Знак вопроса с восклицательным знаком. Простые правила

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Здравствуйте!
При сочетании вопросительного и восклицательного знаков какой из них ставится на первое место?

Сначала ставится вопросительный знак, а потом восклицательный. Обратный порядок знаков неправилен.

Вопрос № 246005
Здравствуйте! Большое спасибо за ответ на предыдущий вопрос.

Скажите, пожалуйста, в нижеприведенных предложениях надо ставить запятую или тире сразу после прямой речи? В первом случае, надо ли ставить запятую, чтобы закрыть придаточное предложение, которое начинается словами автора, а заканчивается прямой речью? Во втором случае, надо ли ставить запятую, чтобы закрыть деепричастный оборот? В третьем случае, надо ли ставить запятую сразу после прямой речи перед союзом «то»? Иными словами, запятая или тире?

Когда Соне задавали вопрос: «Сколько вам лет?»(,) (-) она всегда отвечала одно и то же: «Сколько ни есть, все мои!»

Доказывая что-либо: «Ну как же ты не понимаешь!»(,) (-) вы настраиваете клиента против себя.

Если клиент ответил: «Для меня это слишком дорого»(,) (-)то вы задаете ему вопрос: «…?»

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В первом и втором случаях ставится тире (после вопросительного или восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь), в последнем - запятая.

Вопрос № 245910
Скажите, пожалуйста, допустимо ли сочетание многоточия и воспросительного/восклицательного знака в конце предложения? И если да, то опускается ли последняя точка? (как в случае с многоточием после воскл./воспрос. знака)

Ответ справочной службы русского языка

После вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки, а две: Там стонет человек от рабства и цепей!..

Вопрос № 244271
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, сколько восклицательных знаков можно ставить в конце предложения для передачи эмоции? И существует ли для этого случая правило? Я искала у Розенталя но не нашла.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правила правописания не предусматривают постановки в конце фразы более чем одного восклицательного знака. Но эмоциональные личности могут поставить хоть двадцать этих знаков препинания подряд, главное - не в документах:) Заметим, к слову, что употребление "смайликов" (выполняющих схожую функцию) тоже никак не регламентируется правилами и справочниками.

Вопрос № 243987
Здравствуйте!
подскажите, пожалуйста, как правильно оформляются авторские слова после вопросительного и восклицательного знаков (с прописной или строчной буквы):
1. – А я знаю?! – От собственной беспомощности участковый готов был заплакать.
или
2. – А я знаю?! – от собственной беспомощности участковый готов был заплакать.
а также:
1. – Это как же? – Сестер начало мелко трясти.
или
2. – Это как же? – сестер начало мелко трясти.
Заранее спасибо за ответ. С уважением,
Елена Александровна

Ответ справочной службы русского языка

– А я знаю?! – от собственной беспомощности участковый готов был заплакать.

– Это как же? – сестер начало мелко трясти.

Вопрос № 243670
подскажите, пожалуйста, есть ли специально название у сочетания знаков "?!" или просто говорить "вопросительный и восклицательный знаки"? спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Нет, специального названия у сочетания вопросительного и восклицательного знаков нет.

Вопрос № 242341
Допускается ли простановка восклицательного знака в мысленном монологе?

Ответ справочной службы русского языка

Внутренняя речь, невысказанные мысли оформляются по правилам прямой речи. Постановка восклицательного знака возможна.

Вопрос № 238704
Вторую неделю задаю этот вопрос. Пожалуйста, ответьте!
Допускают ли современные правила русского языка употреблять вопросительные и восклицательные знаки в середине предложения, и продолжать после них текст со сторочной буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания, обычные для конца предложения (вопросительный и восклицательный знак), могут ставиться после отдельных членов предложения при смысловом их подчеркивании. При этом после вопросительного или восклицательного знака используется прописная (большая) буква, как в начале самостоятельного предложения: Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа! Прописные буквы заменяются строчными, если перед однородными членами предложения, требующими выделения вопросительным или восклицательным знаком, имеется обобщающее слово: Все отвергал: законы! совесть! веру!

Кроме этого, вопросительный и восклицательный знаки могут ставиться внутри предложения, если они относятся к вставным конструкциям или сами по себе замещают вставки, передавая отношение пишущего к содержанию: Девчушка (как же ее звали?) шла по улице; На остальных досках шахматисты одержали восемь (!) побед .

Вопрос № 236248
Добрый день! Подскажите, как правильно ставить знак звездочку в конце предложения: до точки (вопросительного знака, восклицательного ) или после.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Знак сноски ставится до точки, но после восклицательного и вопросительного знаков.

Вопрос № 236090
Уважаемые коллеги! Возможно ли написание строчной буквы после восклицательного знака в следующем предложении: Да! придрались они к тому, что будто бы удельное начальство землей их маненько пообидело. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном примере слово придрались следует писать с прописной (большой) буквы.

Вопрос № 233232
В интернете часто можно встретить тексты, содержащих вместе трех точек в многоточии только две, особенно когда этим знаком препинания предложение не оканчивается. Иногда их используют после вопросительных и восклицательных знаков, для обозначения некоей незавершенности фразы и при указании обрывов предложения. Скажите, ошибка ли это? Можно ли употреблять этот знак препинания и, если да, то в каких случаях и как его можно называть?.. Кто-то предлагал «лежачее двоеточее». Приведу примеры: 1) Перед глазами.. всё темно.. ничего не видно... 2) Где я?.. Это же тюремная камера!.. Или не она... 3) Часть текста была размыта водой, но все еще можно было разобрать: «..уже.. .. ..вторые сутки.. .. ..запасы провизии..» Верно ли будет ли заменить все «двоеточия» в примерах на многоточия?

Ответ справочной службы русского языка

Две точки (как в первом и третьем примерах) употреблять некорректно. При сочетании вопросительного, восклицательного знаков и многоточия верно писать: _!.._ и _?.._ (две точки после знака). Поэтому пунктуация во втором примере верна.
Вопрос № 227526
Здравствуйте! Могут ли в конце предложения стоять три вопросительных знака, или второй и третий надо заменить восклицательными?

Ответ справочной службы русского языка

Действующие правила пунктуации не допускают повтора вопросительных или восклицательных знаков. Двойное, тройное восклицание или двойной (тройной) вопрос - ошибка. Но при этом возможно сочетание вопросительного и восклицательного знака в конце предложения.
Вопрос № 226808
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, надо ли ставить (!) при обращении в письме,например:"Здравствуйте, Иван!" Всегда считала, что нужно, но никто из моих коллег не ставит, поэтому я засомневалась. Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Вместо восклицательного знака можно ставить точку.
Вопрос № 226172
Многоточие с восклицательным или вопросительным знаком ставится двумя точками, т.к. первая поглощается самим знаком. Тогда корректна ли такая пунктуация: ?!. (с одной точкой на конце)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, правильно в таком случае (встреча вопросительного, восклицательного знака и многоточия): ?!.
Вопрос № 217688
Можно не ставить восклицательного знака после таких слов как: спасибо, до свидания, не за что. Можно поставить только точку.

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. Классический пример - фраза «Казнить нельзя помиловать», меняющая значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен адресату. Однако даже взрослые люди, успешно закончившие школу, часто испытывают сложности с пунктуацией.

В русском языке 10 знаков препинания, которые играют важную роль, позволяя одинаково понять письменную речь как пишущему, так и читающему предложение. В качестве примера попробуем научиться расставлять знаки препинания правильно.

Быстрая навигация по статье

Функции знаков препинания

У знаков препинания две функции: смыслоразличительная и интонационно-экспрессивная:

  • Смыслоразличительная функция обеспечивает разделение текста и предложения на смысловые куски, помогает расставить смысловые акценты и правильно понять взаимосвязи слов в предложении.
  • Интонационно-экспрессивная функция позволяет продемонстрировать цель высказывания, интонацию и эмоциональные акценты.

Основные правила пунктуации

Обычно сложности возникают со знаками препинания, стоящими в середине предложения. Это могут быть запятые и тире, при расстановке которых нужно руководствоваться несколькими правилами:

  • Предложение нужно проговорить вслух и обратить особое внимание на места, в которых при прочтении делается пауза — вероятнее всего там понадобятся запятые или тире.
  • При перечислении слова и словосочетания разделяются запятыми, если между ними не стоит союз «и». При этом нужно убедиться, что перечисленные прилагательные не являются составным наименованием (например: тарелки столовые фарфоровые) и не относятся к одному и тому же слову (например: удобный письменный стол);
  • Если с однородными членами предложения при перечислении используются повторяющиеся союзы: «и…, и…», «ни…, ни..», «или…, или…», то они разделяются запятыми;
  • Перед противительными союзами: «а», «но», «однако», «зато» ставится запятая всегда;
  • Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми с двух сторон (например: пятак, звеня и подпрыгивая, катился по мостовой);
  • В предложении могут встречаться обособленные второстепенные члены предложения, которые выделяются интонационно и по смыслу. В этом случае нужно учитывать, к какой части речи они относятся, имеют ли зависимые слова, а также стоят ли после определяемого слова или перед ним;
  • Обращения и вводные слова выделяются запятыми с двух сторон. (например: я, конечно, приду в семь. Я, Маша, скучаю без тебя);
  • Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми. Чтобы выделить простые предложения, нужно найти грамматические основы (кточто и что делает), определить границы каждого простого предложения и поставить между ними запятую (например: на берегу моря дул ветер, и волны накатывали на песок с лёгким шелестом);
  • Если в предложении пропущено слово «это», то вместо него нужно поставить тире. (например: остров - часть суши, со всех сторон окружённая водой).

Дополнительная информация

  • Для того чтобы научиться грамотно расставлять знаки препинания, полезно читать вслух и с выражением отрывки текстов разной тематики, обращая внимание на смысловые паузы, и на то, как они соотносятся со знаками препинания;
  • Перегруженный знаками препинания текст воспринимается плохо — лучше пропустить запятую, чем поставить лишнюю;
  • В сложных случаях нужно пользоваться справочниками;
  • Регулярно выполняемые упражнения помогут сформировать навык расстановки знаков препинания и обеспечат высокий уровень грамотности.

Любой текст содержит множество знаков препинания. Однако не всегда пользователи набирают тексты в соответствии с принятыми правилами. Например, нередко пробелы оказываются перед точкой или запятой, после открывающей кавычки или перед закрывающей. Часто знаки препинания неправильно расставлены или используются там, где не положено. В данной статье рассматриваются основы правильной расстановки знаков препинания.

При написании текста всегда нужно помнить одно правило: до знака препинания пробел не ставится , а после знака препинания пробел необходимо ставить обязательно . (Есть исключения для скобок, тире, кавычек).
Пример:
Верно:
«Эта книга – несомненное доказательство того, что наука, как и другие сферы человеческой деятельности, имеет свои смешные стороны. Здесь вы найдёте сплав сатирической науки и научной сатиры... »
Неверно (пробелы до и после запятых, точки, перед многоточием):
«Эта книга– несомненное доказательство того, что наука, как и другие сферы человеческой деятельности, имеет свои смешные стороны.Здесь вы найдёте сплав сатирической науки и научной сатиры... » (Сборник переводов «Физики продолжают шутить»)

Если несколько знаков препинания следуют друг за другом, то пробел между ними не ставится, например: ., .; .: ./ .

Перечисленные далее знаки препинания пишутся обязательно по правилу: до знака пробел не пишем, а после него ставим. Это касается запятой, точки с запятой, двоеточия, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков.

Что касается многоточий, то в паре с другими знаками они пишутся слитно и с двумя точками, например: ?.. !..

Точка в тексте несёт несколько функций:
- знак препинания, закрывающий собой предложение.
- в сочетании с другими знаками препинания (например, со скобками или кавычками), точка пишется слитно. Пример: Тут он повернул голову и бросил на меня один из своих косых взглядов (до этого он смотрел в боковое стекло машины).
- точка как знак сокращения, например: т.е. (то есть), г. (год, город), гг. (годы, города), т.д. (так далее).

В текстах необходимо учитывать несколько правил, когда точка не ставится :
- на титульном листе;
- в заголовках и подзаголовках (исключением являются случаи, когда заголовок пишется в строке с текстом);
- в конце названий столбцов в таблицах;
- после условных обозначений метрических мер: г, кг, им, см, м и т. д.;
- после технических величин: гц, гн и т. д. ;
- после аббревиатур, например: РФ, MP3, ГОСТ и т. п.

Правила записи кавычек

Пробел ставится всегда перед открывающей кавычкой и после закрывающей. После открывающей кавычки и перед закрывающей пробел не делается. Например:

Правильно:

Молнией мелькнула мысль: «Почему бы и нет!».

Неправильно:

Молнией мелькнула мысль:« Почему бы и нет! » .

Ещё одно важное правило касается простановки знаков препинания перед закрывающими кавычками: не ставится точка, запятая, точка с запятой и двоеточие. Эти символы правильно ставить после закрывающей кавычки.

В то же время вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если они по смыслу относятся только к выражению, заключённому в кавычки.

Когда в тексте одна фраза в кавычках входит в состав другой фразы, заключённой в кавычки, то в начале или в конце подряд две кавычки не ставятся. Например:
АО «Корпорация «Первый блин».

Употребление кавычек целесообразно в следующих случаях:
- при прямой речи, например: Увидев меня, Ганелон и Ланс в один голос сказали: «Мы готовы» .
- в цитатах. Пример: Как сказал бард, «Авалон и вблизи, и вдали» , - перефразировал он мои стихи.
- упоминание условных названий различных предметов и понятий, названий произведений, например: газета «Утро города» , завод «Проводник» , передача «Спокойной ночи, малыши!» и т.д.
- для придания иронического смысла отдельным словам или даже целым выражениям, например: А после этого поиграем в «русскую рулетку» твоим новым способом. Победитель получает все. Когда я говорю «плясали» , я не имею в виду мерцали, они скакали, меняли величину, носились, кружились, вспыхивали до яркости сверхновой, а затем меркли до ничего.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext