Основные категории и проблемные комплексы политической науки. Власть как категория политической науки

Власть – основная категория политологии: понятия, природа.

Среди множества научных определений понятия «политика» центральной является следующая дефиниция:

Политика – это деятельность, направленная на государственную власть с целью ее приобретения, распределения, удержания и использования в тех или иных интересах и целях. Иначе говоря, категория «власть» в политологии имеет такое же фундаментальное значение, как понятие «энергия» в физике или «деньги» в экономике. Поэтому ясность и определенность в понимании смыслового значения терминов «власть» вообще и «политическая власть» в особенности является необходимой предпосылкой и условием для успешного изучения курса «Политология». Явления власти хорошо известны всем. В своей жизни мы постоянно сталкиваемся с нею, наблюдаем ее и говорим: о власти родителей над детьми или наоборот; о власти декана над студентами; о власти офицера над солдатами; о власти природы, страха, любви, традиций, привычек, общественного мнения, религии, политической партии, народа, мафии, государства и т.д. Наблюдая и анализируя эти явления, нетрудно заметить и сделать следующие выводы:

Власть – это всегда и в первую очередь есть отношение между людьми, характеризуемое господством и подчинением, приказом и исполнением его. Она возникает как отношение и не существует вне отношений. Власть невозможна без подчинения;

Фундаментальная особенность всех человеческих сообществ состоит в том, что власть здесь присутствует всегда и повсюду. Она неустранима из социальной реальности.

Власть и властные отношения – это объективно необходимый фактор, без которого невозможно существование общества. Бесконечное многообразие конкретных проявлений властных отношений определяет соответствующее разнообразие ответов на вопрос: «что есть власть?». В зависимости от методологических подходов или акцентов внимания к той или иной грани власти в современной политологии существуют следующие основные ее трактовки:

С точки зрения разделения труда власть – это обмен деятельностью в организованном действии (Т. Парсонс); или – особого рода отношения между управляющим и управляемым (М. Дюверже);

Психолого-бихевиористская интерпретация: власть – это особый тип поведения, изменяющий поведение других людей;

Телеологическое* определение: власть – это способность достигать определенные цели, получать намеченные результаты;

С точки зрения конфликтологии*: власть – это способность принимать и осуществлять решения, регулирующие распределение благ (ценностей) в конфликтных ситуациях.

Все вышеуказанные определения сосредотачивают внимание на каком-то, более или менее важном, но одном аспекте явлений власти. Наряду с ними существуют и общие, универсальные определения власти, которые относятся к любым общественным отношениям, где одни диктуют поведение другим и управляют ими. Одно из такого рода определений, считающееся в современной политологии классическим, сформулировал немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920): «Власть есть любая возможность проводить (осуществлять) внутри данных социальных

отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана».

Для возникновения и существования отношений власти, от самых простых до самых сложных, необходим следующий минимум универсальных элементов:

Не менее двух партнеров отношений власти; этими партнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;

Приказ субъекта власти, т.е. выражение им своей воли по отношению к объекту, сопровождаемый прямой или косвенной угрозой применения санкций в случае неподчинения;

Подчинение.

_______________________

*Телеология – наука о целях и целесообразности человеческой деятельности. *Конфликтология – наука о природе, значении и закономерности развития конфликтов в обществе.

В сфере властных отношений, столь же древних, как само человеческое общество, постепенно на протяжении десятков тысяч лет, сформировались институты власти*. Их эволюция по мере усложнения и повышения конфликтности общественных отношений привела к возникновению политической власти, основанной на легальном принуждении власти одной организованной группы общества над остальной его частью.

Для возникновения и осуществления политической власти необходим не только минимум универсальных элементов, но и нечто новое, а именно:

Социальное разделение и различие между власть имущими и теми, в отношении которых власть осуществляется;

Наличие институтов организованного и легального принуждения, на основе которых осуществляется власть в обществе;

Наличие общественных норм и законов, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, к кому эти приказы относятся, обязан подчиниться.

Высшим, наиболее развитым видом политической власти является государственная власть, которая характеризуется следующими дополнительными признаками:

Отдаленность от общества, выраженная в существовании особого класса лиц и аппарата управления, осуществляющих властную волю;

Суверенитет, т.е. статус верховной власти на определенной территории;

Централизованность и всеобщность;

Монополия на легальное применение силы с целью принуждения;

Максимальный объем ресурсов.

Обращаясь к проблеме ресурсов политической власти, следует еще раз указать на то, что она существует как отношение господства и подчинения. В этом контексте ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других с целью вызвать реакцию подчинения» (Р. Даль) и побудить их к определенным действиям. Иначе говоря, ресурсы власти – это совокупность всех тех средств, без наличия которых отношение господства и подчинения не состоится.

______________________

*Институты власти – совокупность исторически сложившихся, устойчивых и общезначимых организаций власти, а также норм и правил поведения, которые определяют, кто принимает решение и командует, а кто обязан подчиняться.

Основными ресурсами субъектов политической власти являются:

Физическая сила;

Знание (владение информацией);

Вера и страх;

Материальные богатства;

Обычаи и традиции;

Закон и право;

Организованность и привычка подчиняться;

Все любые другие средства, способные сообразно ситуации вызвать реакцию подчинения.

Всеми названными ресурсами в большем или меньшем объеме располагает государственная власть любой страны. Приоритеты в их использовании зависят не только от конкретно-политических ситуаций, но и от типа политического режима, культуры общества и даже от особенностей характера политических лидеров. Одни из них неуклонно следуют принципу – «артиллерия – последний аргумент короля», другие предпочитают полагаться в первую очередь на силу физического принуждения, страх и веру (идеология).

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни. Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и организации; правящая элита,; политические лидеры; отдельные личности в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять власть в свои руки в условиях политического кризиса). В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами -- если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Легитимность и легальность власти.

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти. Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти - это а) признание власти населением; б) принятие власти как правомерной и справедливой; в) наличие у власти авторитета в глазах населения. Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин - легальность власти.

Легальность власти означает, что а) власть имеет законное происхождение; б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) власть сама подчиняется закону. Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.). Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти. Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%. Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия - подчинение власти.

Подчинение власти - это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть - это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или - люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

Мир политики представляет собой особый вид социальной реальности, состоящий условно: из а) мира политических артефактов – политических институтов, организаций, традиций и б) мира субъективных представлений, смыслов, задающих направление деятельности политических акторов (субъектов). Политическое пространство оказывается сложным миром взаимодействий по поводу политической власти, ее организации, распределения, реализации описывается политической наукой с помощью набора категорий (понятий), составляющих язык науки. Каждая категория (власть, господство, легальность, суверенитет, элиты, партии и т.д.) описывает вполне определенную совокупность реальных политических явлений и процессов, сохраняя за собой конкретное содержание. С помощью этих понятий и парадигм объясняется мир политики, осуществляется его интерпретация.

Предметное поле политической науки охватывает проблемные комплексы, связанные с выявлением целей и смыслов существования групп и общностей, распознания общих интересов субъектов политики, их стратификации, выработкой общеобязательных правил поведения всех субъектов, распределением между ними ролей и функций, созданием общепонятного языка, способного обеспечить эффективную коммуникацию между всеми участниками политического процесса. Тем самым политическая наука призвана опережающе отвечать на вызовы времени, осуществлять теоретическую рефлексию политической практики и тех проблем, которые нуждаются в решении.

ВЛАСТЬ, ГОСПОДСТВО, ЛЕГАЛЬНОСТЬ

Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Однако власть оказывается и самым таинственным, загадочным явлением в политике. Как справедливо заметил французский философ Э. Шартье, "власть необъяснима, и в этом – ее сила". Тем не менее потребности общественного развития требуют выяснения, является ли власть абстракцией, символом или реальным действием. Не одно поколение философов, социологов, политологов пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, что заставляет общество, группу, личность подчиняться власти авантюриста, коварного честолюбца, бездарного правителя, тирана: боязнь насилия или желание повиноваться? Естественно, власть не обязательно связана с насилием: можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т.д. Кроме того, носителями политической власти выступают отдельные личности, группы, классы, партии, государства.

Власть как категория политической науки

Природа и назначение власти в обществе

Еще в XVIII в. французский мыслитель Г. де Мабли (1709– 1785) так определил социальное назначение власти: "Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц" . В те времена публичная власть рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения ее социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы (рис. 5.1).

Рис. 5.1.

По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила повеления. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие – не очень, одни активны, другие пассивны и т.д.

Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, публичное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза, паники и недоверия с помощью пропагандистских мифов о "военной угрозе" или наличии "внутреннего врага" заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочения социальных взаимосвязей может быть осуществлена и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Таким образом, политическая власть внутренне присуща всякому обществу, поскольку: а) заставляет уважать существующий политический порядок и основывающие его правила; б) защищает общество от его собственных несовершенств и слабостей; в) ограничивает внутри него результаты соперничества между группами и индивидами, предохраняя общество от энтропии и хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию и равновесие.

Политическая власть и ее формы

Политическая власть – это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам – от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Формой осуществления власти является авторитет – способность субъекта власти оказывать влияние на объект, других людей в нужном направлении без принуждения, угрозы санкций. Авторитет предполагает неформальность влияния и добровольность подчинения. Он основан на уважении к носителю авторитета, согласии выполнять его указания, признании руководимыми права субъекта авторитета на управление вследствие обладания им какими-либо выдающимися качествами: умом, знаниями, опытом, святостью, нравственными добродетелями и т.д.

В противоположность авторитету господство – это возможность добиться повиновения со стороны определенной группы лиц, опираясь на силу, могущество, принуждение, веру, харизму и т.д. Господство представляет собой форму, способ проявления политической власти. Истинное отношение господства включает в себя внешнюю или внутреннюю заинтересованность в том, чтобы подчиниться: страх подвластного, внешнюю угрозу, опасность санкций, лишений и т.д.

Однако внутренняя потребность общества во власти не исключает определения границ и средств ее осуществления. Власть требует согласия, общественного признания и некоторой взаимности. Согласие общества включает принцип законности и механизмы, которые сдерживают злоупотребления власти. Отражением принципа законности является легальность власти – юридическое обоснование правомерности формирования и осуществления власти в точном соответствии с законом. Легальность власти отражается в официальном признании власти или претензии на ее признание.

В отличие от легальности легитимность – неофициальное, психологическое одобрение власти населением в силу ее притягательных черт. Никакое господство согласно М. Веберу не удовлетворялось чистой покорностью, оно стремилось преобразовать дисциплину в привязанность к истине, которую оно представляет или претендует представлять. Вебер разработал типологию законного господства, классифицировав типы в соответствии с тремя способами его легитимации: харизматическое, рациональное и традиционное господство . В этом случае власть можно рассматривать как право, признанное за личностью (лидером) или группой (элитой) с согласия общества, принимать решения, касающиеся других членов общества.

Таким образом, власть многолика: она предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона. Именно поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов – каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.

  • Мабли Г. О законодательстве // Избранные произведения. М., I960. С. 149.
  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646–647.

Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения и принуждения. В зависимости от преобладания убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти: тоталитарную авторитарную; демократическую.

Политическая власть делится на политико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

В истории существовали три основные разновидности политической власти: анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов деятельности; институализированная, опирающаяся на деятельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.

Дополняя типологию, можно сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце XX в., – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть – реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.

Гоббс называл государственной власть индивидуума, чьей воле подчиняются все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.

Идея политической власти как господства общей воли, которая опирается на принуждение, была воспринята марксизмом. Но непосредственно в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.

В толковании М. Вебера власть является отношениями господства людей над людьми, базирующегося на внутренне оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Именно Вебер ввел в научный оборот наиболее известное на сегодняшний день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.

Таким образом, политическая власть – это понятие, которое обозначает реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства людей данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения и принуждения.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Категория Категория (от греческого слова kathgorew, обвиняю) – логический и метафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый в значении данном Кантом: К. – априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЯ) автора БСЭ

Род (таксономич. категория) Род (genus), основная надвидовая таксономическая категория, объединяющая филогенетически наиболее близкие друг другу (близкородственные) виды. Например, разные виды кошек (лесная, камышовая, бенгальская и др.) объединяют в Р. кошки (Felis); разные виды

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Раздел III Политическая власть Политическая власть – одна из краеугольных тем политической науки. В данном разделе мы приводим отрывок из работы американских социологов Петра Бергера и Бриджит Бергер, посвященный анализу веберовской теории власти. Как отмечал М. Вебер,

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6.46. Категория вида Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Он охватывает всю глагольную лексику и всю глагольную лексему.Значительная часть русских глаголов имеет противопоставленные формы типа решить – решать. Сравнивая члены каждой пары, мы

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

6.49. Категория залога Значительная часть глаголов русского языка способна выступать в противопоставленных конструкциях типа Рабочие строят дома. – Дома строятся рабочими. В первой конструкции (которую принято называть действительным оборотом речи, активом) субъект

Из книги Рига. Ближний Запад, или Правда и мифы о русской Европе автора Евдокимов Алексей Геннадьевич

6.51. Категория наклонения Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как долженствование или необходимость.Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к действительности называется

Из книги автора

6.53. Категория времени Глаголы в форме изъявительного наклонения обозначают реальные действия, охарактеризованные с точки зрения времени. В связи с этим они обладают формами настоящего, прошедшего и будущего времени. Эти глагольные формы характеризуют время действия не

Из книги автора

6.55. Категория лица Категория лица указывает на субъект действия, выраженного глаголом: говорящий (первое лицо), собеседник говорящего (второе лицо), лицо или предмет, не участвующий в речи (третье лицо). Формы 1-го и 2-го лица отличаются от форм 3-го лица тем, что указывают

Из книги автора

7. ПОВЕДЕНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ Поведение – совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся условиях. Поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку, независимо от таких локальных

Из книги автора

КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает

Из книги автора

Языковая категория Среди особенностей жизни в Латвии, что иностранцам кажутся диковиной и даже дикостью, но являются непреложными основами этой самой жизни, видное место занимает так называемая «языковая категория». Не иметь удостоверения («аплиецибы», как говорят тут

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext