Леонтьев смещение мотива на цель. Преломление внешних воздействий через внутренние усилия

Деятельность и действия. Действия и операции, виды операций. Действия и движения: проблема активности в теории Н.А. Бернштейна.

Леонтьев: деятельность – молярная (целостная), неаддитивная (не складываемая) единица жизни. Сколько бы мы не складывали действие мы не получим целостной деятельности с главной ее характеристикой – мотивами. Совокупность действий не определяет мотив деятельности. От мотива зависит, какие именно действия необходимо осуществить для реализации мотива. Каждое действие, включенное в структуру деятельности, направлено на реализацию мотивов, связано с мотивом по своему личностному смыслу.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уров­ней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятельностей (или осо­бых видов деятельности); затем уровень действий", сле­дующий - уровень операций; наконец, самый низкий - Уровень психофизиологических функций.

Действие - это основная единица анализа деятель­ности. Что же такое действие? По определению дейст­вие - это процесс, направленный на реализацию цели.

Цель - Это образ желаемого результата.

Первый момент: действие включает в качестве необ­ходимого компонента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а «раскрывается» в действии.

Второй момент: действие - это одновременно и акт поведения. Внешние движения рассматриваются неотрывно от сознания.

Третий момент - через понятие дей­ствия теория деятельности утверждает принцип актив­ности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различа­ются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внеш­ней среде (реактивность) или внутри организма (субъект) (активность).

Четвертое: понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление соци­ального контакта, получение знаний и др.

Откуда берутся цели

Для ответа на эти вопросы нужно обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называ­ются потребностями.

Существуют биологические потребности, в контакте с себе подобными и познавательные. Связь потребности с деятельностью – два этапа:

1. Период до первой встречи с предметом, кот удовлетворяет потребность.

2. Период после.

На пером этапе потребность не расшифрована для субъекта (поиск). В ходе поисковой деят-ти обычно происходит встреча потребности с ее предметом. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В процессе опредмечивания обнаруживаются две важ­ные черты потребности. Первая заключается в первона­чально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворив­шем ее предмете.

Мотив определяется как опредмеченная потребность. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкрет­нее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

Действия могут побуждаться разными мотивами (полимотивированность). Не все мотивы, сходящиеся на одну деятельность равнозначны, есть главный, ведущий мотив, второстепенные – мотивы-стимулы.

Осознаваемые мотивы – мотивы –цели.

Неосознаваемые – все до определенного возраста. Они проявляются в сознании в опред форме – эмоции, личностные смыслы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мо­тиву. Личностный смысл - переживание повышенной субъективной значи­мости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Механизм «сдвига мотива на цель».

Этот механизм представляет собой механизм образования мотивов. Это механизм превращения цели в мотив. Суть в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Превращение цели в мотив может произойти при накоплении положительных эмоций.

Пример : вы охотно занимаетесь каким-нибудь предметом в школе из-за симпатии к учителю, а потом начинаете заниматься этим предметом ради него самого.

Операция – способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий. Цель, данная в определенных условиях, называется задачей. Грань между уровнем действия и операцией можно определить тем, что действие осознается через свою цель, а операции осуществляются без сознательного контроля. Они выполняются автоматически. Это неосознаваемый механизм. Однако, эта граница прозрачна. Действия могут переходить на уровень операций, становиться операциями. Примером может служить выработка спортивных навыков. Каждое движение фиксируется на уровне сознания и потому осуществляется на уровне действий.

Операции:

3. Мало осознаются или не осознаются.

4. Бывают двух родов: Одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания, другие возникают из действия путем их автоматизации.

5. Операции 1 вида практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. 2 вида находятся на границе сознания.

6. Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя, подстилающих их операций.

Укрупнение единиц деятельности – превращение некоторых действий в операции (движение вверх границы, отделяющей слой действий от слоя операций).

Дробление деят- ти на более мелкие единицы – движение этой границы вниз., превращение операций в действия.

Навык – закрепленная операция – закрепленная последовательность операций, сложная последовательность операций.

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности - психофизиологическим функциям. Это физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощуще­нию, к образованию и фиксации следов прошлых воз­действий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. Они достаются субъекту де­ятельности, так сказать, от природы; он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию. Они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

Бернштейн – принцип активности . Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности. Объект изучения – естественные движения. Эксперимент Хелда.

Котят одного помета воспитывают в темноте. На час в день их вытаскивают на свет в барабан с черно-белыми полосами. Их сажают в корзинки. Один сидит пассивно, другой может крутить карусель. Пассивный функционально слепой, он неспособен различать форму, активный функционирует нормально. У первого котенка изменения в зрительной стиму­ляции связывались с его активными движениями, у вто­рого такой связи не возникало.

Признаки активного поведения

1. Происходит в условиях противодействия среды

2. Наличие цели/задачи

3. Наличие собственной программы

4. Наличие обратных связей по ходу осуществления

5. Наличие опережающего отражения

До работ Н. А. Бернштейна в физиологии бытовало мнение (которое излагалось и в учебниках), что двига­тельный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут мо­торные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул - про­цесс его центральной переработки (возбуждение про­грамм) - двигательная реакция.

(мигание, коленный рефлекс).

Но это не так для сложных актов – нужна коррекция.

Предложен принцип сенсорных коррекций . Дополнительные факторы, влияющие на ход движения:

1) реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.

2) инерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции

3) внешние силы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, причем это сопротивление далеко не всегда предсказуемо.

4) исходное состояние мышцы

Необходима информация о состоянии двигательного аппарата и ходе движения – сигналы обратной связи.

Схема рефлекторного кольца: моторный центр – команды в мышцу – от мышцы сигналы обратной связи в сенсорный центр – перешифровка на моторные сигналы коррекции – снова в мышцу.

Поздний вариант схемы: добавление центральных блоков: программа, задающий прибор и прибор сличения.

Программа – сигнал на задающий прибор – прибор сличения («то что должно быть»). Туда же сигнал от рецептора о состоянии рабочей точки («то что есть»). Сравнение этих сигналов, на выходе из прибора сличения – дельта W, сигнал рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Он идет на блок перешифровки -–сигнал коррекции через регулятор на эффектор – изменение положения рабочей точки. Возможна экстренная перестройка программ (прямо с рецептора сигнал на задающий прибор).

Механизм сдвига мотива

(механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив)

Механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его - в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу - сама становится мотивом.

Нужно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только, если накапливаются положительные эмоции. Так, одними наказаниями и принуждением привить интерес к делу невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Должен пройти длительный период накопления положительных эмоций - своеобразных мостиков, связывающих предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не будет включен в эту систему.

Процесс сдвига мотива подчиняется общему правилу: тот предмет, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Так происходит сдвиг мотива на цель, иначе говоря, цель обретает статус мотива.

Такой механизм действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои насыщают положительными эмоциями осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "механизм сдвига мотива" в других словарях:

    - (механизм превращения цели в мотив) см. механизм сдвига мотива. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного… … Большая психологическая энциклопедия

    Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия

    Целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… … Большая психологическая энциклопедия

    ФРЕЙДЕНБЕРГ - Ольга Михайловна (1890 1955) филолог классик, исследователь первобытной и античной культуры. В 1923 окончила Петроград, ун т по классич. отделению (рук. С.А. Жебелев). Магистерская дис. “Греч. роман как деяния и страсти” (1924). В 1925 37 … Энциклопедия культурологии

    Немецкая литература - Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности - Имеется своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие развертывается в деятельность.. Этот момент представляется только важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают изменения ведущей деятельности, переходы от одной стадии развития к Другой.

В чем состоит психологический механизм этого процесса?

Приведем пример. Допустим, что ученика-первоклассника не удается усадить за уроки. Предположим теперь, что ребенку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Допустим, что такое замечание действует и ребенок выполняет заданную ему на дом работу. Таким образом, в данном случае мы наблюдаем следующее: ребенок хочет получить хорошую отметку, хочет выполнить и свой долг. Для его сознания эти мотивы, бесспорно, существуют. Однако они для него психологически не действенны, а подлинно действенным является для него другой мотив: получить возможность пойти играть.

Ребенок начал готовить уроки под влиянием мотива, который мы специально для него создали. Но вот проходит неделя-другая, и мы видим, что ребенок сам садится за занятия, уже по собственной инициативе. Он делает теперь уроки потому, что хочет получить хорошую отметку.

Дело в том, что при некоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Ребенок начинает с того, что добросовестно готовит уроки, имея в виду скорее пойти играть. В результате же это приводит к гораздо большему: не только к тому, что он получает возможность пойти играть, но и к хорошей отметке. Происходит новое его потребностей, а это значит, что они поднимаются на ступеньку выше.

Переход к новой, ведущей деятельности отличается от описанного процесса лишь тем, что реально действующими становятся в случае смены ведущей деятельности те, которые находятся не в сфере отношений, в какие уже фактически включен ребенок, а в сфере отношений, характеризующих место, какое ребенок сможет занять лишь на следующей, более высокой стадии развития. Поэтому эти переходы подготавливаются длительно, ибо нужно, чтобы сознанию ребенка открылась с достаточной полнотой сфера этих новых для него отношений.

В тех случаях, когда появление нового мотива не соответствует реальным возможностям деятельности ребенка, эта деятельность не может возникнуть в качестве ведущей, и первоначально, т. е. на данной стадии, она развивается как бы по побочной линии.

Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями. Проще понять этот механизм на примерах.

Самый простой пример – психология личности ребенка. Первоклассника заставляют делать уроки, поставив условие: пока все не сделаешь, не пойдешь гулять. Этот мотив оказывается действенным, и ребенок добросовестно выполняет задание. Мотив получить хорошую оценку для ребенка недейственен: ему важна лишь возможность пойти гулять. По прошествии некоторого времени ребенок садится за уроки уже по собственному желанию, потому что хочет получить пятерку, а желание гулять отходит на второй план – в этот момент и происходит сдвиг мотива на цель.

Еще один пример, из жизни взрослых. Торговому представителю одной фирмы поручили освоить работу в Интернете. Но спустя время Интернет стал для этого человека важнее его работы торговым представителем. Или начальнику отдела предложили поучаствовать в психологическом тренинге, чтобы научиться мотивировать подчиненных. После тренинга он настолько увлекся психологией, что ушел работать в тот психологический центр, где проводился тренинг. Механизм сдвига мотива на цель не обязательно происходит непроизвольно: можно использовать его в своих целях, чтобы улучшить свою жизнь.

Как научиться получать больше удовольствия от жизни благодаря сдвигу мотива на цель?

Первоначально вам не хочется что-либо делать, но вы понимаете, что это нужно. Например, делать каждый день зарядку или заниматься иностранным языком. Придумайте себе мотив: «Если не сделаю сегодня зарядку – не буду смотреть любимый сериал» или «Если не позанимаюсь языком – не буду сидеть в интернете».

Только неукоснительно соблюдайте эти запреты – для этого вам потребуется развить самоконтроль у себя! И со временем вы заметите, что делать зарядку для вас – не необходимость, а удовольствие, когда вы увидите положительные изменения в своей фигуре и на весах. И научившись читать книги на иностранном языке, для вас это также превратится в удовольствие без дополнительных стимулов!

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев - . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext