Оснащаются инжекторным двигателем. Для обеспечения стабильной работы такого мотора, устанавливается большое количество автоматических устройств, они самостоятельно контролируют, регулируют бесперебойную работу абсолютно всех систем силового агрегата.
Коренным образом изменён принцип регулировки подачи бензина в двигатель. Раньше он был механическим, а теперь подачей топлива управляет электроника. Исключается механическая связь педали газа с дроссельной заслонкой. Для регулировки холостого хода перемещается сама заслонка.
Контроль подачи и расхода топлива осуществляется блоком управления, на который поступают сигналы от датчиков с разных систем двигателя. Одним из них является , или ДПДЗ, как сокращённо его называют механики.
Большинству водителей совершенно непонятно о том, что такое ДПДЗ. Открывая капот машины, они по привычке разыскивают тяги механического привода педали газа, а затем с удивлением отмечают их отсутствие. Потом длительное время мучаются над вопросом о том, как там всё происходит.
ДПДЗ и сама устанавливаются на одной оси. ДПДЗ представляет собой переменный резистор. Кто не знает что это такое, пусть вспомнит, как проводилась регулировка звука или яркости на старых моделях телевизоров или радиоприёмников.
Подключен к электронному блоку управления разъёмом с тремя проводами. Они подключаются к двум неподвижным контактам потенциометра и одному подвижному. Один из неподвижных контактов подключается к «массе» автомобиля, а на второй неподвижный контакт подаётся напряжение равное 5 вольт.
При повороте заслонки подвижный контакт перемещается по токопроводящему слою резистора. Результатом этого перемещения на выходе потенциометра будет различное напряжение, зависящее только от угла поворота заслонки.
ДПДЗ имеет связь с прибором, который отвечает за холостой ход в работе мотора, это датчик ХХ. При пуске мотора, когда заслонка будет находиться в , контроллер получает сигнал от этого датчика, а затем подключает РХХ для подачи дополнительной порции воздуха.
Следует отметить, что ДПДЗ на имеет такую же конструкцию, как и у ВАЗ 2114, который был описан в этой статье ранее.
Давайте теперь рассмотрим, датчик положения дроссельной заслонки у этих автомобилей. Эти более «продвинуты» по сравнению с предшественниками. На панели приборов этих автомобилей появилась периодически загорающаяся надпись «Check Engine». В нормальных условиях эта надпись после включения зажигания должна потухнуть примерно за половинку секунды. Если этого не произошло, значит, электронным блоком управления была обнаружена неисправность в одной из систем, которые обслуживают двигатель.
Для считывания кода неисправности используют современные мотор-тестеры. При его отсутствии можно попробовать проверить ДПДЗ самостоятельно.
Иногда сбои в работе мотора могут произойти по вине датчика, отвечающего за холостой ход двигателя, поэтому рекомендуют проводить их совместную с ДПДЗ проверку.
Водителя настораживают такие признаки неисправности ДПДЗ:
Такие дроссельной заслонки ВАЗ 2114 должны подтолкнуть водителя к анализу происшедшего. Проявление любого одного из этих признаков, говорит о том, что нужна проверка датчика положения дроссельной заслонки. Проверить датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2114 можно самостоятельно. Эта операция не относится к разряду сложных, но требует небольших познаний в области электротехники. Для её проведения нужны измерительные приборы.
Признаки дроссельной заслонки вам уже известны, давайте попробуем собственноручно проверить его работоспособность. Как проверить датчик положения дроссельной заслонки вам поможет расписанный по порядку цикл проверки. Чтобы её выполнить, необходимо иметь тестер, мультиметр или простой вольтметр со шкалой 15-20 вольт.
Порядок проведения проверки будет таким:
Проверить работу можно не отсоединяя разъём от ДПДЗ. Давайте разберём и такой приём в работе, как проверить ДПДЗ не отключая его от питания. прежней, это проверить наличие питающего напряжения на ДПДЗ. При включенном зажигании и подключенном вольтметре, прибор должен показать плавное изменение напряжения от 0,7 до 4 В, если плавно проворачивать пластиковый сектор дроссельной заслонки. Разъём ДПДЗ должен быть подключен, а проверяют питающее напряжение прокаливанием провода щупом измерительного прибора.
Если имеется омметр, можно проверить сопротивления потенциометра датчика. В этом случае разъём отсоединяют от ДПДЗ, а щупы омметра должны быть подключены к любому неподвижному и подвижному контактам. При вращении сектора стрелка измерительного прибора должна плавно перемещаться. Рывки или скачкообразное движение стрелки прибора, это свидетельство его неисправности.
Заниматься его ремонтом не имеет смысла, так как причины неисправности ДПДЗ ВАЗ 2114 практически всегда заключаются в обрыве токопроводящего слоя. Проще заменить новым.
Производители гарантируют его нормальную работу примерно 50 тыс. км пробега. В настоящее время появились ДПДЗ завода «Автоэлектрика» из города Калуга. Они представляют собой бесконтактное устройство, у которого нет подвижного ползуна, и контакт не истирается. Срок службы такого прибора неограничен.
Когда производится замена ДПДЗ на автомобиле, это благоприятный момент, чтобы выполнить ремонт дроссельной заслонки. Ремонт это будет громко сказано, так как в большинстве случаев всё ограничивается чисткой и мойкой этого узла.
Используйте любую жидкость для чистки карбюраторов, не пропускайте ни одного канала при чистке и всё у вас получится.
Иногда возникает вопрос о том, как проверить новый датчик положения дроссельной заслонки. Это можно сделать при помощи омометра так, как описано выше.
Замена датчика положения дроссельной заслонки производится просто и быстро. Из инструмента необходима только крестообразная отвёртка. Операция проводится в таком порядке:
После этого необходимо проверить, и если потребуется, то отрегулировать работу ДПДЗ. Для этого нужно потянуть за трос газа, когда это проделать невозможно, снимают датчик обратно и проворачивают его на 90 градусов относительно заслонки. После этого должно всё встать на свои места.
Датчик дроссельной заслонки на автомобиле ВАЗ 2110, который правильнее называть датчиком положения заслонки (ДПДЗ), необходим для изменения объема горючего, подаваемого в двигатель в различных режимах его работы.
Датчик положения заслонки – это автомобильный потенциометр, один конец которого подключен к «массе», другой – к «плюсу» напряжения питания. На нем также имеется и третий контакт, он отсылает сигналы о положении на электронный блок управления транспортного средства.
Датчик дроссельной заслонки на авто ВАЗ 2110 функционирует по очень простому принципу: дроссель открывает заслонку в тот момент, когда автомобилист нажимает на педаль акселератора. Это приводит к увеличению напряжения. Ориентируясь на данное изменение напряжения, ДПДЗ выполняет корректирование качества и параметров горючей смеси. Аналогично осуществляется взаимосвязь и тогда, когда водитель отпускает педаль газа.
Находится датчик положения заслонки ВАЗ 2110 в корпусе дроссельного узла.
Добраться до него несложно, поэтому при необходимости замены данного устройства демонтаж ДПДЗ и установку нового датчика более-менее грамотный водитель выполняет самостоятельно, не обращаясь на СТО.
Чаще всего интересующий нас элемент выходит из строя из-за поломки подвижного сердечника, что приводит к исчезновению контакта между ползунком устройства и резистивным слоем, а также из-за того, что на ползунке стирается напыление. Симптомами поломки ДПДЗ являются следующие явления:
Если водитель отмечает подобные явления, ему нужно сразу же проверить датчик дроссельной заслонки на автомобиле ВАЗ 2110 на предмет его исправности. Управлять машиной с неисправным ДПДЗ, поверьте, дело не самое приятное.
Проверка датчика на авто ВАЗ 2110 занимает буквально несколько минут. Выполняется она следующим образом:
Если полученное значение превышает показатель в 0,7 вольт, ДПДЗ, вероятнее всего, вышел из строя. Чтобы подтвердить свое подозрение (либо опровергнуть его), необходимо открыть (полностью) дроссельную заслонку и снова измерить напряжение. Его величина должна быть более 4 вольт. Если прибор показывает меньший вольтаж, вам предстоит замена датчика.
Еще один способ проверки ДПДЗ предполагает выполнение анализа сопротивления между любым выводом устройства и контактом ползунка. Осуществляется такой анализ очень просто. Следует полностью отключить зажигание, удалить разъем, а затем медленно и очень плавно вращать сектор. О неисправности датчика свидетельствует наличие скачков на вольтметре.
Отключаем при помощи соответствующей кнопки «массу» либо просто-напросто снимаем с аккумуляторной батареи минусовую клемму. Очень аккуратно отжимаем защелку из пластмассы на датчике, после чего отключаем проводок, присоединенный к ДПДЗ. Теперь нам потребуется фигурная отвертка, с помощью которой необходимо открутить винты крепления (их два). Установка нового датчика выполняется, как вы сами понимаете, в обратном порядке.
Здесь хочется добавить, что сейчас продается два вида датчиков – пленочно-резистивные и бесконтактные. Пленочные характеризуются эксплуатационным ресурсом в районе 50 тысяч километров пробега, их, как правило, устанавливают на автомобили изначально (на заводе). Бесконтактные устройства, оснащенные элементом Холла, признаются специалистами более качественными. Ресурс их использования почти ничем не ограничивается за счет того, что они функционируют на магниторезистивном принципе.
Но будьте готовы выложить за бесконтактный датчик достаточно большую сумму. По сравнению с пленочными элементами они стоят действительно дорого. При монтаже нового датчика следует очень тщательно затягивать болты крепления. Если затяжка будет недостаточной, устройство сломается достаточно быстро. Кроме того, не забудьте поставить новую прокладку из поролона вместо той, которая имелась на ДПДЗ ранее.
Современный мир трудно представить без электроники. Трудно представить и без автомобилей – некоторые люди даже в ближайший магазин едут на личном транспорте, хотя пешком до него идти несколько шагов. Так вот, и электроника в автомобиле заняла прочное место в наше время.
Электронные узлы нашли применение во всех системах легковых машин. Сиденья с электро управлением, электро усилитель руля, коробка передач вариатор, которая управляется электроникой. Про стеклоподъемники, люки, зеркала и прочую атрибутику и говорить нечего – освоено электроникой давно.
Электроника добралась и до сердца автомобиля - до его мотора. Сейчас уже практически не остается карбюраторных двигателей. Ни один современный автомобиль, сошедший с конвейера, не обходится без электронного блока управления двигателем (ЭБУ). С помощью различных датчиков блок следит за состоянием мотора и управляет им, согласно полученным данным. О всех неисправностях датчиков сигнализирует контрольная лампа Check Ingine, которая находится в салоне автомобиля. Неисправность самого электронного блока доставляет владельцу авто немало неприятностей – ремонтировать его сложно, а замена порой стоит немалых денег, ЭБУ в основном довольно дорогие.
Соответственно, в электрике двигателя присутствуют различные датчики. Рассмотрим датчик положения дроссельной заслонки – для чего он нужен, что собой представляет, какие бывают признаки неисправности датчика, и как его можно проверить на пригодность.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) нашел свое применение в бензиновых двигателях инжекторного типа или типа моновпрыск. Последнее время такой датчик присутствует и в дизельных моторах. Датчик непосредственно связан с осью заслонки дроссельного узла, и выполняет функцию переменного резистора (потенциометра). Нередко ДПДЗ еще называют потенциометром заслонки. Сопротивление меняется в зависимости от степени открытия заслонки дроссельного узла, которая управляется педалью газа. Наименьшее значение сопротивления будет при закрытом дросселе, то есть, педаль газа не нажата.
Напряжение на ДПДЗ прямо пропорционально сопротивлению, при полностью открытой заслонке оно имеет максимальное значение на сигнальном контакте датчика. Электронная система управления, получающая сигнал от ДПДЗ, разрешит подать топливной системе наибольшую порцию горючего при максимальном напряжении сигнального контакта ДПДЗ.
Кстати, у датчика дроссельной заслонки в разъеме имеются три контакта – минусовой, плюсовой и сигнальный.
ДПДЗ может быть другого типа – вместо переменного резистора применяется магниторезистивный датчик. Такой датчик имеет элемент с магниторезистивным покрытием и постоянного магнита, который связан с осью заслонки дросселя. Принцип работы основан на изменении магнитного поля между этими элементами. При перемещении постоянного магнита меняется сопротивление магниторезистивного элемента. Электронный блок управления с устройством работает по такой же схеме, что и с потенциометром дроссельной заслонки.
ДПДЗ в топливной системе двигателя играет сглаживающую роль - позволяет ехать автомобилю плавно, без рывков, а при резком ускорении улучшает приемистость двигателя, придавая педали газа отзывчивость на нажатие.
Характерные признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки:
Если компьютерная диагностика еще не проводилась и код ошибки не установлен, не стоит спешить с выводами. По таким признакам причиной неисправности может быть и другое устройство, а не только датчик положения дроссельной заслонки. Допустим, неисправен регулятор холостого хода или датчик массового расхода воздуха, возможен подсос воздуха через саму дроссельную заслонку.
Основной причиной неисправности датчика заслонки является обрыв или загрязнение резистивной дорожки. Проверить ДПДЗ нетрудно, имея под рукой цифровой мультиметр. На включенном зажигании медленно поворачиваем рукой дроссельную заслонку и на сигнальном контакте следим за напряжением - оно должно также медленно равномерно меняться. Если дорожка на потенциометре оборвана, напряжение пропадет или резко изменится. По такому же принципу проверяется магниторезистивный датчик.
Из-за ненадежности датчика позиции дроссельной заслонки — ДПДЗ ВАЗ 2110 — признаки неисправности автомобилисту приходится определять самостоятельно. Общие симптомы, проявляющиеся при поломке данного измерителя, могут указывать еще на добрый десяток различных неполадок. Чтобы точно диагностировать выход из строя датчика, стоит разобраться, как проверить ДПДЗ самостоятельно и потом успешно заменить его, не прибегая к помощи автосервиса. Способ будет также полезен владельцам автомобилей ВАЗ 2112-2115 и Лада Приора.
Все машины «десятого» семейства с инжектором, включая последние модели ВАЗ 2115, оснащены множеством датчиков. Они размещены в различных точках и заняты измерением разных параметров, передавая данные в виде электрических импульсов процессору, управляющему работой двигателя. Местонахождение измерителей зависит от их назначения, так что датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ 2110 найти нетрудно, он стоит в одном с ней блоке. В автомобиле Лада Приора устанавливается такой же элемент.
Принцип действия приборчика очень напоминает работу механического переменного резистора, какие давно применяются в радиоаппаратуре для регулирования громкости. Внутри корпуса стоит элемент с резистивным покрытием, по которому перемещается ползунок. Один контакт подключен к этому элементу, второй — к ползунку, а третий — к массе. Алгоритм работы устройства следующий:
На основании увеличения либо уменьшения обратного напряжения процессор рассчитывает пропорции воздуха и топлива в смеси, а также длительность сигнала, подаваемого на форсунки. Правда, при анализе данных контроллер отдает предпочтение показаниям измерителя расхода воздуха (ДМРВ), поэтому неисправности ДПДЗ не приводят к полной остановке автомобиля.
Зато при резком нажатии на педаль акселератора приоритет датчика дроссельной заслонки возрастает, поскольку контроллеру необходимо быстро подать в цилиндры большое количество топлива. Учитывая резкий перепад сопротивления, свидетельствующий о полном открытии заслонки, он дает сигнал форсункам на впрыск дополнительной порции горючего. Принцип схож с действием насоса — ускорителя на карбюраторах, впрыскивающего топливо прямо в коллектор с помощью мембраны.
Когда ДПДЗ начинает функционировать некорректно или выходит из строя окончательно, нарушается процесс подачи горючего при резком ускорении авто.
Поэтому первый признак поломки датчика — рывки и провалы при попытке динамичного разгона.
Вторичные симптомы выглядят так:
Перечисленные признаки имеют общий характер. Поэтому нужна более точная проверка, чтобы удостовериться в неисправности ДПДЗ либо, наоборот, исключить его из списка деталей, виновных в изменении поведения машины.
Точная проверка состояния элемента производится специальным прибором — мультиметром, оснащенным контактами в виде игл. Прежде всего, следует убедиться, что на приборной панели не светится табло «Check Engine», что говорит о поломке в другом месте, а датчик заслонки ни при чем. Дальнейший порядок действий следующий:
Если показатели напряжения не соответствуют либо отсутствуют вообще, то главная причина кроется в неисправном ДПДЗ. Когда напряжение и сопротивление резистора «скачет» при повороте оси заслонки, это говорит об износе резистивного покрытия. Оба дефекта однозначно ведут к замене детали, отремонтировать ее невозможно.
Замена датчика положения дроссельной заслонки в автомобиле ВАЗ «десятого» семейства и Лада Приора производится быстро и просто. Но есть один вопрос — какого типа датчик выбрать? Дело в том, что на рынке появились новые бесконтактные элементы повышенной надежности и столь же высокой стоимости.
В них нет резистивной пленки, а для работы используется принцип магнитной индукции. Так что при возможности лучше поставить такой на свою «десятку» и надолго забыть о неприятностях с ДПДЗ.
Операция по замене производится так:
Если диагностика и замена проведены правильно, то работа двигателя должна стабилизироваться на всех режимах.
Бывает так, что автомобиль начинает нестабильно работать или глохнуть на холостых оборотах. Причин такого поведения двигателя бывает много, но одной из них являются неисправности датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). В принципе, это явление довольно часто встречается, и вам может показаться сперва, что есть какая-то очень серьезная проблема с двигателем. Для того чтобы убедиться в том, что никакой серьезной поломки нет, а все дело в датчике дроссельной заслонки, необходимо проверить его исправность прежде, чем куда-либо обращаться.
Датчик представляет собой устройство, определяющее угол, на который повернута дроссельная заслонка. Это датчик, без которого ваш двигатель не смог бы корректно работать. Если говорить проще, то можно сказать, что он показывает, открыта заслонка, или нет.
К тому же следует учитывать, что от датчика во многом зависит, в какой момент будет происходить зажигание, а в случае если у вас автоматическая коробка передач, – насколько правильно она будет работать. Вот почему надо следить за этим датчиком.
Проблема с датчиком заключается в том, что когда присутствует неисправность датчика, она может быть закрыта, а «мозги» считают ее открытой, соответственно, начинают подавать большее количество топлива, что будет соответствовать подходящей воздушно-топливной смеси. Вследствие этого двигатель начинает переливать, и он глохнет.
Безусловно, мало приятного в том, когда мотор постоянно глохнет. Помимо того, есть еще одна проблема. Когда двигатель работает в таком режиме, это может вызвать его выход из строя. Если это случится, то поломка может быть очень дорогостоящей. Но даже если неисправность дроссельной заслонки не повлечет за собой более серьезные проблемы, то все равно станет бить по вашему карману, так как двигатель начнет потреблять гораздо больше топлива, чем это нужно.
Если вы хотите проверить, в порядке ли датчик, то вы должны знать, где он находится. Для того чтобы найти его, сначала отследите дроссельный патрубок. Как раз на нём и расположен датчик, соединенный с осью заслонки.
Чтобы вы смогли выявить неисправность датчика, вам нужно знать все симптомы, которые могут указывать на наличие этой проблемы:
Бывают случаи, когда на приборной панели может ненадолго загореться значок "check engine", про эту особенность вы узнаете немного дальше в статье. Как бы то ни было, в случае если вы заметили один или несколько из данных признаков, то лучше не затягивать и проверить состояние, в котором находится датчик.
В проверке нет ничего сложного, но стоит отметить, что нужно четко придерживаться некоторой последовательности, к тому же вам потребуется дополнительный прибор – тестер.
Небольшая справка относительно лампочки "check engine": она напоминает вам о том, что в двигателе существует какая-то неисправность и вам необходимо выполнить проверку или же ремонт двигателя. По идее, она должна загореться при включении зажигания и затем тут же потухнуть. В случае если она не гаснет, это значит, что компьютер обнаружил некоторые проблемы. В данном случае, скорее всего, нужно обратиться к специалистам.
Обратите внимание на то, что данные показатели очень важны, ведь они влияют на то, правильно ли будет работать блок управления, отвечающий за уровень подачи топлива в инжекторы. Ведь могут быть ситуации, когда дроссельная заслонка закрыта, а компьютер воспринимает ее полностью открытой, или наоборот. И то и другое негативно сказывается на двигателе.
В случае если вы наблюдаете серьезные рывки, нужно будет поменять датчик.
В случае если вы поменяли датчик положения дроссельной заслонки, то после этого регулировка датчика не нужна. Для контроллера начальное положение – это тот момент, когда заслонка полностью закрыта.
К сожалению, вы не в силах избавить себя от всех поломок каких-либо механизмов и деталей или датчиков в машине. А что касается датчика, то существует несколько причин, почему он может выйти из строя:
Обратите внимание, что если у вас существует неисправность ДПДЗ, то на приборной панели не должно появляться никаких дополнительных сигналов, потому что самодиагностика автомобиля не выявляет эту проблему, определить ее можно только по тем признакам, которые были перечислены выше.
И напоследок, выберите качественный датчик, если все же вам приходится его менять. Лучше не ставьте недорогой пленочно-резистивный датчик, потому как это может привести к тому, что он скоро перестанет корректно работать, и вы опять начнете замечать симптомы неисправности датчика при езде на автомобиле. Но еще хуже то, что очередная поломка ДПДЗ может, в свою очередь, нанести вред двигателю.
Лучшим вариантом будет бесконтактный датчик. Естественно, его цена намного выше, но зато вы можете быть уверены в том, что он будет служить вам долго и стабильно.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что если вы заметили какие-нибудь симптомы, которые свидетельствуют о наличии проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки, то проверка его состояния не будет слишком сложной операцией. Если все же, при проверке вы выявили, что датчик неисправный, то замените его. При этом лучше все-таки не экономить, ведь на качестве комплектующих к двигателю экономить нельзя. Любите свой автомобиль, и тогда он вам отплатит долгой службой и надежностью.