6 предложений с именами прилагательными. Предложения со словосочетанием «имя прилагательное

На ветке вертелась хорошенькая птичка : брюшко жёлтенькое , а посредине чёрный ремень до горлышка, щёчки белые , спинка зелёненькая , на голове красная шапочка .

Упражнение 323. Прочитайте; укажите, с какими именами существительными связаны по смыслу выделенные прилагательные и на какие вопросы они отвечают.

Упражнение 324. Составьте и напишите предложения, в которые вошли бы следующие прилагательные:

тёмный, тёплый, зелёный, весёлый, широкая, глубокая, большая, высокое, красное.

Упражнение 325. Разберите данные предложения по членам предложения; укажите, с какими именами существительными связаны по смыслу выделенные прилагательные.

Весенний дождь оросил поля.
Озимь яркая блеснула изумрудом.
Утреннее солнце весело светит в окно.
Белеет от росы густая, высокая трава.
Всё лето стояла ясная, жаркая, сухая погода.

Упражнение 326. Подберите по одному прилагательному к каждому из следующих существительных: зима, дорога, деревья, снег, мороз . Составьте предложения с этими словами.

Упражнение 327. Подберите подходящие прилагательный к данным существительным:

физкультурник, трактористка, кузнец, охотник.
Образец: Физкультурник - сильный, ловкий,...

39. Изменение имён прилагательных по числам.

Упражнение 328. Прочитайте и назовите имена прилагательные в единственном и во множественном числе; укажите, с какими существительными они связаны по смыслу и на какие вопросы отвечают.

СИБИРСКАЯ ТАЙГА.

Широко раскинулась сибирская тайга. Нет ей, кажется, ни конца, ни начала. Раскидистые кедры, могучие лиственницы, вековые сосны, стройные ели уходят почти что в самое небо. Угрюмые лесные великаны точно шепчут о чём-то друг другу.

Упражнение 329. Подберите к данным существительным подходящие имена прилагательные в единственном или во множественном числе, где как нужно по смыслу.



Берёзка, берёзки, ручейки, овраг, берега, камыш, осока, кусты.

Упражнение 330. Перепишите, изменяя единственное число на множественное.

Высокая гора, узкая долина, каменный дом, юный разведчик, глубокое озеро, тенистый сад, густое облако, судоходная река, дремучий лес, любимая сестра, тихий вечер, узкая улица, осенний дождь, хлебное поле, ночной сторож, синее море, топкое болото, широкая степь, голубое небо.

Упражнение 331. Спишите прилагательные, данные в единственном числе, дописывая к ним множественное число.

Стальной, железный, деревянный, кирпичный, земляной, глиняный, стеклянный.

Образец: стальной - стальные.

40. Изменение имён прилагательных по родам.

1.Красный флаг - красная лента-красное знамя;
молодой лес - молодая роща - молодое дерево;
зимний день - зимняя погода - зимнее утро

2. Раздольные поля, широкие реки, высокие горы, богатые колхозы, большие города, новые фабрики, новые заводы, новые школы - вот Родина моя!

Упражнение 332. Присоедините данные ниже прилагательные к существительным мужского, женского и среднего рода; наблюдайте, как изменяются окончания прилагательных:

новый, белый, голубой, маленький, синий, летний.

Упражнение 333. Подберите имена существительные к следующим прилагательным:

быстрая, злой, раннее, голубое, весёлая, лесная, морозное, туманное, тихий, белый, резвая.

Упражнение 334. Спишите стихотворение; подчеркните прилагательные одной чертой, а окончания прилагательных - двумя черточками. Устно укажите, к какому существительному относится каждое прилагательное.

Асфальтовое, новое, Во всей своей красе,
Через леса сосновые, Дождём умыто, росами.
Через луга медовые, Укатано колёсами,
Через поля пшеничные, Раскинулось шоссе!
Полянки земляничные,-

С. Михалков.

Упражнение 335. Подберите прилагательные к данным существительным; окончания прилагательных подчеркните.

1. Мороз, день. 2. Зима, ночь. 3. Солнце, утро.

Упражнение 336. Прочитайте статью. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Окончания прилагательных подчеркните.

В ЛАГЕРЕ.

Тихое летнее утро. Большой парк. Высоко вверх протянули свои косматые лапы древние сосны и ели. А у их подножия, словно сказочный карликовый городок, пионерский лагерь. Маленькие фанерные домики расположились полукругом. Посредине - трибуна и высокая мачта с флагом: здесь проводится утренняя и вечерняя линейка. Весело и нарядно выглядит лагерь: голубые домики, яркие клумбы цветов, песчаные дорожки придают ему праздничный вид.

Упражнение 337. Спишите предложения и подчеркните окончания прилагательных,

1. Небо заволокли тёмные тучи. 2. Статные осины высоко подняли свои вершины. 3. Наливаются в садах румяные яблоки. 4. По небу неслось серое облако. 5. Над прудом носились быстрокрылые ласточки. 6. С юга летят к нам пернатые гости. 7. Настала зимняя пора. 8. Утренняя роса покрывала траву. 9. Подымались ветры буйные, расходились тучи чёрные.

41. Повторительные упражнения на пройденное
об имени прилагательном.

Упражнение 338. Спишите и подчеркните имена прилагательные.

1. Вот он, наш весёлый Белые палатки,
Пионерский лагерь, Пламенные флаги.

2. Светлые озёра, тёмные леса. Свистом заливаются птичьи голоса. Родину любимую хорошо ты знай, с пользою разведывай свой родимый край.

Упражнение 339. Спишите статью „Осень" и подчеркните имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

С конца августа в воздухе начинает холодеть, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозцы. На берёзе появляются там и сям золотистые ветки. Осина тоже стоит вся красная, золотистая. Поля пустеют. Только высокие стога сена остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли. Жёлтая, сухая трава клонится к земле. Птицы собираются в далёкий путь.

Упражнение 340. Дополните данные предложения именами прилагательными, какие подойдут по смыслу.

В... полдень июльского дня я вздумал пойти к речке. К ней вела... тропинка. У самой речки росли... кусты ивняка. Берега речки были... . В прозрачной воде мелькали... рыбки. Над водой с весёлым щебетанием носились... ласточки. На противоположном берегу раскинув лись... луга. Они были покрыты... травой. В траве пестрели... цветы. Вдали синел... лес. На горе виднелось... село.

Слова для вставки: тёмный, заливные, жаркий, низкие, быстрокрылые, узкая, резвые, высокие, густой, яркие, большое.

Упражнение 341. От данных существительных образуйте имена прилагательные.

Радость-радостный , храбрость, солнце, свет, счастье, свобода, праздник, ночь, опасность, веселье, страх, польза, огонь, молодость, весна, сила, ненастье, холод, юг, степь, море.

Упражнение 342. Спишите статью и подчеркните имена прилагательные единственного числа одной чертой, а множественного числа - двумя.

РЕЧКА БЫСТРИЦА.

Около нашего села протекает речка Быстрица. Берега её песчаные и низкие. У самой воды растут старые ивы. Их плакучие ветки свешиваются до самой воды. Под ивами глубокое место. Там мы купаемся. Много на Быстрице водяных лилий. Их крупные листья тихо покачиваются на воде.

Упражнение 343. Выпишите сначала имена прилагательные с ударением на основе, а затем - с ударением на окончании.

1. Голубой свод неба был усеян звёздами. 2. Поля золотые, как море, шумят. 3. Молодой, стройный клён красиво раскинул свои ветви. 4. Дети забрели в густой, тёмный лес. 5. Над Кремлём колыхался большой красный флаг. 6. Трактором правит колхозник весёлый. 7. Волнуется синее море. 8. Сегодня ясный, солнечный денёк.

Упражнение 344. Напишите связный рассказ с данными существительными и прилагательными:

тёплый летний день, ясное голубое небо, большая толпа ребятишек, тёмный сосновый лес, неугомонный птичий хор, резвая проворная белка, пёстрый дятел, красивая лесная полянка, быстрый прозрачный ручей, холодная чистая вода.

Упражнение 345. Прочитайте предложения; обратите внимание, как пишутся выделенные имена прилагательные; запишите их в свой словарик.

1. Крепнет братский союз народов СССР. 2. Вчера был безоблачный день, 3. Алёша Ястребов - талантливый мальчик. 4. Декабрьский мороз пробирал нас до костей. 5. Расцвёл жёлтый одуванчик. 6. Я сел на жёсткий диван. 7. Купили новый жестяной чайник. 8. Мы читали интересный рассказ, 9. Наступил тихий июльский вечер. 10. Январский день короток. 11. В этом году поздний листопад. 12. Поднялся ужасный ветер.

Упражнение 346. Такое же задание, как в упражнении 345.

1. Москва - советская столица. 2. Наступили ноябрьские холода. 3. По улице ходит ночной сторож. 4. Брат мой Вася получил месячный отпуск. 5. На речке скользкий лёд. 6. Хищный волк вышел на дорогу. 7. Вдруг поднялся ужасный ветер. 8. Утренний ветерок веял прохладой. 9. Наш районный центр - город Коломна. 10.Ярославль - областной город.

Упражнение 347. Определите род и число выделенных имён прилагательных.

Погода стоит прекрасная . Кротко сияет апрельское небо. Блестят молодые листья берёз. Широкая ровная дорога вся покрыта мелкой травой. Тихо зыблется густая зелень ржи. В отдалении темнеют хвойные леса, сверкают пруды, виднеются деревни.

Вопросы для повторения.

1. Что называется именем прилагательным?
2. На какой вопрос отвечают прилагательные?
3. Подберите прилагательные к существительным: ветер, ночь, море, облака.
4. Какие окончания у прилагательных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже единственного и множественного числа?
5. Как определить род прилагательного?

Отсюда вытекают два класса имён прилагательных : один по своему характеру стоит ближе к имени существительному, другой стоит ближе к глагольному характеру.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: зрение - это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

К непостоянным признакам наречий относится степень сравнения. Превосходная степень наречий, в отличие от имён прилагательных , возможна только составная.

Имя прилагательное . Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.

имён прилагательных

Распространение текста путём включения в него имён прилагательных .

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных .

Имя прилагательное . Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных .

Учителю, который, как видно из статьи, не желает, чтобы ученики задалбливали слова, необходимо помощью живой беседы выяснить основательность именования бога отцом небесным, и вот он, как видите, смотрит на это наименование только как на имя прилагательное .

Не для всякого нового вида представлений образуется особенная форма, но как в органической области морфологически равноценные органы всё же могут выполнять существенно отличные функции, так оно и со словесными родами имени существительного, глагола, имени прилагательного и т.

Значение словесных форм имени существительного, глагола и имени прилагательного выражается лишь в том, что в своём различии они указывают также на то единство; всякий глагол указывает на субъект, всякое имя прилагательное указывает на имя существительное.

Ибо свойство, которое выражается именем прилагательным , там, где оно имеет чисто чувственное значение, как, например в цвете, вовсе не отделено от представления о предмете, оно устойчиво, как этот последний.

Аналогия грамматической формы позволяет, таким образом, сравнивать их с вещами, поскольку их отношение к именам прилагательным и глаголам должно быть тем же, что у конкретных имён существительных.

Но так как эти последние мыслятся исходящими из устойчивого основания, то развиваются такие имена прилагательные , которые обозначают вещь как способную к действию, как готовую к нему, как всегда его совершающую.

Следовательно, не только все те глаголы, которые выражают относимую к объектам идеальную деятельность, но также имена прилагательные и наречия, которые, как «истинный и ложный», выражают отношение моего представления к той вещи, к которой оно относится, или «как прекрасный и добрый», выражают отношение содержания представления к масштабу оценки.

Это имеет место там, где в непосредственное восприятие попадает лишь такое впечатление, которое по другой аналогии обозначается глаголом или именем прилагательным , а соответствующая вещь примышляется лишь путём ассоциации на основании прежнего опыта.

Тот синтез, который ко всякому чувственному ощущению, выражаемому прежде всего при помощи имени прилагательного или глагола, примышляет вещь, и в этих случаях, следовательно, или совсем не выполняется или во всяком случае выполняется неясно.

Среди высказываний, которые содержат в себе предикат - простой глагол или соединённый с именем прилагательным или именем существительным глагол «быть» - без ясно и определённо обозначенного субъекта, необходимо прежде всего различать два класса: настоящие и лишь кажущиеся имперсоналии.

Уже самое различение словесных форм имени существительного, имени прилагательного и глагола подготовляет и приводит нас к этому разделению обоих синтезов - того, который содержит в себе наименование, и того, который наименованное явление приписывает вещному субъекту.

Мы образуем из глаголов и имён прилагательных абстрактные существительные, которые устанавливают в качестве самостоятельно мыслимого то, что обыкновенно является лишь как зависимое от вещи.

Те суждения о единичном, субъекты которых суть абстрактные понятия, а предикаты - имена прилагательные или глаголы, - эти суждения не могут быть сведены к категориям вещи и свойства или деятельности.

Если в суждениях, предикат которых выражается именем прилагательным или именем существительным, суждение выполняется не путём простой постановки рядом (? ??? ???? ??????, ? ?? ????? ?????), но на помощь привлекается глагол быть, то этот последний не в силу своего значения является элементом, выражающим выполнение суждения; напротив, функция суждения заключается лишь в форме его флексии.

Последние, в отличие от имён прилагательных , уже не содержат в своей форме отношения к чему-либо другому, но по своему значению они уже с самого начала могут выполнять функцию предиката, так как обладают общим значением, и последнее приписывается определённой единичной вещи лишь через посредство суждения наименования. Имя прилагательное - это часть речи, обозначающая признак предмета, например: clever - умный, beautiful - красивый, green - зелёный, hungry - голодный, brave - смелый.

Говоря о сравнении имён прилагательных , наречий, об с винительным падежом, об предложениях обстоятельства образа действия, - подготовляем в уме почву для отдела поэтических сравнений; возьмём ли замену имён местоимениями, - работа в этом случае даёт материал для усвоения понятия о ясном и неясном; сравниваем один, три, тысяча, с мало, много; первый, второй, сороковой, - с крайний, средний, начальный, последний и вот характерный пример, пункт прикрепления для понятия о точном и неточном.

Конспект группового логопедического занятия при недостатках письма и чтения, обусловленных общим недоразвитие речи III уровня, 2 класс.

Тема: Предложение. Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе и роде.

Цель: актуализация знаний по темам, коррекция письма.

Задачи: развитие графомоторных навыков, коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова, коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.

Ход занятия.

Организационный момент.

1) Здравствуйте ребята, сегодня я предлагаю отравиться путешествовать по стране предложений. Для того чтобы отправиться в путь нужно завести моторы наших машин (пальчиковая гимнастика с использованием массажных мячей)

Молодцы, вот мы и прибыли на станцию под названием – «Части речи».

Скажите, что существительное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?)

А что же такое прилагательное? (Это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа). Молодцы, мы справились с заданием и теперь можем отправляться на станцию «Письмо»

2) а) Раздели тетрадь на 2 столбика, в одном запиши все слова, которые отвечают на вопрос кто? Что? А в другом столбике запиши слова, которые отвечают на вопрос, какой? Какая? Какие? Какое?

(Слова на индивидуальных карточках: небо, красивый, кукла, солнце, погода, настроение, сильный, храбрый, ветер, умный, злой, стол)

б) Допиши подходящие по смыслу имена прилагательные.

Кукла (какая?)_________

Стол (какой?)__________

Облако (какое?)_________

Небо (какое?)________

Погода (какая?)________

3) Отлично, отправляемся в путь, и следующая станция – «Окончание» Вставь пропущенные окончания, ставя вопросы.

Образец: небо (какое?) голубое

Кольцо золот…,медведь больш…,дерево зелен…,погода зимн…,кошка пушист…,собака ласков…, туча сер…,картофель вкусн…, музыка громк…

4)Дополни рассказ именами прилагательными.

Красивый пес.

На улице я увидел красивого пса. Он (какой?) ______, только на груди (какое?)_______ пятнышко. Шерсть у него совсем (какая?)_______. Хвост (какой?)________, а глазки (какие?)________. Мне очень понравился этот пес, и я побежал к маме, чтобы оставить его у нас. Моя мама очень (какая?)_______. Она разрешила оставить пса дома.

5) Спиши предложения, поставив выделенные слова в форму единственного числа.

Образец: Зеркала висели на стене. – Зеркало висело на стене.

На болоте квакали лягушки.

Берлоги медведей опустели.

На крыльце сидели красивые кошки.

На полке стояли красивые статуэтки.

Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам нужно отправляться домой.

Спасибо за занятие.

Упражнение 1.

Дополните предложения прилагательными.

1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Упражнение 2.

Определитьт разряд прилагательного.

З аячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Упражнение 3.

Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.

Овладей русской речью

Ты родной владеешь речью,
бойко говоришь.

Русский же язык неважно
знаешь, мой малыш!

Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью
хорошо владеть.

Эта речь полна величья,
гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты.

Скажем, к странам зарубежным
держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь
знаньями блеснуть –

В разговорах или спорах
с другом иль врагом

Ты воспользуешься смело
русским языком!

Потому ты, школьник резвый,
будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речью
хорошо владеть.

( И. Гришашвили )

Упражнение 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

Величайшее 3 богатство народа - его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)

    Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.

    Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.

    Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).

    Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Общее грамматическое значение прилагательного это:

А) действие

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

2. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

Г) лицо, число

3. Синтаксические признаки прилагательного это :

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстьоятельство

4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А ) могуч, первый, сильное, лисий

Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела

В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый

Г) одетый, несчастный, злой, высказан

5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие ...

А) материал, из которого сделан предмет

Б) признак по его принадлежности

В) признаки, указывающие на различные качества предмета

6. Укажите относительные прилагательные.

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

7. Укажите притяжательные прилагательные.

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

8. В каком ряду все прилагательные качественные?

А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка

Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос

В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

9. В каком ряду все прилагательные относительные?

А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо

Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф

В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

10. В каком ряду все прилагательные притяжательные

А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ:
«
Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»

А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

В) родной (м.р.), нежный (м.р.)

12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ:
«
Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.»

А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.)

В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени .

А) самый быстрый

Б) красивейший

В) ярче

Г) более лёгкий

14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени .

А) менее сложный

Б) сложнее

В) сложнее всех

Г) наисложнейший

15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .

А) красивее

Б) спокойнейший

В) более громкий

Г) менее тяжёлый

16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени.

А) глубже

Б) самый глубокий

В) более глубокий

Г) глубочайший

17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А. острее, менее крутой, более выше

Б. длиньше, самый красивый, сладчайший

В. очень маленький, красивее, ниже всех

Г. дольше, лучше, наивкуснейший

18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А) самый веселый, меньше всех, более высокий

Б) моложе, более белее, твердейший

В) жарче всех, самый умный, тишайший

Г) чудеснейший, худший, громче всех

Предлагаемые дидактические материалы рассчитаны как на школьников, обучающихся по учебнику русского языка для 5-го класса общеобразовательных учреждений (авторы – Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), так и на тех школьников, которые работают по учебному пособию для 5-х классов под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. В пособии тема «Имя прилагательное» дана несколько шире, чем в указанном выше учебнике (например, пятиклассники знакомятся с разрядами, степенями сравнений прилагательных и пр.). Упражнения и задания к этим материалам даны со значком « ++ ».
Предлагаемые дидактические материалы – разной степени сложности. Учитель может использовать их с учетом уровня подготовленности своих учеников по предмету. Многие задания к упражнениям идентичны вопросам, включенным в единый государственный экзамен по русскому языку (например, о средствах выразительности языка, типах речи и т.д.).
В материалах сделан акцент на развитие речи учащихся, совершенствование умения точного, уместного и выразительного употребления прилагательных в устной и письменной речи.

Упражнение 1 . В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно «прилагается» к каким-то словам. Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки.
Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янсон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы.

Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
– Одной пуговицы хватит!
– Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или...
– Можно обыкновенную брючную пуговицу, – сказал Юксаре.

Признаки какого предмета обозначают в тексте имена прилагательные? С каких сторон охарактеризован с их помощью этот предмет?

Упражнение 2 . Сначала прочитайте текст с именами прилагательными, затем – без них. Можно ли без имен прилагательных представить себе именно эту собачонку, узнать о ее особенностях?

Это была маленькая, но очень умная собачка. У нее были большие черные глаза и длинные, как у принцессы, ресницы и еще аккуратный хвостик, которым она обмахивалась, как веером.

(А.Усачев )

Упражнение 3 . Прочитайте тексты. Слова какой части речи несут в них основную смысловую нагрузку?
Определите тип речи. Какие словосочетания – глагольные или именные – чаще используются в текстах подобного типа?

а) Сойка – самая цветастая из наших оседлых птиц. Куда иному заморскому попугаю до нее! В одном крыле до семи цветов – тут и белый, и сизый, и серебристый. Башка с крепким, каменным клювом, грудь птицы почти огненная, спина и брюхо в нежно-пепельном пуху, вокруг глаз и на щеках радуги.

(По В.Астафьеву)

б) Как он был хорош, весь освещенный солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни – рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

(Г.Скребицкий)

О каком звере идет речь?
Выпишите по 2–3 словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета: 1) по форме, размеру; 2) по цвету.

Упражнение 4 . Прочитайте тексты. Определите роль имен прилагательных в них.

а) В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

(И.Соколов-Микитов)

б) Весеннее утро в лесу. Роса еще не обсохла. Крошечные водяные капли повисли на листьях, на цветах, на стеблях травы. Из-за вершин деревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каплях росы будто зажглись яркие фонарики. Они были разные – синие, розовые и голубые. Но больше всего розовых. Весь лес сиял розовым светом.

(По Г.Скребицкому)

Упражнение 5 . Опишите (в 5–6 предложениях) место, в которое вы попали впервые и которое чем-то вас поразило. Сможете ли вы обойтись без имен прилагательных?

Упражнение 6 . Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Мальчики». С какой целью использованы в нем имена прилагательные?

Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не такой пухлый и белый, а худой, смуглый, покрытый веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые. Был он очень некрасивый. По наружности его можно было принять за кухаркина сына, если б на нем не было гимназической куртки.

(По А.П. Чехову)

Определите тип речи.

Упражнение 7 . Какие имена прилагательные в сочетании с данными существительными могут быть использованы в описании внешнего вида человека, какие – для отражения его внутреннего мира?

Лицо : узкое, злое, приятное, умное, румяное, загорелое, смуглое, добродушное, широкоскулое.
Глаза : карие, лукавые, печальные, круглые, выразительные, злые, пустые, грустные, серые, огромные.
Старик : седой, добрый, невысокий, худощавый.

Составленные словосочетания запишите в два столбика:

Составьте (устно) 3–4 предложения, в которых дается описание человека, привлекшего ваше внимание .

Упражнение 8 . Допишите, с какими животными обычно сравнивается человек

по его внешним качествам:
неуклюжий, как ___________;
толстый, как ______________;
длинноногий, как __________;
выносливый, как ___________;
здоровый, как _____________;

по его внутренним качествам:
храбрый, как _____________;
хитрый, как ______________;
коварная, как _____________;
трусливый, как ____________;
верный, как _______________.

Упражнение 9 . Прочитайте текст. Найдите в нем однокоренные слова различных частей речи, с помощью которых передается цвет осеннего дня. Выпишите их, укажите, к каким частям речи они относятся.

Иной раз в начале осени выдается редкий денек. Он весь будто вылит из голубого стекла. Прозрачно синеет дальний лес, а березки на косогоре стоят тонкие и прямые, как белые свечки. Синева неба, синяя даль, блеск солнца и разноцветный убор лесов – все это походит на какой-то сказочный праздник, на последний привет уходящего лета.

(По Г.Скребицкому)

Только ли имена прилагательные передают яркость, многоцветье мира?

Упражнение 10 . Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.

В русском языке существуют разные способы обозначения цвета. Сравните: белеть (глагол), белизна (существительное), белый (имя прилагательное). И все же чаще всего для этого используются имена прилагательные. Многие из них дают представление о цвете через предмет, который является носителем этого цвета: малиновый – цвет малины, салатный – цвет салата, вишневый – цвет вишни, бирюзовый – цвет бирюзы, песочный – цвет песка. Подобные имена прилагательные появились в нашем языке в середине XVIII – начале XIX века.
Но синий, красный, желтый – прилагательные с собственным цветовым значением. У славян красный обозначал «красивый, хороший» (красна девица, красно солнышко) и символизировал радость, красоту, любовь. В праздники обычно парни надевали красные рубахи, а девушки – красные сарафаны. Белый цвет символизировал чистоту, добродетель (вспомните белое платье невесты), желтый – неверность.
Многие прилагательные, обозначающие цвет, пришли к нам из других языков. Так, из французского – оранжевый (orange – апельсин), палевый (pale – бледный, бледно-желтый, с розовым оттенком), лиловый (lilas – сирень), фиолетовый (от названия цветка – violette – фиалка).

Упражнение 11 . Прочитайте текст.

Имена прилагательные как бы расцвечивают окружающий нас мир. Как правило, понятие «цвет и его оттенки» может быть представлено множеством имен прилагательных. Возьмем, к примеру, синий – это васильковый, голубой, небесно-голубой, бирюзовый, сапфировый, лазурный; серый – это и дымчатый , и пепельный , и мышиный .

Подберите имена прилагательные, обозначающие зеленый цвет и его оттенки , запишите их вместе с существительными. С 2–3 словосочетаниями составьте и запишите предложения .

Упражнение 12 . Прочитайте текст, определите его основную мысль.

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное , – вздыхало Небо.
– А ко мне привязалось слово ровная , – чуть не плакала Дорога.
– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная , – безнадежно говорила Сказка.
– А я только звонкая , – сказала Песня.
– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

(И.Подгаецкая)

Подберите имена прилагательные к существительным, о которых идет речь в тексте, а также к словам трава, лес, друг, солнце . Запишите их .

Упражнение 13 . Допишите по 5–7 прилагательных, обозначающих: цвет (белый, оранжевый, ...) , вкус (соленый, терпкий, ...) , температуру (холодный, ...) , качества характера (щедрый, умный, ...) .

Упражнение 14 . Запишите по 3–4 существительных к данным прилагательным: круглый, сладкий, веселый, храбрый, грустный .

Упражнение 15 . Составьте с данными в скобках существительными словосочетания, запишите их в два столбика:

прямое значение переносное значение

черствый (хлеб, человек), холодный (день, взгляд), скользкий (пол, человек), яркий (огонь, пример), высокие (помыслы, сосны), сладкий (чай, сон), косой (шов, взгляд), золотой (характер, браслет), ленивая (девочка, поза), узкие (интересы, тропинки), бледный (мальчик, рассказ), железная (решетка, дисциплина), твердый (грунт, характер), жаркие (денечки, споры), свежая (мысль, булка).

Упражнение 16 . Запишите существительные с прилагательными, расположив синонимы по степени возрастания или уменьшения признака.

Запах (благоуханный, приятный, ароматный), закат (алый, багровый, розовый, малиновый, красный, пунцовый), ответ (превосходный, хороший, прекрасный), боец (отважный, храбрый, бесстрашный, смелый), пианист (способный, гениальный, талантливый), стройка (большая, грандиозная, огромная), вода (ледяная, холодная, прохладная), лучи (жаркие, теплые, знойные, горячие), шаг (быстрый, поспешный, стремительный, торопливый).

Упражнение 17 . Допишите к данным существительным постоянные эпитеты, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества. Слова какой части речи используются при этом?

Образец : лук тугой , ...

Молодец, поле, море, конь, сокол, степи, ключи, лес, солнце, девица, вода, гусли.

Упражнение 18 . Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Упражнение 19 . Дополните ряд фразеологизмов, в состав которых входят имена прилагательные. Объясните значения этих фразеологизмов.

Авгиевы конюшни, __________ пята, __________ меч, _________ слезы, ________ труд

Упражнение 20 . Составьте словосочетания «прилагательное + существительное»: а) которые могут быть использованы в сообщении о сводке погоды; б) где прилагательные обозначают признак предмета, воспринимаемый зрением, слухом; в) где прилагательные являются эпитетами.

Ветер : заунывный, ураганный, шквалистый, порывистый, северный, сонный, ласковый, яростный, сердитый, бешеный.
Дождь : бесшумный, беспрерывный, бойкий, вялый, грозовой, кратковременный, затяжной, надоедливый, проливной, тихий, стремительный, шумный, унылый, хмурый, болтливый, монотонный, звонкий, обильный, ленивый, тоскливый.
Снег : белый, искристый, чистый, яркий, мокрый, алмазный, свежий, вчерашний, ранний.

Составьте текст из 5–6 предложений о снеге или дожде, используя словосочетания, содержащие эпитеты .

Упражнение 21 . Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.

Свежий воздух, свежая рубашка, свежая мысль, свежая зелень, свежий хлеб, свежее лицо.
Высокий дом, высокий человек, высокий урожай, высокий голос, высокие гости.

Упражнение 22 . Выразительно прочитайте стихотворение Н.Рубцова.

Осень! Летят по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идет с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит.

Выпишите из стихотворения два словосочетания «прилагательное + существительное», в которых прилагательные являются эпитетами.
Найдите сравнение. Какие еще сочетания слов показались вам необычными? Как вы думаете, для чего их использует автор?
Выпишите выделенные слова, объясните выбор орфограмм – согласных в их корнях.
Сделайте фонетический разбор слов
стая, озябших .

Упражнение 23 . (Устно.) Подготовьте связный рассказ на тему «Роль имен прилагательных в речи». Для доказательства выдвинутых положений приведите свои примеры.

Упражнение 24 . Составьте с данными существительными словосочетания по образцу. Укажите род, число, падеж главного и зависимого слов.

Образец :

Роза, снег, книг, полю, туч, карандашей, к деревне.

Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? От чего зависят род, число, падеж прилагательных?

Упражнение 25 Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

а) 1. На рыбалку мы отправились ранним летним утром (Д.Мамин-Сибиряк) . 2. Тихий ветер в травах ш_лестел (Б.Олейник) . 3. Шу_ка у зайца белая. 4. Белая шу_ка зайца сл_вает_ся со снегом.

б) Черный аист – скрытная, нелюдимая птица. Она очень осторожна. Статью аист похож на своего белого собрата. В высоком полете они почти одинаковы.

(По Г.Королькову)

Сделайте вывод о синтаксической роли полных и кратких прилагательных в предложении.
Выделите окончания в прилагательных. На что они указывают? Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Упражнение 26 . Вспомните и запишите выражения из народных сказок, которые доказывают, что в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам.

По белу свету, от мала до велика, __________.

Упражнение 27 . Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Зимой сад белый, сонный. Но под весенним со_нцем (з,с)бегут снега и тогда вспыхнет сад розовым огнем. Пч_лы зажужжат в цветоч_ной глуш_. К лету закружит_ся цветоч_ный снегопад чтоб к осени на каждой ветк_ _вилось чудо!

(А.Васильева-Гангнус)

Разберите по составу слово розовым . Выпишите из текста прилагательное с таким же составом. Выпишите однокоренные слова и разные формы одного слова.
Составьте схемы второго и последнего предложений.

Упражнение 28 ++ . Выпишите из текста в три столбика прилагательные:

качественные | относительные | притяжательные

Укажите их грамматические признаки. Добавьте по 2–3 своих примера.

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали еще зеленее.
По первой пороше охотники пошли на охоту, и целыми днями слышался по лесу заливистый собачий лай.

(И.Соколов-Микитов)

Докажите, что выделенное слово – имя прилагательное.

Упражнение 29 . Просклоняйте. Выделите окончания в вопросе и в имени прилагательном.

Тонкий длинный прутик, трудная дальняя дорога, тихое туманное утро.

Упражнение 30 . Укажите, какие грамматические признаки выражают следующие окончания прилагательных. Докажите примерами.

Упражнение 31 . Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.

(По Г.Скребицкому)

Составьте схему предложения с союзом и .

Упражнение 32 . Спишите, вставьте пропущенные буквы.

К вечеру пошел снег. Крупн_ мохнат_ снежинки закружились в воздух_. С каждой минутой они становились все больше и больше. Наконец снег пов_лил хлопьями, зат_нул окрес_ность мутн_ пеленой. В один миг крыльцо лесной сторожк_ и ветви стар_ сосен (с,з)делались бел_, пушист_. Воздух был чист и свеж_. Наступила такая тишина, которая бывает только зимой в стар_, глух_ лесу перед наступлением ночи.
Из мглист_ вечерн_ неба сыпал и сыпал на землю бел_ пух зимы.

(По Г.Скребицкому)

Найдите предложение с краткими прилагательными. Определите их синтаксическую роль в предложении.

Составьте с выделенным словом словосочетания, в которых прилагательные выступали бы в качестве эпитетов .

Упражнение 33

а) О тих_ весенн_ ночи; развесист_ высок_ дуба; зимн_ ясн_ днем; светл_ голуб_ неба; свеж_ осенн_ утром; в стар_ соснов_ лесу; в лесн_ таинственн_ глуши; по глух_ дремуч_ тайге; под тепл_ летн_ дождем; в русск_ народн_ песне; красив_ мелодией; в дальн_ дорогу; в син_ море; под низк_ деревьями; на утренн_ прогулку; у спокойн_ речки.

Выпишите два качественных прилагательных. Какие признаки предмета они обозначают?

б) Ранн_ прогулка по осенн_ лесу; морозн_ январск_ день; молод_ красив_ дуба; по чист_ светл_ воде; у желт_ душист_ акации; около белоствольн_ березки; в син_ дымке; сквозь прошлогодн_ листву; тих_ вечерами; весенн_ порой; поздн_ осенью; из дремуч_ леса; в дальн_ плавании; об осенн_ дождлив_ погоде; ясн_ вечерн_ зарю; тих_ задумчив_ природу; о дальн_ приятн_ прогулке; в густ_ тенист_ аллее; после вчерашн_ дождя; в горяч_ печь; длинн_ осенн_ ночью.

Выпишите два относительных прилагательных. На какие признаки предмета они указывают?

в) ++ Собач_ нюх; собач_ чутья; волч_ след; волч_ пасть; лис_ хитрость; в лис_ норе; по лис_му следу; ребяч_ голосов; медвеж_ берлога; олен_ мех; на олен_ меху; рыбач_ поселок; рыбач_ лодок; тюлен_ пастбище; в помещич_ усадьбе; медвеж_ услуга.

Найдите словосочетания, в которых одно и то же прилагательное в одном случае выступает как притяжательное, в другом – приобретает значение качественного. Составьте с ними и запишите предложения .

Упражнение 34 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Тихо кр_дется заяц по мягк_ снегу (Д.Мамин-Сибиряк) . 2. В Нов_ Зеланд_ об_тают два вида летуч_ мышей (И.Акимушкин) . 3. Лес и теперь был хорош_ (Д.Мамин-Сибиряк) . 4. Огромный пес был похож_ на могуч_ льва. Он прихрамывал на задн_ лапу. 5. Побелел син_ снег. 6. Задремавшая река отр_жает обл_ка, тих_, бледн_ свод небес, тих_, темн_, сонн_ лес (К.Бальмонт) . 7. С моря слышен смутн_ гул. 8. Со_нце пахнет травами, свеж_ купавами, пробужденною весной и смолистою сосной (К.Бальмонт) . 9. Лосенок был мал_ньк_, ж_лт_ньк_, с больш_, как у осла, ушами (В.Чаплина ). 10. Птиц_ одна за другой больш_ кругами поднимались над горн_ хре_том навстречу утренн_ ветру (Н.Сладков) . 11. Отара овец на склон_ горы пох_дила на весенн_ курчав_ обл_ч_ко.

++ Выпишите по два словосочетания с относительными и качественными прилагательными .
++ Подчеркните главные члены во втором предложении .

Упражнение 35

1. За легк_ туманн_ дымкой мы разгл_дели холмист_ дальн_ берег. 2. Лес начинался за крайн_ избами, засл_нял деревню и не позв_лял шквальным ветрам разгуливат_ся по задворкам. 3. Поз_н_ осенью стали белить пожухлую траву первые заморо_ки. 4. В тиши зимн_ леса вдруг зашуршит что-то совсем рядом. 5. Из кроны соседн_ ольхи дон_силось воркование. 6. Весенн_ лес пронизан трелями зябликов.

(По Г.Королькову)

Перечитайте третье предложение. Какое средство выразительности языка использовал автор?

Упражнение 36 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Озеро ш_рок_, привольн_, в (не)погоду хмур_, будто свинцов _, а в ясн_ дни ласков_ и приветл_в_ . В прозрач_н_ глубине отр_жают_ся ле_к_ обл_ка, в прибрежн_ воды опрокинутые лесист_ острова.

Прочитайте выразительно описание Онежского озера, составленное по книге Н.Иониной «100 чудес света». Найдите в тексте смысловые синонимы, антонимы.
Укажите прилагательные, использованные в переносном значении. Какие еще средства выразительности языка использует автор, чтобы ярко, образно описать озеро?
++ Выпишите по два качественных и относительных прилагательных. Докажите (устно) принадлежность их к данному разряду.
Разберите по составу выделенные слова. Приведите примеры 2–3 прилагательных с такими же суффиксами (письменно).

Упражнение 37 . Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Преображенск_ церковь на Кижах пор_жает. Чешуйчат_ одежда ее куполов _делана русск_ мастерами из осиновых пластин. Ш_лковист_ на ощ_пь, они со временем ст_новятся седыми, приобр_тают с_зоват_ глянец и как бы з_ркальн_ свойства. В этой деревянн_ церков_ есть что-то от сказоч_ных теремов, и в то же время от нее веет богатырск_, былинн_ силой и уд_вительн_ пр_стотой крестьянских построек.

(По Н.Иониной)

Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи.
++ Найдите «новое» и «данное» в тексте. В чем особенности «данного»?
++ Выпишите имена прилагательные со значениями: а) «немного, слегка»; б) «принадлежности». Допишите по 2–3 подобных прилагательных, выделите в них суффиксы.

Упражнение 38 . Сравните два текста, составленных по рассказу О.Перовской «Васька».

1) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок. У тигренка были большая, широкая голова с круглыми зелеными глазами, широкий лоб и короткие уши. Передние лапы были толстые и сильные, а задние – тоньше и слабее. Туловище у тигренка было худощавое и щуплое, а хвост был длинный, как змея.

2) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок с большой, широкой головой, с круглыми зелеными глазами, широким лбом и короткими ушами. Передние лапы у него толстые и сильные, задние – слабее и тоньше. Туловище у Васьки худощавое и щуплое, хвост длинный, как змея.

Какой из текстов вы считаете более удачным? Перечитайте его и ответьте на следующие вопросы.
Определите тип речи. Укажите признаки, характерные для данного типа речи.
++ Какие из способов правки сделали текст лучше: 1) замена синонимичным для данного текста словом; 2) исключение повтора слова в «данном»; 3) замена существительного местоимением?
++ Выпишите прилагательные в сравнительной степени. Образуйте и запишите превосходную степень этих прилагательных.

Упражнение 39 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Исследователи говорят о существовани_ в Кени_ необыкновенного вида бур_ медведя – керита.
Керит - самое загадочн_ страшилище Африк_. Он крупнее бур_ медведя, густ_ темн_ шерсть покрывает плечи и лапы зверя.
Предпол_гают, что ж_вет он в густ_ лесах и ведет ночной образ жизн_. Нап_дает он на людей и зверей всегда ночью. При нап_дени_ (не)перескакивает заборов, а проб_вает в них дыры. Колюч_ кусты и изгороди для него не помеха.
Ученые пока (не)дают ответа на вопрос о том, что такое керит – неизвес_ный хищ_ник или просто миф?

(На основе книги И.Акимушкина «Следы невиданных зверей»)


++ Образуйте от выделенного прилагательного формы сравнительной и превосходной степени. Если невозможно образовать простую форму, образуйте составную.
++ Найдите в тексте прилагательные сравнительной и превосходной степеней и подчеркните их как члены предложения .

Упражнение 40 . В написании каких частей речи возможно окончание -ие ? Запишите 3–4 примера.
В написании каких частей речи возможно -ии на конце слов? Приведите 4–5 примеров.

Упражнение 41 ++ . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Обыч_ная белич_ пища семена хвойн_ деревьев. 2. Я шел по волч_ следу. 3. Теперь возле нашего домика я не вижу заяч_ следов. 4. Я не раз любовался чудес_н_ грамотой птич_ следов. 5. Тетерев красивейшая из охотнич_ птиц. 6. В холодн_ зимн_ ночи мы часто слышали голодн_ волч_ вой. 7. Среди кошач_ и собач_ следов на окраин_ города на бульварах можно увидеть и лис_и следы. 8. Опытные охотники знают, что в медвеж_ охоте прежде всего нужен порядок. 9. Длинн_ строч_кой тянется лис_ след. 10. Заяч_ лис_ птич_следами расписана бел_ скатерть снегов. 11. У мос_тика плещется рыбач_ лодка.

(По И.Соколову-Микитову)

++ Найдите в предложениях имя прилагательное в превосходной степени, выпишите его, разберите по составу; приведите 2–3 примера прилагательных с таким же составом .

Упражнение 42 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Лесн_ тропинка пов_рнула и я вышла на отлог_ мыс. 2. Осенн_ ветер дул и капли дождев_ л_ниво падали (А.Апухтин) . 3. В нижн_ дупле жила горихвостка а верхн_ этажи занимали летуч_ мыши (Г.Корольков) . 4. Летом ласка была в летн_ одежде а осенью перел_няла и оделась в бел_ шу_ку. 5. Индия древн_ родина син_ птицы (Н.Сладков) . 6. Сипы огромн_ птицы горных высот (Н.Сладков) . 7. Беркут самый крупн_ орел (Н.Сладков) .

Выпишите два словосочетания «прилагательное + существительное», сделайте их разбор.
Составьте схемы первых двух предложений.
++ Выпишите прилагательное в превосходной степени. Запишите сравнительную степень этого прилагательного.

Упражнение 43 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Сквозь плотн_ стену кустов ольхи я протиснулся к воде. 2. В проснувшемся от зимн_ дремы ельнике я встретил белку. 3. Люблю я слушать соловьев ясн_ майск_ днями. 4. Ранн_ весной по_вляется зорянка. 5. Даже в полноч_ в летн_ лесу бывает совсем тихо. б. Ноч_ растворилась в потоке утренн_ зари. 7. В неярк_ свете обозн_чились оч_ртания ветх_ сарая, низеньк_ забора и молод_ клена с резн_ листьями.

(По Г. Королькову)

Подберите синонимы к выделенным словам.
Выпишите прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Упражнение 44 . Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. После сумрач_н_ ночи ярк_ красками разгорался поздн_ осенн_ рассвет. 2. Тонк_ водян_ пыль влажн_ и холодн_ слоем лежала над размокшей землей (Л.Андреев) . 3. За снежн_ полями син_ полоса ельника отделила сер_ небо от бел_х полей (А.Чапыгин) . 4. Туман серебрился колюч_ искрами (А.Чапыгин) . 5. Под стар_ сосной муравьи выстроили огромн_ лесн_ дворец.

Подберите антонимы к выделенному слову первого предложения.
Подберите синонимы к выделенному слову последнего предложения, расположив их в порядке усиления признака.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Упражнение 45 . Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В зимн_ тумане вст_ет холодн_, тускл_ со_нце. Спит заснеженный лес. Кажет_ся, будто все замерло от этой стуж_.
Я выхожу на лесн_ поляну. Вижу густ_ стар_ ельник. Все деревья в крупн_ шишках.
Вдруг словно весенн_ ветерок прошумел над лесом. Это стайка весел_ клестов пронеслась над поляной. Птич_ки ухв_тились за шишки цепк_ коготками и вытаскивают из них вкусн_ семена.

(По Г.Скребицкому)

Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
Составьте схему последнего предложения.

Упражнение 46 . Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.

1. Неприветл_в_ , пасмурн_ день в разноцветн_ стекла гл_дит_ся (А.Апухтин) . 2. С дерева с легк_м свистом слетает прохладн_ лист (Н.Рубцов) . 3. Сиз_м ин_ем тих_й лен цв_тет (Б.Олейник) . 4. Цепями льдист_ покорный пруд окован и син_м зеркалом сравнялся в берегах (П.Вяземский ). 5. В безм_тежн_й тишине песни птич_ки говорлив_ разд_ют_ся в вышине (Я.Полонский) . 6. Уже над ельником из-за вершин колюч_х сияло золото вечерн_х обл_ков (Я.Полонский) . 8. Над свинцов_ми тучами альбатросы летят, за волнами кипуч_ми с поднебесья гл_дят (К.Бальмонт) . 9. Вдоль по улиц_ по узк_ чистый мчит_ся ветерок (Н.Рубцов) . 10. Бел_х лилий цветы серебрист_ выр_стают с глубок_ дна, где не светят лучи золотистые (К.Бальмонт) . 11. За прибрежн_ кустами спит реч_ной хрусталь (С.Клочков) .

Какие средства выразительности языка использованы в отрывках из стихотворений разных авторов?
Разберите по составу выделенные слова. Выпишите из предложений прилагательные с такими же суффиксами.
Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.
Составьте схему 10-го предложения.
++ Выпишите по два словосочетания «прилагательное + существительное» с качественными и относительными прилагательнымиРазберите эти словосочетания.

Упражнение 47 . Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора орфограммы.

Медведь неуклюж_; хлеб пахуч_; ландыш_ свеж_; мороз трескуч_; еж_ колюч_; бор дремуч_; борщ_ горяч_; день пригож_; похож_ на брата; ужасная суш_.

Упражнение 48 ++ . Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Объез_ик распустил шнуроч_к мешка и вынул из него мал_ньк_ др_жащий комоч_к. Это был лисенок. Совсем крошеч_н_, с пушист_ хвост_ком и парой остр_ньк_ уш_к. Туловище мал_ньк_, щупл_ньк_ и очень ле_кое+. Шея тон_ньк_+ . Голова больш_, с остр_ нос_ком. Весел_, кругл_, как пуговки, глазенки и ч_рн_ мокр_ кон_ч_к носа. Шкурка серовато-ж_лт_, а щ_ки, горло и живот бел_.

(По О.Перовской)

Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Назовите признаки этого стиля.
++ Как автор текста сумел избежать повтора – недочета в «данном»?
++ Выпишите по два прилагательных и существительных, суффиксы которых имеют уменьшительно-ласкательное значение .
В отмеченных значком « +» предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.
Найдите в тексте синоним и антоним к выделенному слову
.

Упражнение 49 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Я попал на Светл_ озеро уже поздн_ осенью когда выпал первый снег. Кое-где на березах еше ост_вался ж_лтый лист. Сух_ осенн_ трава выгл_дела из-под снега ж_лт_ щеткой. Мертв_ тишина ц_рила кругом. Прозрач_н_ вода потемнела и в берег с шумом била т_желая осенн_ вода.

(По Д.Мамину-Сибиряку)

Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.
++ Выпишите два словосочетания «прилагательное + существительное», в которых одно прилагательное качественное, другое – относительное.
Подберите антонимы и синонимы к выделенному слову.
Составьте схемы первого и последнего предложений. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения .

Упражнение 50 . Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В лесу дремуч_ стояла избушка. Вокруг нее улыбались разные цветы: красн_, син_, ж_лт_. Т_нулись к солнцу голуб_ травы. На серебрян_ кустах красн_ белки щ_лкали орешки+.
Возле крыльца избушк_ стояла очень стар_ сосна. Ее в_рхушка доросла до неба. По ночам в ней играли в прятки маленьк_ звездоч_ки, а по утрам на ней др_мали устал_ обл_ка. Вечером из ч_рн_ дуба выглядывал ушастый дядя Филин и рассказывал лесн_ люду сказки.

(Л.Васильева-Гангнус)

Составьте схему второго предложения.
Сделайте синтаксический разбор отмеченного значком «+» предложения.
Из последнего предложения выпишите служебные части речи. Запишите их названия и рядом по 2–3 своих примера.
Найдите в тексте слова, строение которых соответствует схемам:

Запишите по 2–3 примера с таким же составом слов .

Упражнение 51 ++ . Подберите к существительным имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета.

Образец : темно-золотистый колос, огненно-красная искра, иссиня-голубой снег .

Иней, небо, трава, заря, звезда, запах, закат, дым, море, вода, туман.

Упражнение 52 ++ . Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1. В (бело)синеватых вспышках молний то и дело возникал из тьмы летуч_м видением угрюм_ хребет. 2. (Темно)син_ море горит изменчивыми красками (М.Горький) . 3. Камень засв_тился (синевато)голубоват_м мерцанием. 4. (Синевато)светел блеск реки там, где она выб_гает в д_лину, покрытую (густо)син_ туманом.

Выпишите два прилагательных, строение которых соответствует схеме Какое значение придают эти суффиксы прилагательным?

Упражнение 53 ++ . Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Янтарь застывшая смола хвойн_ деревьев. С древн_ времен приметили его люди. Этот солнеч_ный камень бывает разных оттенков: от (светло)прозрач_н_ до (темно)ж_лт_. Иногда встречаются кусоч_ки облач_н_ янтаря с причудлив_ узорами, которые напоминают то кучев_ обл_ка, то языки пламени. Янтарь бывает (лучисто)прозрачным, (ж_лто)корич_невым, (светло)лимонным. Из этого самоцвета были _деланы стены извес_н_ Янтарной комнаты, которую фашисты вывезли с территори_ Росси_. С тех пор она пропала. Сейчас она восстанавливается русскими мастерами.

(По материалам книги «100 чудес света»)

Подберите к выделенному слову синонимы.

Упражнение 54 . (Устно.) Подготовьте связный рассказ на тему «Имя прилагательное как часть речи».

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

I. Найдите верные формулировки:

А. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

1) признак, но как предмет;
2) признак предмета;
3) состояние предмета;
4) действие предмета.

Б. Имя прилагательное отвечает на вопросы :

1) какой? что?
2) кто? что?
3) какой? чей?
4) чей? как?

В. Имя прилагательное :

1) в полной форме согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
2) относится к одному из трех родов;
3) в предложении в полной форме может быть сказуемым или определением;
4) в краткой форме изменяется по числам.

Г. Краткие прилагательные :

1) изменяются по родам, числам, падежам;
2) склоняются, изменяются по родам;
3) не склоняются, изменяются по числам, в единственном числе – по родам;
4) в предложении обычно являются определением или сказуемым.

II. Каким членом предложения является выделенное слово?

А. Зима в этом году холодная .

Б. Осенние дни короче летних.

1) Подлежащим; 2) сказуемым; 3) определением; 4) обстоятельством.

III. Укажите прилагательные с окончанием:

V. Найдите слова с мягким знаком на конце:

1) из-за туч_; 2) рож_; 3) слышиш_; 4) хорош_.

V. Найдите прилагательные, строение которых соответствует схемам:

VI. Найдите ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных:

1) красивше всех; 2) более тоньше; 3) наименее удачный; 4) прекраснее всех; 5) отличнейший.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext