детей). Назовите предметы зимней одежды (ответы детей). Трудновато людям зимой. Но еще труднее приходится нашим пернатым друзьям. Как вы думаете, чем занимаются зимой птицы? Легко ли им приходится? (ответы детей) Птицам зимой выжить непросто. В течение всего дня они вынуждены искать себе пропитание. Галки, вороны, голуби, воробьи сидят на крышах домов или на деревьях и ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки еды. Зимой они не так пугливы и стараются больше летать около жилья. К тому же можно спрятаться под крышей дома от мороза и ветра.

А все это старуха – зима разозлилась: вздумала всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добраться – надоели они ей своими писками и криком. Что сделали птицы? Собрались, покричали, полетели за синее море, в теплые страны.

А какие птицы остались зимовать? (вороны, синицы, воробьи, щеглы, дятлы, снегири)

А как вы думаете, как живется птицам зимой?

(зимой не услышишь веселого пения птиц, им не до песен, холодно, голодно, трудно добывать пищу. Многие прилетают во двор и живут поблизости от дома – люди заботятся о них, подкармливают)

Посмотрите на картину (показ, беседа) 1. Какие птицы изображены на картине? Назовите их. 2. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? 3. Как заботятся люди о зимующих птицах? 4. Как мы можем помочь зимующим птицам? Верно, если заботиться о птицах, то никакой мороз им не будет страшен.

Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело, мы расскажем: Две синицы, воробей, 6 щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках – всем хватило зернышек.

На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти.

(На доске перевёрнутые картинки с животными леса. Дети называют животных по их очертанию и переворачивают картинки.)

- Ребята! А вы знаете, где живут эти животные?

Ответы детей:

- Медведь живёт в берлоге.

- Волк живёт в логове.

- Белка живёт в дупле.

- Ёж живёт в норе.

- Лиса живёт в норе.

- Барсук живёт в норе.

- Заяц живёт под кустом.

- Лось живёт в лесу.

Как они готовятся к зиме?

(Дети рассказывают, что они знают о подготовке животных к зиме. Воспитатель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных.)

БЕЛКА - запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она

меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей легче прятаться среди деревьев.

ЗАЯЦ - тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается

в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее - ведь зимой придётся питаться только корой и ветками деревьев.

МЕДВЕДЬ - осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь - хищник, один из самых опасных зверей наших лесов.

ЁЖ - с наступлением холода тоже подыскивает укромное место. Он ищет

нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.

ЛИСА - устраивает своё жилище в старых норах других животных. Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так. Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

БАРСУК - осенью делает запасы на зиму и накапливает жир, зимой

впадает в спячку. Барсуки - прекрасные строители: из года в год

расширяют свои норы. В доме у барсука всегда очень чисто.

ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и

прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки

много часов, несколько дней может обходиться без еды.

ЛОСЬ - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими

ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на

свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

Скажите, а вы любите зиму? Почему? (ответы детей) Зима и правда очень веселое время года и вы много знаете игр и забав. Давайте сейчас немного поиграем.

Физкультминутка «Зимние забавы»

Дети выполняют движения по тексту:

Мы зимой в снежки играем, по сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, на коньках по льду летим.

Вы назвали много зимних игр и забав. Посмотрите на картины. (показ иллюстраций «Зимние забавы») Придумайте к ним предложения. (ответы детей) Зимние игры очень веселые. Но не только играми радует нас зима, она приносит нам много интересных праздников.

Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, День защитника Отечества, Святки, Масленица) Расскажите, какой из праздников вам нравится больше всего, почему? (ответы детей).

Сейчас я предлагаю еще поиграть. Игра называется « Третий лишний ». Послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение.

1. Январь, февраль, апрель. (апрель – лишнее слово, это не зимний месяц) 2. Снежки, санки, коньки (лишнее слово – снежки, на них нельзя кататься). 3. Метель, лыжи, вьюга (лишнее слово – лыжи, это не явление природы). 4. Снежок, снеговик, снегирь (лишнее слово - снегирь, он не сделан из снега). 5. Шуба, пальто, валенки. (валенки - это обувь, это лишнее слово) 6. Грачи, воробей, ласточка (лишнее слово – воробей, он не перелетная птица).

Все вы назвали правильно.

Подведение итогов. Теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали? Что вам больше всего понравилось? Сегодня я рассказала вам о том, как назывались зимние месяцы в старину. Кто запомнил их название? Давайте еще раз повторим их.

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 107 «Ягодка»

г.о. Тольятти

План-конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы №15 Тема: «В гости к нам пришла зима».

Составил: Воспитатель

Крылова Елена Владимировна.

План-конспект в подготовительной группе

Тема: «В гости к нам пришла зима»

Задачи:

о.о. «»

о.о. «»

о.о. «»

о.о. «»

Методы и приёмы:

Наглядные: презентация, интерактивная физминутка, составление рассказа по мнемотаблице, заучивание стихотворения по мнемотаблице.

Словесные: Беседа, вопросы, пояснения, чтение стихотворений.

Материал и оборудование:

Формы организации совместной деятельности

Логика образовательной деятельности

Этап

Деятельность педагога (Методы и приемы)

Деятельность детей и родителей

Ожидаемые результаты

Мотивационно - целевой

Воспитатель здоровается с детьми (На фоне слайда №1) :

Здравствуйте девочки!

Здравствуйте мальчики!

Здравствуйте, здравствуйте все!

Мне сегодня приснился удивительный сон, но многое в нем непонятно и запутанно. Давайте я вам сейчас его расскажу, и мы вместе попробуем его разгадать.

Воспитатель рассказывает свой сон:

Представьте волшебницу, красавицу, королеву в белой прекрасной одежде со снежными длинными волосами. Шла она, укрывая все кругом белым ковром, укутала снегом кусты, дома, деревья. Иногда как задует ветер, как завьюжит метель, оставляя огромные сугробы! Озера, реки скованы крепким льдом. Кто же эта волшебница?

Какое сейчас время года? Благодарю, что помогли разгадать мой сон.

А как называются зимние месяцы?

Вы конечно догадались, что мы сегодня поговорим с вами о зиме.

Дети здороваются, с начало девочки, затем мальчики и все вместе.

Дети садятся на стульчики.

Дети соглашаются помочь воспитателю разгадать ее сон.

Отвечают на вопросы:

Зима

Декабрь, январь, Февраль.

Умение детей приветствовать друг друга.

Желание детей помочь воспитателю.

Вызвать у детей интерес к совместной деятельности.

Умение детей внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы полными предложениями, не перебивая друг друга.

Содержательно-деятельностный

Давайте с вами вспомним, какие изменения происходят в природе зимой?

А как же спасаются от холода дикие животные?

Скажите, пожалуйста, какие птицы остались с нами зимовать?

Как называются птицы, которые остались на зиму с нами?

Можем ли мы как – то помочь им пережить зиму?

Молодцы, ребята, правильно ответили на все мои вопросы!

Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы. Обратить внимание детей на экран. Слайд № 2,3.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Скажи правильно».

Проводится игра «Скажи правильно» (Приложение). Затем воспитатель задает вопрос:

Какая зима? Опишите ее.

Предложить детям послушать стихотворения о зиме.

Молодцы, все вы сказали верно. Но зима также веселая и радостная. Сколько замечательных сюрпризов, праздников приносит с собой она. Скажите, вы в снежки любите играть, любоваться, как в небе порхает снег?

Давайте мы сделаем так, чтобы сейчас у нас пошел снег. Как называется такое природное явление?

Я вам буду задавать вопросы, а с каждым верным ответом будет появляться снежинка. Все отгаданные слова должны получиться от слова «снег».

Слайд №4. Проводится игра «Снегопад» (Приложение).

Посмотрите, какой у нас с вами снегопад красивый получился! Какие вы молодцы!

Знаете, ребята, ведь и зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду дышать полезно свежим, морозным воздухом. Предлагаю вам совершить прогулку в зимний лес в гости, а к кому вы сейчас сами увидите. Проводится интерактивная физминутка.

Слайд № 5

Вот и мы пришли с вами в лес. Поглядите кругом, как в лесу таинственно и сказочно красиво. Лес зимой тоже живой. Природа застыла в великолепии, а волшебница зима поет ей песню. Вы когда–нибудь слышали песню зимы? Закройте сейчас глаза, прислушайтесь к зимним лесным звукам, а когда закончиться мелодия, расскажите, как вы представили, вообразили себе картину. Включается мелодия .

Ребята, заслушав вас, я поняла, что у нас может получиться прекрасный рассказ о зиме. А составим мы его с помощью схем - картинок. Внимательно послушайте рассказ, который я вам сейчас прочитаю, постарайтесь его запомнить. Слайд № 6 (Во время чтения рассказа воспитатель показывает, как составлять рассказ по мнемотаблице)

Пришла к нам в гости зима. Покрыла она белым покрывалом всю землю. Дуют ветра. Идет снег. Трещат морозы. Зима не с пустыми руками пришла, она принесла много подарков: снегопады, метели, льды, сугробы. Эти подарки нужны для того, чтобы люди могли кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки. Люди очень любят зиму.

Воспитатель задает вопросы (после ответа детей на вопрос показывает соответствующую картинку на мнемотаблице):

Кто пришел к людям в гости?

Чем она покрыла землю?

Что происходит в природе зимой?

Какие подарки принесла зима?

Для чего нужны эти подарки людям?

Предложить нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Молодцы, ребята! Скажите мне, пожалуйста, какой праздник мы с вами встречаем зимой?

Правильно, это наш любимый праздник, Новый год.

И я предлагаю вам выучить стихотворения с помощью таблицы. Давайте посмотрим на таблицу и разберем ее. Слайд № 7

Примерные ответы детей: Выпадает снег; стоят студеные, морозные дни; дни стали короткими, ночи длинными; покрываются льдом реки, озера; дует ледяной ветер; солнце светит, но не греет; все катаются на коньках, санках, лыжах.

Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую шерсть, а заяц - на белую. Так им теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами орехов, грибов, ягод. Ежи, медведи впадают в спячку.

Синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, клест, свиристель, сова, глухарь, тетерев.

Зимующие.

Можем построить кормушки и подкармливать птиц крошками хлеба и семечками.

Дети рассматривают зимние пейзажи.

Дети становятся в круг, следуют правилам игры.

Примерные ответы детей: морозная, студеная, ледяная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная (садятся на стулья).

Дети читают стихотворения.

Да.

Снегопад.

Дети играют в игру.

Дети встают перед экраном, и выполняют движения, которые показывают на экране.

Дети садятся на стульчики.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Слушают мелодию с закрытыми глазами, представляют и воображают картину. После прослушивания обмениваются впечатлениями.

Дети слушают рассказ воспитателя, следят за ее рассказом по мнемотаблице на экране.

Дети отвечают на вопросы:

Зима.

Белым покрывалом.

Дуют ветра, трещат морозы, идет снег.

Снегопады, метели, льды, сугробы.

Чтобы люди могли кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки.

Дети самостоятельно составляют рассказ.

Новый год.

Называют, что изображено на картинках, складывают предложения по картинкам. Заучивают стихотворение.

Умение детей отвечать на вопросы полными предложениями. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, в жизни диких животных, о зимующих птицах.

Вызвать у детей чувства радости.

Умение детей подбирать подходящие прилагательные к словам.

Вызвать желание к совместной игре. Развивать активную речь, память внимание.

Умение детей отвечать на вопросы.

Умение детей подбирать подходящие слова по смыслу, образовывая их от слова «снег».

Умение детей выполнять движения по образцу, развивать внимание.

Умение детей слушать, представлять и воображать картину; делиться своими впечатлениями.

Развивать у детей память, внимание, умение слушать воспитателя.

Умение детей отвечать на вопросы с опорой на изображения в мнемотаблице. Развивать память.

Совершенствовать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу, развивать внимание, активизировать речь.

Закрепить умение детей работать с мнемотаблицами, составлять рассказ по ним, развивать внимание, память, активную речь.

Оценочно-рефлексивный

Педагог задает детям вопросы:

Скажите о чем, мы сегодня говорили? Чему вы научились на занятии? Что вам больше всего понравилось? Кто, по вашему мнению, отвечал лучше всех?

Ответы детей.

Умение отвечать на вопросы.

Приложение.

Слайд №1.

Слайд № 2.

Слайд №3.

Игра «Скажи правильно».

Цель игры: Развивать у детей активную речь, память, внимание. Умение подбирать прилагательные к словам подходящие по смыслу.

Ход игры: Педагог называет ребенку слово «лес» и бросает «снежок», ребенок подбирают подходящие по смыслу прилагательное «зимний» и бросает снежок обратно воспитателю и.т.д.:

Лес – зимний, сказка – зимняя, утро – зимнее, мороз – зимний, одежда – зимняя, солнце – зимнее.

Ком – снежный, баба – снежная, небо – снежное, сугроб – снежный, улица – снежная, облако – снежное.

Лед – холодный, вода – холодная, сердце – холодное, ветер – холодный, речка – холодная, мороженое – холодное.

Стихотворения для рассказа детей:

1. Какой пушистый, чистый снег!

Кусты одеты в белый мех.

Они стоят не смелые,

Как медвежата белые.

2. Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и березы

Под снегом пушистым стоят.

Слайд № 4.

Игра «Снегопад».

Цель игры: Совершенствовать умение детей подбирать слова по смыслу, образовывать слова от слова «снег». Развивать активную речь, память, внимание.

Ход игры: Воспитатель зачитывает предложение, дети должны его закончить.

Как на город, на лужок выпал беленький…(Снежок)

Все бегут вперегонки и спешат играть в …(Снежки)

Будто в белый пуховик приоделся… (Снеговик)

Рядом с ним стоит фигурка, это девочка…(Снегурка)

А на ветки, посмотри, прилетели… (Снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю покрывает… (Снег)

Слайд № 5.

Слайд № 6.

Слайд № 7.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext