Рабочая программа "предупреждение и коррекция оптической дисграфии у детей с нарушением оптико-пространственных представлений". Профилактика и коррекция оптической дисграфии Март май ноябрь сентябрь

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихся данной группы нарушены все компоненты речи, в программе запланирована работа не только по коррекции зрительного восприятия, как основного нарушения при оптической дисграфии, но и по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи и закрепления материала, пройденного на уроках грамматики, праврписания и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида со слабой степенью умственной отсталости с целью коррекции оптической дисграфии.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
  6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается :

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);

Ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Практические

Наглядные

Словесные

Учащийся должен знать :

Название органов речи;

Посуду,

Мебель,

Одежду, обувь;

Насекомых,

Птиц;

Дни недели;

Месяца;

Основные цвета;

Учащийся должен уметь :

Программа рассчитана на 62 часа (2 занятия в неделю)

Методы, используемые в работе :

Практические : тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные : графические, символические, иллюстративные, натуральные.

Словесные : слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.

Учащийся должен знать :

Название органов речи;

Принцип образования прямых и обратных слогов;

Графическое изображение каждого звука;

Что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;

Домашних и диких животных, детёнышей животных,

Посуду,

Мебель,

Одежду, обувь;

Насекомых,

Птиц;

Времена года, признаки и последовательность;

Дни недели;

Месяца;

Основные цвета;

Учащийся должен уметь :

Придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

Обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

Выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

Делать звуко-буквенный анализ;

Делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

Использовать в речи отработанную лексику;

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

Образовывать качественные и относит. прилагательные;

Обобщать и классифицировать предметы;

Согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

Образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;

Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

Составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

Образовывать наречия (с помощью педагога);

Распределять предметы по величине;

Образовывать мн. число существительных;

Образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.

Писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Программа рассчитана на 62 часа

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ,

ИМЕЮЩИХ ОПТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ

Заня тие

Темы и содержание

коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используе мые на занятиях

Развитие неречевых процессов

Звук и буква А. Понятие слога. Деление слова

на слоги

Цветы .

Образование прилагательных уменьшительно- ласкательного значения.

Развитие восприятия цвета.

Звук и буква О. Деление слов на слоги, определение ударной гласной.

Овощи и фрукты .

Образование относительных и качественных прилагательных.

Развитие восприятия величины и размера.

Фонематическая и зрительная дифферен-циа ция гласных звуков [а - о] в слогах и словах

Школьные принадлежности .

«Сложи картинку»

Звук и буква И. Понятие слога. Деление слова на слоги

Осень.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Реконструирование букв

Звук и буква У. Работа над слого-звуковым составом слова

Животные .

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов

Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание

Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [и - у] в слогах и словах

Игрушки.

Местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ

Развитие запоминания формы предметов.

Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков.

Семья.

Образование и различение глаголов ед. и мн. числа.

Развитие двигательной памяти. (выполнение слож. слов. инструкции)

Звук и буква Т. Работа над слого-звуковым составом слова.

Зоопарк .

Побор синонимов, антонимов.

Графический диктант

Фонематическая и зрительная дифференциа ция гласных звуков [т - п] в слогах и словах.

Посуда.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Развитие двига тельной памяти на физкультминутке

Звук и буква Б. Работа над слого-звуковым составом слова

Насекомые .

Развитие мышле ния. Построение во просов

Звук и буква Д.

Рыбы, птицы .

Образование глаголов с помощью приставок

Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Упражне ние «Состав-лений узоров из геометри ческих фигур»

Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [б - д] в слогах и словах.

Деревня.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (диф ференциация не речевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Белка, дятел .

Составление предложений с опорой на картинки.

Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Раз ноцветные точки»

Звук и буква В. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Животные леса .

Местоимения ОН, ОНА.

Выполнение уп ражнений на усвое ние пространствен ных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Ко пирование точек»

Развитие зрительной дифференциации строчных [ в-б ] в слогах и словах.

Домашние животные .

Образование наречий. (больше- меньше, толще, тоньше, выше – ниже)

Узнавание предмета по контурному изо бражению и деталям рисунка. Упражнение «Состав ление фигуры из раз розненных деталей»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Профессии .

Составление словосочетаний и предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ.

Узнавание пред мета по контурно му изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

Звук и буква Х. Работа над слого-звуковым составом слова

Посуда .

На фоне контурных изображений найти "спрятавшиеся" буквы

Звук и буква Ж. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

Детёныши животных.

Образование однокоренных слов.

ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку»

Фонематическая и зрительная дифференциа ция [ х-ж ] в слогах и словах.

Понимание определений и умение давать определение предмету.

Усиление концен трации слухового внимания

Звук и буква Ш. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Домашние птицы .

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

Звук и буква Щ. Работа над слого-звуковым составом слова

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Запомнить буквы, цифры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10).

Фонематическая дифференциа ция

[ ш-щ ] в слогах и словах.

Игрушки .

Подбор определений к существительным.

Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ ш-щ ] в слогах и словах.

Насекомые .

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

[ ш-щ ] в слогах и словах.

Детёныши животных

Составление предложений с союзом А (У кошки котёнок, а у собаки щенок)

«Что изменилось?»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [ш -щ ] в предложениях и текстах.

Транспорт .

Образование глаголов в ед. и мн. числе.

Выполнение упраж нений на усвоение пространственных от ношений («на», «над», «под», «за» и т.д.).

Звук и буква Ц. Работа над слого-звуковым составом слова

Домашние животные

Образование качественных и относительных прилагательных

Графический диктант

Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и- ц] в слогах и словах.

Птицы .

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение« " парные ассоциации слов»

Одежда. Обувь.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

«Допиши буквы»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[ и-ц ] в предложениях и текстах.

Деревья. Кусты.

Образование наречий (шире- уже, выше- ниже, больше- меньше)

Дополнение рисунка.

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ и- ш] в слогах и словах.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.

Развитие мышления.« 4- лишний»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ и-ш ] в предложениях и текстах.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Развитие мышления. Коррек-ционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся,

кто нарисован»

Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ и-ш ] в предложениях и текстах.

Овощи. Фрукты. Ягоды.

Образование качественных и относительных прилагательных.

Дорисовывание симметричных изображений.

Звук и буква Л. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков

Понятие «предметы»

Существительные ед. и мн. числа.

Распределение предметов по величине.

Звук и буква М. Работа над слого-звуковым составом слова

Понимание поговорок, пословиц.

Коррекционные упражнения, на правленные на развитие образно го мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - м] в слогах и словах.

Составление предложений по картке.

Развитие произвольности. «Найди 10 отличий»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[л - м] в слогах и словах.

Транспорт .

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Упражнения, на правленные на развитие абстрактнологического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавли вать связи между понятиями» - «Сравни предметы» (волки и собака)

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - м] в предложениях и текстах.

« Колобок ».

Образование качественных и относительных прилагательных

Формирование приёмов самоконтроля «Сделай так же»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [л - м] в предложениях и текстах.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Формирование умения планировать свои действия.

Звук Э и буква Е. Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков.

Подбор синонимов к словам.

Подбор одинаковых полосок.

Звук и буква З. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

Образование глаголов прош. и настоящего времени (по вопросу)

Подбор картинок к определённому цветовому фону.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Е - З] в слогах и словах.

Образование наречий.

Игра «Угадай, что это?»

Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков

Звери и птицы .

Подбор антонимов по типу сравнения (орёл большой, а воробей маленький).

Конструирование из «Лего»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Подбор определений к существительным

«Допиши незаконченные буквы»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е - З] в предложениях и текстах.

Согласование существительных и глаголов..

Упражнение, направленное на способность устанавливать связи между элементами материала «Найди пару»

Звук и буква Ч. Работа над слого-звуковым составом слова

Развитие словаря. Составление предложений по серии сюж. картинок..

«Распредели предметы по величине»

[У - Ч] в слогах и словах.

Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами.

Формирование пространственного восприятия. (левые и правые части предмета)

Развитие зрительной дифференциации заглавных

[У - Ч] в предложениях и текстах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными.

Ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[у - д] в слогах и словах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: глаголами.

Формирование приемов самокон троля.

Упражнение «Сделай так же»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[у - д] в предложениях и текстах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: наречиями.

Развитие восприятия цвета «Раскрась картинку»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[з - д] в слогах и словах.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов

Расширение объёма зрит. памяти «Какие буквы спрятались»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[з - д] в предложениях и текстах.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями.

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. «Что находится справа»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - и] в слогах и словах.

Загадки .

Нахождение слов- предметов.

«Сложи фигуру» (из палочек)

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - и] в предложениях и текстах.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Л - И] в слогах и словах.

Времена года.

Подбор определений к существительным.

Выполнение тестов Равена.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Л - И] в предложениях и текстах.

Семья .

Образование качественных и относительных прилагательных

Конструирование фигур из спичек, палочек

Звук и буква Р. Слоговой анализ и син теза на материале слов различной слоговой структуры.

Дни недели .

Заучивание последовательности.

Конструирование из кубиков, «Лего»

Звук и буква Г.

Образование и употребление глаголов буд. времени по вопросу.

«Сложи картинку»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Р - Г] в предложениях и текстах.

Изменение существительных по числам.

Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

Звук и буква Н. Работа над слого-звуковым составом слова

Изменение сущ. по родам. Местоимения ОН, ОНА, ОНО.

Назвать предметы по их контурам

Звук и буква К. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков.

Обобщение и классификация предметов.

Назвать недорисованные предметы

Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ н-к ] в слогах и словах.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Назвать перечеркнутые изображения

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ м-ш ] в слогах и словах.

Месяцы.

Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий).

Определить, что неправильно нарисовал художник


Бокова Т.Н. -учитель-логопед ОУ№ 322, Фрунзенский район;

Костюк Ю.В. -учитель-логопед ОУ № 376, Фрунзенский район;

Сорочинская О.Н. -учитель-логопед ОУ № 325, Фрунзенский район

Пояснительная записка

На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи (дисграфии, дислексии), обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразви­тием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, а также элементы оптической дисграфии. Дети этой группы, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы породному языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Такие дети составляют основной кон­тингент учащихся школьных логопунктов.

Но в последнее время к учителям-логопедам все чаще стали обращаться за логопедической помощью ученики, в письменных работах которых встречаются лишь ошибки на смешение оптиче­ски схожих букв. Грамматическая и лексическая стороны, как пра­вило, остаются сохранными, более того, эти дети обычно обучаются по нетрадиционным программам или в школах с углубленным изучением каких-либо предметов.

Проблема оптической дисграфии у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и оптической дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мо­тивацию обучения. Оптическая дисграфия не ограничивается заменами оптически или кинетически сходных букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, но и в нарушениях психических функций: внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса и т. д. У детей с оптической формой дисграфии долго не закрепляются пространственно-временные ориентировки, с опозданием формируются графомоторные и графические навыки, нарушается ориентировка на листе бумаги, в строчках и клеточках тетради. Они могут пропускать строчки, не допи­сывать их, соскальзывать, заходить за поля, пропускать целые страницы. При обучении письму в первом классе у таких учащихся долго не формируются связи между оптическим и кинетическим образом буквы. Замены букв, имеющих кинетическое сходство, отличаются особой стойкостью. Эти ошибки вслед­ствие коррекционной работы исчезают, но возобновляются при увеличении нагрузки.

Профилактика оптических нарушений письма начинается в речевых группах детских садов, продолжается в первом классе (при необходимости) школы на логопедических занятиях. Логопедическое заключение о наличии оптической дисграфии или элементов оптической дисграфии логопед обычно ставит во втором классе, когда у ребенка при сформированном навыке письма проявляются стойкие, специфические ошибки, в том числе и оптиче­ского характера.

Эта программа представляет собой систему работы по устранению оптических нарушений письма. Она может быть использована в системе работы над устранением «смешанной» дисграфии, в которой есть место оптическим нарушениям, так и в целенаправ­ленной и системной работе по коррекции оптической дисграфии у детей с хорошо развитым лексическим строем языка.

Цель : устранение и исправление оптических и графических нарушений письма у младших школьников.

Задачи:

    развивать зрительное восприятие, внимание, память;

    работать над оптическим ориентированием;

    развивать умение узнавать буквы, устранять оптическую агнозию;

    совершенствовать конструктивную деятельность;

    актуализировать связь буквы и звука;

    работать над развитием пространственных представлений;

    закреплять полученные навыки в письменных упражне­ниях.

Коррекция нарушений письменной речи - комплекс методик, направленных на устранение неспособности ребенка овладеть письмом при нормальном развитии его интеллекта. В логопедии нарушения письменной речи также принято называть дисграфией. Для этого расстройства характерным считается нарушение письма по фонетическому признаку, из-за чего ребенок допускает на письме множество специфических ошибок, которые искажают звуковой состав слов. Проявляться дисграфия у детей может по-разному в зависимости от спровоцировавших ее причин и тяжести нарушений.

Что же такое Коррекция нарушений письменной речи?

Логопедическая и остеопатическая диагностика дисграфии

На основании проявлений дисграфии, выделяют несколько ее разновидностей.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия, для которой характерны ошибки, обусловленные неправильным произношением звуков (когда ребенок пишет слова в точности так, как произносит) или недостаточной сформированностью кинестетических образов звуков (во время внутреннего проговаривания звуков у ребенка не происходит опоры на нормальную артикуляцию звуков). Проявляется эта разновидность дисграфии смешением, заменой, пропусками букв.
  • Акустическая (нарушение фонемного распознавания). При этом типе дисграфии ошибки бывают спровоцированы неточностью слуховой дифференциации звуков. Ребенок может правильно произносить звуки, однако при этом он допускает замены букв, которые обозначают схожие фонетически звуки. Зачастую происходит смешение букв, обозначающих звонкие и глухие, свистящие и шипящие согласные, аффрикаты (ч-щ, ц-т, ч-ть, ц-ть, с-щ, ц-с, з-ж, б-п, г-к, д-т, т. д).
  • Дисграфия, спровоцированная нарушением языкового синтеза и анализа. При этом у ребенка наблюдается несколько видов нарушений: анализа предложений на отдельные слова (раздельное или наоборот слитное написание слов, в особенности предлогов с частями речи); фонематического и слогового анализа и синтеза (искажение слоговой и звукобуквенной структуры слова, пропуски гласных и согласных при их стечении, перестановки букв, добавление букв и слогов.
  • Аграмматическая дисграфия - вызвана несформированностью лексико-грамматического строя речи. В этом случае ребенок допускает следующие ошибки: неправильно употребляет падежные окончания и прилагательные (лисина шуба, медведевая берлога); у него нарушено согласование частей речи в словосочетании (два кони, дождь пошла), он не может правильно употреблять предложно-падежные конструкции (цветы стоят в ваза); допускает пропуски членов предложения; неправильно членит текст на отдельные предложения.
  • Оптическая - этот вид дисграфии спровоцирован слабой сформированностью зрительно-пространственных функций: пространственных представлений, зрительного мнезиса, зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Из-за этого на письме наблюдается искаженное воспроизведение букв: смешения и замены графически похожих букв (п-т, л-м, в-д, и-ш), зеркальное написание букв, лишние элементы или их недописывание.
  • Литеральная оптическая дисграфия - у ребенка возникают сложности с воспроизведением изолированных букв. Он искажает в словах отдельные буквы: смешение и замена графически похожих букв, происходит контекстуальное влияние рядом стоящих букв на воспроизведение зрительного образа отдельной буквы в слове.

Диагностика дисграфии с логопедической точки зрения подразумевает обнаружение у ребенка недоразвития навыков письма. Для этой цели логопед обычно прибегает к таким стандартным методам, как списывание, слуховой диктант и самостоятельное письмо. Что касается списывания, то оно может выполняться как с рукописного, так и с печатного текста. В некоторых случаях целесообразно усложнить упражнение задачами грамматического или логического характера (например, ребенку предлагается подчеркнуть слова, состоящие из трех слогов или начинающиеся на определенную букву).

Слуховой диктант по сравнению с обычным проводится со зрительным самоконтролем ученика, поэтому он отвечает принципу взаимодействия всех анализаторов, которые участвуют в акте письма. Проводится диктант следующим образом: после того как ученики написали диктант, логопед открывает записанные на доске текст и предлагает ученикам самостоятельно исправить все ошибки, после подчеркнуть их цветными карандашами. Использовать карандаши нужно, чтобы отличить исправления, которые ученик сделал по ходу написания диктанта от тех, которые он сделал после его завершения.

Еще одним методом диагностики считается самостоятельно письмо. Для этого ребенок выполняет следующие задания: подписывает сюжетные картинки с помощью предложений, а предметные - слов. Также учитель может попросить ученика написать сочинение или изложение. На основании результатов выполнения всех трех заданий логопед решает, есть ли у ребенка проблемы с письменной речью, которые требуют его вмешательства.

Что касается остеопатической диагностики, то она имеет определенные отличия. В остеопатии любую патологию принято рассматривать глобально, поскольку терапевтический эффект достигается за счет оздоровления всего организма, а не конкретной системы или группы мышц. Поэтому для обнаружения нарушений в организме, которые могли спровоцировать дисграфию, остеопат применяет стандартные методы диагностики.

Обычно прием у остеопата включает в себя осмотр, который предусматривает проведение различных видов тестирования. А именно, врач может назначить активные тесты (пациенту нужно наклоняться в разные стороны, скручиваться, разгибаться и сгибаться), пассивные тесты (врач сам проводит определенные движения в суставах больного, оценивая при этом их упругость, объем и пластичность), нагрузочные тесты (врач, положив руку на голову больного, надавливает по оси позвоночника, тем самым оценивая баланс телесной системы и ее стабильность к внешней нагрузке), тесты на растяжение.

Отличие дисграфии от естественных трудностей в период обучения письму

Ошибки, спровоцированные дисграфией, нужно отличать от естественных затруднений, которые возникают у большинства детей в ходе обучения письму. У школьников, которые только начинают обучаться, ошибки письменной речи обусловлены сложностью распределения внимания между орфографическими, техническими и мыслительными операциями. К основным признакам незрелости навыка письма, которые устраняются в ходе обучения, относятся:

  • отсутствие обозначенных границ между предложениями;
  • плохое знание букв, в особенности прописных;
  • преимущественно слитное написание слов, которые нужно писать раздельно;
  • зеркальная обращенность некоторых букв;
  • нехарактерные смешения;
  • трудности с обозначением в русском письме мягкости слов.

Существует ряд отличительных черт, которые различают естественные проблемы с письмом и дисграфию. Прежде всего стоит помнить, что ошибки письма при дисграфии всегда стойкие и избавиться от них можно исключительно после продолжительного курса коррекционной работы. Такие ошибки ребенок может совершать в течение нескольких лет. Что касается закономерных ошибок, связанных недоразвитием навыка письма, то для них стойкость не характерна, поскольку по мере перехода от одного этапа навыка к другому они полностью исчезают.

Также ошибки при дисграфии имеют специфический характер. Это означает, что такие ошибки могут повторяться сразу во всех видах устных и письменных работ. Подобное постоянство позволяет отличить такие ошибки от случайных, которые может допускать ребенок из-за невнимательности, чрезмерного утомления, недостаточности контроля при чтении и письме. Важно и то, что дисграфия спровоцирована несформированностью у ребенка высших психических функций, которые обеспечивают нормальный процесс чтения и письма - дифференциацию на слух фонем, анализ предложений на отдельные слова, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные функций, лексико-грамматический строй речи.

Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников

Наиболее часто причиной неуспеваемости у учащихся младших классов считаются различные нарушения речи, из-за которых детям становится трудно овладеть навыками письма. Поскольку устранение нарушений письменной речи у детей требует привлечения сразу нескольких специалистов (логопеда, психолога, остеопата), то это в свою очередь сказывается на своеобразии приемов терапии.

Основными задачами коррекции дисграфии у школьников младшего возраста считаются:

  • полноценное развитие фонематического синтеза и анализа;
  • совершенствование языкового анализа и синтеза на следующих уровнях: слог, слово, предложение, текст;
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • улучшение концентрации внимания, мышления и памяти;
  • закрепление и уточнение слухопроизносительных различий фонем;
  • развитие слухового, зрительного и кинестетического анализаторов, которые принимают участие в акте речи, чтения, письма;
  • развитие и формирование связной речи;
  • обогащение словарного запаса.

Основные принципы программы коррекции дисграфии у младших школьников

Коррекционная программа дисграфии должна опираться на следующие принципы: системный, комплексный, онтогенетический, общедидактический (доступность, сознательность, наглядность, индивидуальный подход, сознательность). Главное место в коррекционной программе занимают практические методики:

  • конструктивные - используются для уточнения оптико-пространственных дифференцировок (например, это может быть конструирование из отдельных элементов разных букв, из одной буквы другую);
  • творческие - работа над формированием звукобуквенного анализа и синтеза.

Коррекционная программа по устранению дисграфии предусматривает три уровня коррекции: лексический, фонетический и синтаксический. Обычно в начале курса назначают ознакомительную беседу, проводят родительское собрание и диктант. В конце курса проводятся беседа с родителями, выпускной диктант, подведение итогов (оценка динамики преодоления дисграфии.

На первом этапе коррекционной работы внимание учащихся привлекают к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его максимально управляемым, также детей учат оценивать мышечные ощущения во время проговаривания звуков, слов, а также связывать свои ощущения с акустическими раздражениями. Для этого необходимо отработать артикуляцию гласных первого ряда и согласных, даже если обычно их произношение не страдает. Упражнения, направленные на узнавание и вычленениие звуков из слов, проводятся с опорой на проговаривание громким голосом, а затем - произнесение слов нормальным голосом. После ребенок переходит к выполнению упражнения молча.

Также во время коррекционной работы ребенку должна стать понятной взаимосвязь между буквой и звуком. Последующая логопедическая работа направлена на развитие звукобуквенного синтеза и анализа. Большое значение при этом отводится дифференциации букв, которые имеют кинетическое сходство или одинаковое количество элементов (п-т, л-м, и-ш, и-щ), схожи по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р).

Начинается работа с оптико-пространственных дифференцировок, для чего ребенку нужно совершить действия с геометрическими фигурами, картинками, выполнить упражнения с конструированием букв с помощью счетных палочек, отгадывание изографов, отгадывание букв. Главная задача логопеда заключается в том, чтобы научить детей выделять специфические признаки, которые позволяют отличить друг от друга смешиваемые буквы.

Подобная работа должна проводиться без пропусков на каждом занятии в его организационной части. После выполнения детям выдают для изучения индивидуальные занятия на карточках домой. Также на коррекционных занятиях ведется активная работа по различению фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (прежде всего это касается гласных I и II ряда). Работа на первом этапе заканчивается различением детьми согласных звуков. Для этого логопед дает им понятие глухих и звонких звуков, проводит между ними сравнение, объясняет их различия и сходство.

Второй этап коррекции дисграфии

Второй этап коррекции дисграфии у младших школьников начинается с уточнения и последующего расширения словарного запаса детей. На этом этапе логопед должен ознакомить детей с синонимией и антонимией слов, при этом не называя эти явления, а детально объясняя их суть. Затем специалист уточняет понимание детей о том, что слова состоят из звуков, которые сливаются в слоги. Затем ученики приступают к усвоению структуры слова, для чего они сначала опираются на ритмический рисунок слова и его графическое изображение, чего опорой им служит слогообразующая роль гласных. Также на данном этапе коррекционной работы важное внимание уделяется выделению из слова гласных звуков (ударных и безударных).

Третий этап коррекции дисграфии

На третьем этапе коррекции дисграфии логопед переходит к работе над простым предложением. Во время выполнения различных упражнений дети учатся понимать синтаксическую основу предложения. В результате у них закладывается база для овладения навыками синтаксического разбора предложения на последующих этапах обучения. Также параллельно ведется работа над грамматическим оформлением предложения. На занятиях логопед учит ребенка с дисграфией правильно согласовывать части речи.

Немаловажное значение на третьем этапе коррекции дисграфии отводится изучению предлогов. При этом работа ведется исключительно с теми предлогами, которые в устной речи учеников не употребляются или смешиваются с другими (например, это может быть замена предлога «из» предлогом «с»). При разборе предлогов сначала отрабатывается понимание учеником пространственного значения предлогов, после чего усваиваются их значения. Также параллельно в занятия должны включаться задания, которые закрепляют понимание ребенком раздельного написания предлогов со словами.

Логопед сосредотачивает внимание также на занятиях, основной целью которых является формирование связной речи. Сначала дети учатся пересказывать текст, затем составлять рассказы по нескольким картинкам, по плану, по одной сюжетной картинке, по опорным словам. При этом на данном этапе, как и на предыдущих двух, крайне важно, чтобы ребенок постепенно обогащал свой словарный запас. Это обязательно должен учитывать логопед при составлении урока и подборе упражнений.

У части детей со смешанными проблемами письменной речи могут оставаться несформированными некоторые неречевые процессы (слуховое и зрительное внимание, мышление, память), поэтому на протяжении всего курса коррекции логопед должен включать в занятия задания, направленные на их развитие. Для преодоления дисграфии и достижения поставленных целей активно используются различные игры: во время работы над определением гласных звуков - подвижные и дидактические игры с мячом, для формирования навыков анализа и синтеза - дидактические игры («Пирамида», «Игрушечный магазин»).

На всех этапах коррекции письменной речи эффективно применять речевые логопедические игры. Важное внимание следует уделить такой методике, как моделирование: во время формирования языкового анализа и синтеза (на уровне звука, слога, предложения), при работе над ударением, при дифференциации гласных. Также логопеды активно используют наглядные и словесные методы воздействия (рассказы, беседы, объяснения).

Коррекция письменных нарушений у старших школьников

Проводить коррекцию дисграфии у школьников старшего возраста необходим в зависимости от ее вида. Однако стоит учитывать, что у некоторых детей может наблюдаться смешение нескольких видов дисграфии. Поэтому с учетом нарушений письменной речи коррекционная работа может состоять из следующих разделов:

  • преодоление проблем с письмом, спровоцированных нарушением языкового анализа и синтеза;
  • устранение аграмматической дисграфии;
  • коррекция оптической дисграфии;
  • преодоление акустической дисграфии.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

К основным задачам коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, относят формирование, постепенное развитие и совершенствование навыков анализа структуры предложения, а также слогового и фонематического синтеза и анализа.

Развитие этих навыков предусматривает следующие этапы работы:

  • определение ребенком количества, места и последовательности слов в предложении;
  • выделение из слога и слова гласного звука;
  • различение в составе слова гласных и согласных звуков;
  • определение в слове количества и места слога;
  • составление слов с помощью перестановки слогов и добавления звуков;
  • вычленение из слова первого и последнего звука, а также определение его места;
  • определение последовательности и позиционного места в слове.

Для формирования навыков и их закрепления во время коррекционных занятий логопеды используют комплекс различных упражнений:

  • Вставить пропущенные буквы в словах (например, кры...а, ру...а);
  • Подобрать слова, в которых заданный логопедом звук стоял бы на первом, втором, третьем месте. Например, если по этой схеме придумывать слова со звуком [к], то ими могут стать кот (на первом месте), окно (на втором), мак (на третьем месте).
  • Добавить несколько звуков к одному слогу таким образом, чтобы получились разные слова.
  • Выбрать из одного предложения слова с одним и тем же количеством звуков.
  • Подобрать слова с заданным количеством звуков (например, с тремя звуками - дым, дом, рак.
  • Дети сначала бросают кубик, а затем придумывают слово, состоящее из звуков в количестве, которое соответствует количеству точек на кубике.
  • «Звуковая арифметика» - детям предлагают добавить или убрать один звук из слова, чтобы в итоге получилось новое слово.
  • «Звездный час» - детям необходимо составить из букв слова «картина» новые слова: кит, тина, нитка, танк.
  • Слово-загадка. Логопед пишет первую букву слова, а вместо всех остальных ставит точки. Ученикам нужно придумать слова на эту букву.
  • Детям нужно назвать слова, в которых буквы расположены в обратном порядке.

Аграмматическая дисграфия

К основным задачам коррекции этой разновидности дисграфии относятся формирование и совершенствование следующих навыков: умения максимально точно соотносить определенные слова с явлением, предметом, действием; понимать морфологический состав слов; уметь грамматически правильно оформлять свою речь; связно говорить.

  • Сначала логопед уточняет значения слов, которые есть в словарном запасе ребенка, он затем постепенно в процессе обучения обогащается. Происходит это за счет накопления новых слов, что относятся к разным частям речи и за счет развития у детей навыков активно пользоваться способами словообразования. Таким образом у ребенка постепенно формируется последовательное накопление «гнезд родственных слов».
  • Формирование и развитие грамматически правильного оформления речи за счет овладения связью слов в предложениях, словосочетаниями, моделями синтаксических конструкций.
  • Развитие навыков связного высказываться, что включает в себя отбор определенных языковых средств для высказывания с учетом целей общения, установление последовательности высказывания, совершенствование способностей строить и затем перестраивать предложения по образцам.

Оптическая дисграфия

Во время коррекционной работы по устранению оптической дисграфии врач концентрируется на развитии зрительного восприятия и последующей дифференциации смешиваемых букв на письме. Для преодоления оптической дисграфии необходимо научить ребенка представлениям о величине, форме и цвете, конструированию букв, их нахождению и выделению, ориентированию в окружающем пространстве. Рассмотреть каким образом на практике удается устранить оптическую дисграфию можно на примере упражнений, направленных на дифференциацию в словах и-у.

  • Для начала логопед сосредотачивается на развитии пространственных представлений у ребенка. Для этого он может попросить учащегося нарисовать эти буквы с определенной последовательностью движений.
  • Затем учитель переходит к развитию фонематического анализа и синтеза. Для этого на доске он пишет несколько цифр и букв (р, ш, и, г, у, а, к). После логопед дает ученикам следующие задания: выбрать только буквы и составить из них слово (игрушка), определить какой звук находится на первом и четвертом месте полученного слова.
  • На следующем этапе урока логопед предлагает ученику зрительный анализ изучаемых букв. Для этого ребенок должен посмотреть на буквы и понять, из каких элементов они состоят. Также ему стоит найти между буквами схожие и отличительные черты.
  • Для закрепления понимания различий между буквами ученик выполняет упражнения. Например, ему нужно списать слова, при этом вставляя вместо точек пропущенные буквы (п...рам...да). Еще одно упражнение предусматривает составление из букв слова «грузовик» новых слов. Затем в этих словах ученику нужно подчеркнуть изучаемые на уроке буквы.

Акустическая дисграфия

К задачам коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии относятся развитие следующих навыков:

  • слухового восприятия;
  • представления о звуках;
  • фонематического анализа и синтеза;
  • различения смешиваемых звуков по звонкости и глухости, твердости и мягкости.

Программа обучения при этом базируется на сопоставлении ребенком смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане, а также уточнении слухового и произносительного образа смешиваемых звуков.

Как происходит на практике формирование навыков различать буквы на слух можно рассмотреть на примере практических занятий по дифференциации звуков [д] и [т].

  • Сначала логопед просит учеников сравнить артикуляцию звуков [д] и [т]. Сначала он сам произносит эти звуки, после чего просит повторить за ним учеников. Учащиеся могут попробовать во время произнесения звуков приложить к горлу руку, чтобы послушать насколько дрожит горло при произнесении звука [д]. В итоге дети должна усвоить, что звук [д] произносится с участием голоса, поэтому он звонкий, а [т] - без голоса, поэтому глухой.
  • Ученикам раздаются серые и черные карточки. Когда они слышат звук [д] в слове, то должны поднять черную карточку, а когда [т] - серую.
  • Детям предлагают рассмотреть картинки, на которых нарисован дом, ведро, соты, трава, садик, стул, стрела. Затем эти картинки нужно разложить под буквами д и т.
  • Ученикам нужно вставить в слова пропущенные буквы д или т: трак., боро.а, с.рела, воро.а, гра.усник, ве.ка.

Разделы: Начальная школа

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей по различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев и др.) высказывают различные причины и предлагают различные методики коррекционной работы.

Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием.

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию.

Смешанный вид дисграфии предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу. У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируются между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.

Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Вниманию специалистов я предлагаю собственную работу: комплект практических занятий, предназначенный для работы с детьми при оптико-кинетической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации и отработанные мной занятия на каждую букву.

Данное пособие представляет собой практический материал и составлен мной с учетом методических требований:

  • развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т.ч. и буквенного.
  • уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  • формирование пространственного восприятия и представлений.
  • развитие мелкой моторики.
  • развитие зрительного анализа и синтеза.
  • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных обозначений.
  • дифференциация смешиваемых на письме букв.

Занятия пронумерованы в алфавитном порядке букв. Каждое занятие для удобства составлены для одной, конкретной буквы на отдельном листе.

Кратко опишу методику и задачи работы предлагаемых занятий:

1 задание

Задача : Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Параллельно проводится ознакомительная и познавательная работа по начертанию букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных букв.

2 задание

Задача: Формирование зрительного гнозиса и праксиса. Игра «Путница». Нужно найти спрятанную новую (не говорим какую!) букву. Параллельно, например на уроках математики, проводится работа по разъяснению понятий: «обвести в кружок » и «по контуру».

3 задание

Задача: Выявление образа буквы в зашумленном,заштрихованном варианте. Параллельно ведется работа по знакомству с геометрией: ломанные линии, клетка, параллельные прямые и т.д.

4 задание

Задача: Сформировать пространственное восприятие образа буквы. Определить букву в неправильном положении. Параллельно проводится работа по формированию понятий: «наклон» и «лево-право».

5 задание

Задача: Развитие пространственных отношений. Выделение знакомой, новой буквы. Параллельно формируется пространственное положение предмета, в частности «НА».

6 задание

Задача: Развитие зрительного анализа и синтеза. Раскрашивание и выделение только знакомой буквы. Желательно параллельно на занятиях по развитию речи уделять внимание упражнениям:- Назвать слова начинающиеся на звук…. .

7 задание

Задача: Развивать пространственные отношения. Добавить недостающий элемент. Игра «Буква поломалась». Параллельно проводятся задания по развитию пространственного восприятия: верх-низ, лево-право, с боку, впереди и т.д.

8 задание

Задача: Сформировать зрительное узнавание буквы. Параллельно проводятся занятия по лепке, рисованию,штриховке, графические диктанты.

Предлагаемая методика апробирована в работе с дошкольниками (при подготовке к школе по программе «Радуга»,частных уроков) и при коррекции-профилактики дисграфии в начальных классах МОУ гимназии №2 г.Нелидова Тверской области. Динамика положительная! Занятия проходят всегда с интересом. Использование в работе данного пособия позволит родителям, воспитателям, учителям начальных классов, учителю-логопеду, репетиторам в течение года провести эффективную коррекционную и профилактическую работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

Используемая литература:

  1. Р.И.Лалаева.Методическое наследие.Кн.4:Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М-Владос,2003г.
  2. О.Н.Яворская. Развитие письменной речи у школьников.КАРО-С-Петербург.2007г.

Наталья Кирилина
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа : палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка : сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию основных элементов букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв.

Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков , имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.

Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида (на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико -пространственных представлений, и оптико-кинетическая , осложненная акустическим недоразвитием ). Перечисленные виды дисграфии не связаны с состоянием устной речи , а их появление у ребенка можно объяснить особенностями русской графики, ограниченностью элементов которой приводит к наличию в алфавите оптически сходных в начертании букв, например : и, ш, щ, ц, п, т.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдаются нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти , пространственного восприятия и представлений; трудности оптико -пространственного анализа; несформированность оптического образа буквы . Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии .

Ошибки, характерные для оптической дисграфии :

Ребенок недописывает элементы букв ;

Добавляет лишние элементы;

Неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;

Пишет зеркальное изображение букв.

К методам профилактики оптической дисграфии относят :

Формирование зрительного гнозиса :

Назвать предметы по контурам, недорисованные предметы , перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;

Распределить предметы по величине;

Соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;

Срисовать изображения, состоящих из фигур и стрелок;

Дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;

Составить разрезные картинки;

Развитие зрительной памяти :

Упражнения «Что изменилось?» , «Чего не стало?» ;

Зрительные диктанты «Продолжи строку» ;

Упражнение «Фотографирование» : ребенку предлагается посмотреть,

запомнить, нарисовать фигуры (начиная с 3-4 и постепенно увеличивая их количество) ;

Формирование буквенного гнозиса :

Найди заданную букву среди других : упражнения «Найди букву» , «Буква сломалась» , «Выложи букву» ;

Сравнивать одни и те же, но написанные разным шрифтом буквы;

Назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить буквы, наложенные друг на друга;

Определить букву в неправильном положении;

Обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями;

Дописать букву;

Найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;

Составить печатные буквы из разных элементов : счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы : упражнения «Выложи букву» , «Вылепи букву и придумай с ней слово» , «Вырежи из частей и наклей» ;

Формирование зрительно-пространственного восприятия :

Показать правую/левую руку, правой рукой левый глаз, правые/левые

части у человека, сидящего напротив;

Рассказать с опорой на картинки, что где находится;

Определить место человека по отношению к себе (справа/слева от меня и т. д.)

Тренировать в употребление пространственных предлогов;

Уточнение пространственного расположения букв :

Написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии;

Найти букву в ряду похожих;

Реконструировать (преобразовывать) букву,

Дописать (достроить) недостающие элементы буквы ;

Соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом (например, О – обруч, Ж – жук) ;

Упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян : упражнения «Объемные буквы» , «Узнай на ощупь» , «На что похоже?» ;

Срисовать, вырезать буквы, вылепить их из пластилина, обвести контур буквы, изобразить ее в воздухе.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции , помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее. С детьми целесообразно проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение. Параллельно, с работой по профилактики дисграфии , необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Для развития графических навыков можно использовать нетрадиционные техники рисования : рисование штрихом, волнистыми линиями, точками разного размера. Успешность работы по формированию графических навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Работа строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей.

Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки» , пособия М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш» , а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» .

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Правила работы : штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами) . Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. И вот уже получается сюжетная картинка. По ней можно повторить лексические темы.

Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами. Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят » : «Учимся писать» , «Штриховка» , тренажер-пропись «Готовим руку к письму» , «Прописи буквы» .

В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии могут быть предусмотрены следующие виды работы : заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, с дальнейшим раскрашиванием получившегося сюжета, использование метода пластилинографии (рисование пластилином) .

Примеры упражнений по профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников .

Найди букву

Задачи : развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.

Описание : на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штриховок и линий различной конфигурации.

Задание : найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.

Буква сломалась

Задачи : развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Описание : работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание : из различных частей правильно сложить буквы.

Будь внимательным

Задачи : развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание : работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание : найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета.

Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.

Список литературы :

1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста –М., 2005.- 265с.

2. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб.: Издательский дом «Литера» , 2004.- 64с.: ил. - (Готовимся к школе) .

3. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия . - М., 2007.- 124 с.

4. Хозяинова М. А. Учимся штриховать // Логопед. 2012.- №3.- С. 75-82.

5. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед . 2014. -№1. - С. 86-93.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext