Подготовка к ЕГЭ по литературе. Краткий анализ лирики Ф

Биография писателя

ТЮТЧЕВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1803-1873) - поэт.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее обра­зование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приоб­щился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация. В 1819 году было опубликовано воль­ное переложение «Послания Горация к Меценату» - пер­вое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской ли­тературы, по археологии и ис­тории изящных искусств. Окончив в 1821 году уни­верситет, Тютчев едет в Петер­бург, где получает место сверх­штатного чиновника русской дипломатической миссии в Ба­варии. В июле 1822 года он от­правляется в Мюнхен и прово­дит там 22 года. За границей Тютчев пере­водит Гейне, Шиллера, других европейских поэтов, и это по­могает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» (1836). Затем в публикации Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время кристаллизуется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Осенью 1844 года Тютчев наконец вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «комитета ценсуры иностранной». С конца 40-х годов начинается новый подъем лири­ческого творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 сти­хотворения. В одном из номеров журнала была опублико­вана статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворе­ниях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писате­лями и критиками разных литературных группировок и направлений. Все это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава. Но изменения и неудачи в личной жизни, разочарова­ние в жизнеспособности русского государства (после по­ражения в Крымской войне 1853-1856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни и расходился с трудом. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько меся­цев Тютчева не стало. Второе «воскрешение» Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских сим­волистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы. Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху тор­жества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складыва­ется прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символически-философский смысл, а мысль обретает выразительность. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лири­ка поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Ха­рактерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» (1857), «Как весел грохот летних бурь...» (1851), «Люблю грозу в начале мая...». Особенно привлекают Тютчева переходные, промеж­уточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первона­чальной...»), или же осенний вечер - предвестие зимы («Осенний вечер» (1830). Он воспевает грозу не в разгар лета, а «весенний первый гром» «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит...» (1836). Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия («Весенние воды» (1830), «Зима недаром злится» (1836), «Как весел грохот летних бурь...», «Чародейкою зимою...» (1852). Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величе­ствен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидете­лем решающих исторических событий. Одной из центральных тем в лирике Тютчева была тема любви. Любовь для него «и блаженство, и безнадежность», напряженное, трагическое чувство, несущее человеку стра­дание и счастье, «поединок роковой» двух сердец («О, как убийственно мы любим...» (1851), «Я очи знал, - о, эти очи!..» (1852), «Последняя любовь» (1851 - 1854), «Есть и в моем страдальческом застое...» (1865) и другие). «Блажен­но-роковое» чувство, требующее высшего напряжения ду­шевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще. Опыт русского реализма не прошел для Тютчева бес­следно. Но все эти изменения не затронули глубину его романтического мировоззрения. Ощущение катастрофы бытия, не позволяющее искать спасения в идеалах и даже мечтать о преобразовании жизни, делает его творчество предвестием литературных течений на рубеже ХIХ-ХХ веков и прежде всего - симво­лизма.

Анализ творчества и идейно-художественное своеобразие произведений

У Тютчева необычайная литературная судьба. По возрасту он принадлежит к поколению Пушкина и писать начал достаточно рано, но понастоящему в русский литературный процесс вошел лишь в пятидесятые годы. В 1821 г. после окончания Московского университета сотрудником дипломатической миссии он уехал в Германию и в Россию вернулся лишь в 1844 году. В Германии он возмужал, обзавелся семьей, там родились его дети, там он пережил трагедию смерти жены и женился второй раз, там он сблизился с Генрихом Гейне и знаменитым философом Фридрихом Шеллингом, по сути дела, там он стал поэтом. И хотя стихи Тютчева появлялись в русских журналах и альманахах («Галатея», «Денница»), а в 1836 г. большая подборка его стихотворений была напечатана в пушкинском «Современнике», хотя Вяземский и Жуковский высоко ценили Тютчева, он оказался поэтом публике неизвестным. И только когда в 1850 г. в «Современнике» появилась статья Некрасова «Русские второстепенные поэты», в которой он говорит о необыкновенном таланте Тютчева и ставит его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, начинается эпоха даже не известности - знаменитости Тютчева. О нем пишут Тургенев, Фет, Ап.Григорьев, Добролюбов. Критик И.С.Аксаков в 1874 году написал о нем большую монографическую работу, в которой называл его самобытным мыслителем, своеобразным поэтом, носителем и двигателем русского народного самосознания.

Все художественное наследие Тютчева - лирика. В небольшом лирическом стихотворении он нашел форму, в которой смог выразить свой мир с наибольшей полнотой. В течение всей жизни он писал по существу об одном - о природе и человеке в соотношении с природой, и можно с достаточным основанием считать, что все творчество Тютчева представляет собой единый текст.
Своеобразие понимания Тютчевым природы особенно видно, когда мы сравниваем его стихи с пейзажной лирикой Пушкина, Некрасова, Фета. Природа для Тютчева не просто цветы и деревья, животные и птицы, ручьи и леса, которые он изображает и которыми любуется, они всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос». Тютчев может прямо говорить об этой целостности («Как океан объемлет шар земной...»), а может создавать образ единого мира, как в «Весенней грозе», когда И гам лесной, и шум нагорный Все вторит весело громам. -
(курсив здесь и далее мой. - Т.В.)
Последняя строфа мифологически объясняет явление грозы, соединяя небо и землю:
...ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
В «Полдне» «вся природа» объединена состоянием полдневной «жаркой дремоты», в «Весенних водах» воды «гласят во все концы» и т.п.
Лирику Тютчева обычно называют философской: картины природы вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смерти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл.Соловьев). Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насыщена сильным и страстным переживанием. Философская идея Тютчева - всегда художественная, то есть образная, идея.
И еще одна, очень важная сторона в понимании Тютчевым при роды - она одухотворена, наделена душой и сознанием. Одушевление природы в поэзии достаточно обычно, метафоры и олицетворения мы найдем у любого поэта. У Тютчева это имеет другой характер. Образ природы как живого существа для него не поэтическая вольность, а истина. Природа обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», майские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлениям, возможным только для сложной и развитой психики, - в осеннем вечере на всем лежит
Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!
Природа и человек родственно связаны между собой. В стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» величественное и таинственное движение ночного мира уносит человека «в неизмеримость темных волн». «Глас «стихии» - ее «звучные волны» - обращены к человеку: «То глас ее: он нудит нас и просит...». В одном из самых знаменитых, программных стихотворений Тютчева «Silentium!» («Молчание!») «душевная глубина» уподоблена вселенной, где чувства и мечты движутся, как «звезды в ночи». У человека и вселенной один исток - «древний хаос», беспредельная бездна, из которой все появилось на свет и в которую все уйдет, «когда пробьет последний час природы». Память о «родимом хаосе» живет в ночи, и это общая мука мира и человека («О чем ты воешь, ветр ночной?»). «Мука» - потому что чувство непонятное, неосознанное, не поддающееся объяснению разума, но сильное, «неистовое», понятное сердцу. Но внутри этой общности (и мир, и человек обладают «дневной», светлой и разумной, и «ночной», иррациональной и мрачной, сущностью душой) существует трагическое противоречие между природой, воплощающей общее, гармоничное, беспредельное, и человеком, с его конечностью и хрупкостью. Переживание краткости человеческого существования, ограниченности его возможностей - распространеннейший мотив романтизма, но ни у одного русского поэта острота этого ощущения не была доведена до такой максимальности трагизма, как у Тютчева. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия: «Бесследно все - и так легко не быть!», и эта хрупкость связана с отгороженностью его «я» от остального мира, непричастностью к жизни «божесковсемирной». Спасение человека - в соединении с миром. «Он с беспредельным жаждет слиться», - говорится в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной». Достижение этого слияния - тема стихотворения «Тени сизые смесились...» Первая строфа стихотворения рисует некий срединный мир, мир перехода, в котором сняты противоречия между днем и ночью:
Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул - Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Состояние слияния противоречий ведет к уничтожению их и между человеком и миром:
Все во мне, и я во всем!
Но странно, отмечает современный литературовед, это причас

Темы сочинений 17.2

В чем необычность изображения мира природы в лирике Ф.И. Тютчева?

Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?

Что придаёт теме любви в лирике Ф.И. Тютчева трагическое звучание?

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф.И. Тютчев

Настроение лирического героя передается с помощью образных определений ("буйная слепота", "горючая влага"). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.

Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето , Был мимолетным гостем он!»?

Как называется стилистическая фигура, использованная автором в предпоследней строфе («Боль , злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)?

8. Как вы понимаете слова Тютчева "О, как убийственно мы любим!"?

9. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф.И. Тютчев

Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?

Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде »).

Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?

8. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом?

9. Какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет;

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

Назовите художественный прием одушевления неживого предмета, использованный Ф.И.Тютчевым («…дышит полдень…»).

Какое средство художественной выразительности использовано автором: «И всю природу, как

туман , // Дремота жаркая объемлет»?

Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

Каким термином обозначается повторение начальных частей строк, к которому прибегает поэт:

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река…?

8. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?

9. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов?

Как называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк в стихотворении: мглистый – чистой, река – облака?

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

(Ф.И. Тютчев, 1830 г.)

___________________________

¹ Молчание! (лат.)

В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.

Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?

Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).

Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!».

8. Почему Ф.И. Тютчев призывает к молчанию?

9. Кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!
(Ф.И. Тютчев, 1830 г.)

1. В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.
2. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?
3. Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).
4. Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!».
5. Почему Ф.И. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?
()
С поляны коршун поднялся...

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он,
И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла -
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
(Ф.И. Тютчев, 1836 г.)

1. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Тютчева "С поляны коршун поднялся...".
2. Как называется стилистический прием, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в строке ("Я , ца рь земли , прирос к земли !..")?
3. Какая рифмовка (схема ААВВ) использована автором в данном стихотворении?
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1)повтор; 2) инверсия; 3) неологизм; 4)эпитет; 5)гротеск.
5. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева "С поляны коршун поднялся..." (без указания количества стоп).
6. Что даёт основание отнести приведённое стихотворение Ф.И. Тютчева к философской поэзии? ()
* * *

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Ф.И. Тютчев, 1851 г.)

1. Настроение лирического героя передается с помощью образных определений ("буйная слепота", "горючая влага"). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.
2. Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!»?
3. Как называется стилистическая фигура, использованная автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)?
4. Как вы понимаете слова Тютчева "О, как убийственно мы любим!" и в каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
***

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев, 22 августа 1857)

1. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
2. Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?
3. Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»).
4. Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?
5. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?


ПОЛДЕНЬ

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

1. Назовите художественный прием одушевления неживого предмета, использованный Ф.И.Тютчевым («…дышит полдень…»).
2. Какое средство художественной выразительности использовано автором: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?
3. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2–3 примера.)
4. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).
5. Каким термином обозначается повторение начальных частей строк, к которому прибегает поэт:
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?
6. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?
7. Как называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк в стихотворении: мглистый – чистой, река – облака?

11. Не то, что мните вы, природа... – дата написания: 1836 г.
Впервые напечатано в С, т. III, 1836, стр. 21-22. Запрещенные цензурой 2 и 4 строфы заменены здесь точками. Перепечатано Некрасовым (без точек вместо отсутствующих строф) с пропуском 3 и 4 стихов первой строфы и исправлениями 1 и 3 стихов последней в С, т. XIX, 1850, № 1, отд. VI, стр. 65-66. Вошло в С, т. XLIV, 1854, стр. 9-10, изд. 1854 г., стр. 15 и изд. 1868 г., стр. 18. Печатается по списку с поправками Тютчева в СТ (ЦГАЛИ, 505/54, стр. 12-13), но с восстановлением по первопечатному тексту точек на месте пропущенных строф.
Написано не позднее апреля 1836 г., так как в начале мая этого года послано Тютчевым И. С. Гагарину.
Д. Д. Благой высказал мысль о том, что «полемическая направленность этого стихотворения Тютчева имеет двойной адрес»: с одной стороны, оно имеет в виду теологические традиционно-церковные представления, подчиняющие законы природы божественной воле, с другой стороны - «вульгарные механистические представления о природе как о голом механизме, бездушной машине» (Д. Благой. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М., 1959, стр. 446).
По-видимому, пантеистическое мировоззрение поэта, неприемлемое с ортодоксально-церковной точки зрения, наиболее отчетливо было выражено в недошедших до нас строфах стихотворения, обративших на себя внимание цензуры. 14 июля 1836 г. Петербургский цензурный комитет утвердил предложение цензора А. Л. Крылова, рассматривавшего рукопись III тома С, об исключении этих строф. Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками. Отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. См. «Временник Пушкинского Дома». Пг., 1914, стр. 14; А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 16. Изд-во АН СССР, 1949. стр. 144; Е. Рыскин. Из истории пушкинского «Современника». «Русская литература», 1961, № 2, стр. 199. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти. См. ЛН, т. 19-21, 1935, стр. 377.
Ораторской интонацией стихотворение нaпоминает гневную и суровую оду Г. Р. Державина «Властителям и судиям» , в которой дерзко осуждаются нeдoстойные властители. Продолжая традиции русской гражданской поэзии, Тютчев обрушивает свой обличительный гнев на тех, кто далек от «беседы дружеской» с природой, кто не чувствует ее в каждом проявлении.
Композиционный строй стихотворения, eгo поэтическую идею определяет антитеза первой строфы, которая строится на противопоставлении взаимоисключающих понятий слепок, бездушный лик - душа, свобода, любовь, язык. Это противопоставление находит воплощение и в стилистической организации строфы, состоящей из одного предложения, в котором отрицанию не то... не то... противостоит утверждение в четырежды повторенном есть. Не случайно, что именно первая строфа стихотворения вошла в живое наследие литеpaтурнoгo языка и стала использоваться в качестве кpылатого выражения.
Обличительная интонация, соединенная со страстным утверждением идеи родства человека и природы, пронизывает все тютчевское стихотворение. Mнoгoкpaтнo повторяющиеся отрицания не, нет соединяются с метафорическими образами, создающими одухотворенный лик природы, где «дышат солнцы», «говорят» леса и где гpoза «совещается» с человеком «в беседе дружеской».
Одним из средств художественной выразительности стихотворения является eгo интонационный строй, в котором повествовательно-описательная интонация первой строфы сменяется поисково-вопрошающим строем второй, а в заключительных строфах вытесняется восклицанием, внушающим читателю определенное эмоциональное отношение к содержанию произведения. ()

12. Умом Россию не понять… – дата написания: 1866 г.
Впервые напечатано в изд. 1868 г., стр. 230, с датой: «28 ноября 1866 г.». (

Ф.И.Тютчев не любил осень. Она всегда напоминала ему о быстротечности жизни, о её увядании. Но восхититься некоторыми прекрасными мгновениями её просто не мог. Поэтому и в данном стихотворении изображён миг осени, когда она вдруг словно застыла в свой красоте, а природа готовится к долгой зиме.Тема стихотворения — осенняя природа во всей её красоте. Правда, осень ещё только-только наступает, но её присутствие в средней полосе России чувствуется уже в конце августа.

Однако вся пейзажная лирика Ф.Тютчева всегда отражает и размышления поэта о жизни, о человеке, о его месте в этом мире. Так и данное стихотворение сочетает в себе элементы философской лирики. Поэтому второй темой здесь является размышление о жизни.

Проблемы.

Проблема взаимосвязи человека с природой . Как начало осени прекрасно, так и пора человеческой жизни, когда молодость уже позади, а старость ещё не наступила,- тоже прекрасна. Хотя уже чувствуется сожаление о прошедшем. Так и в стихотворении, наряду с восхищением прекрасными картинами яркой, разноцветной природы(«Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера» , автор передаёт грусть, появляются тягостные нотки(«Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».)

Красота природы заставляет почувствовать человека, как тесно он связан с ней, что является единым целым.

Проблема труда человека , который даёт жизнь, наполняет смыслом жизнь. Да, можно выделить и эту проблему, ведь автор с таким уважением пишет о крестьянском труде. За строчками мы понимаем, как непростой была уборочная пора. Но она доставляла радость крестьянам, ведь это их благосостояние, это их существование: «Где бодрый серп гулял и падал колос …» и борозда уже « праздная», отдыхающая. Люди закончили свои сельхозработы и могут немного отдохнуть, как отдыхает природа после жаркого лета, готовясь к холодам, которые нелегко пережить.

Проблема смысла жизни . Данный период осени — прекрасное время для переосмысления пройденного, подведения итогов, может, для переоценки жизненных ценностей. Поэт всегда ассоциировал осень не с приближающейся старостью, а со зрелостью, мудростью, жизненным опытом. Поэтому в стихотворении нет трагических ноток, всё тихо, спокойно, настраивает на размышления о себе.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext