Где бы отсидеться михаилу соколовскому после отставки с поста гендиректора оборонной "искры". Российская "оборонка": кому это нато? Иван Грозный и ФК «Орел»

Научная деятельность М. И. Соколовского как ученого и конструктора посвящена разработке методологии проектиро­вания, конструирования и отработки энергетических устано­вок большой мощности для различного класса изделий и ком­плексов.
Под его руководством и при личном участии прове­ден ряд комплексных научно-исследовательских работ, на­правленных на поиск путей совершенствования конструктивнокомпоновочных схем энергетических установок.
Реализа­ция результатов прикладных исследований позволила резко увеличить уровень энергетических параметров изделий и улучшить массовое совершенство энергетических установок из композиционных материалов.

Михаил Иванович Соколовский родился в 1935 г. в г. Ле­нинграде.
Производственную деятельность начал после окон­чания Ленинградского военно-механического института на Пермском машиностроительном заводе имени В. И. Ленина, где работал старшим инженером-конструктором, ру­ководителем группы, начальником сектора СКВ.
В 1961 гг. являлся начальником сектора конструкторского от­дела КБ машиностроения, в 1965-1968 гг. - заместителем начальника, а в 1968-1973 гг. начальником конструкторско­го отдела.
В 1970 г. защитил диссертацию на соискание уче­ной степени кандидата технических наук.
С 1973 г. работал заместителем главного конструктора, с 1989 г. - заместите­лем генерального конструктора, а с 1992 г. работает первым заместителем генерального конструктора - директором КБ машиностроения НПО «Искра».
Проведенные научно-техничес­кие исследования и разработки обеспечили экономический эффект в миллионы рублей и явились началом нового направления совершенствования изделий специальной техники.
М. И. Соколовский внес большой личный творческий вклад в создание более 30 энергетических установок, работоспособ­ность и надежность которых подтверждены многолетней эксплуатацией их в составе комплексов.
М. И. Соколовский ведет большую организационную ра­боту, являясь заместителем председателя Совета по энергети­ческим установкам при отраслевом научно-исследовательском институте, членом редколлегии отраслевого научно-тех­нического сборника, членом Совета Российской Академии на­ук по механике конструкций из композиционных материалов и заместителем председателя его пермской секции.
Он - ав­тор более 150 научно-технических публикаций, соавтор моно­графии «Конструкция энергетических установок», имеет более 70 авторских свидетельств на изобретения. В 1991 г. ему при­суждена ученая степень доктора технических наук.
С начала 70-х годов М. И. Соколовский сотрудничает с Пермским политехническим институтом, работая по совмести­тельству доцентом кафедры импульсных тепловых машин.
В 1975 г. ему присвоено ученое звание доцента.
С момента образования кафедры «Конструирование машин» машино­строительного факультета в 1985 г. он работает на ней до­центом, в 1989 г. избран на должность профессора;
с 1992 г. работает в должности профессора кафедры ДЛА.
За время работы в институте Соколовским читают­ся курсы лекций по специальным дисциплинам «Современ­ные основы проектирования энергетических установок» и «Конструирование и инженерные методы расчета энергети­ческих установок»; им подготовлено более 25 учебных мето­дических руководств для проведения лабораторных и прак­тических занятий, курсового и дипломного проектирования, разработаны атласы конструкций узлов энергетических уста­новок.
При его личном участии кафедры ДЛА и ЛА оснаще­ны образцами специальной техники, методическими и нагляд­ными пособиями. Под его руководством проводятся научно- исследовательские работы по договорам с кафедрами ППИ,
М. И. Соколовскому присвоено звание лауреата Ленин­ской премии. Он награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени, 2 медалями.

Публикации:
Исследование и разработка теплостойких эпоксидных связующих для органо- и стеклопластиковых материалов и изделий / В. Н. Стрельников [и др.] // Материалы Х Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2007», г. Пермь, 25-26 июня 2007 г. / Пермский государственный технический университет. Институт авиационного двигателестроения и газотурбинных технологий ПГТУ; ОАО «Авиадвигатель»; Академия инженерных наук РФ им. А. М. Прохорова; Администрация Пермского края.- Пермь, 2007 .- С. 267-269.

Новые технологии в ракетно-космической технике и специальном судостроении / М. И. Соколовский [и др.] // Перспективные материалы и технологии для ракетно-космической техники = Novel Material and Technologies for Space Rockets and Space Development: [сборник статей] / Под ред. А.А. Берлина, И.Г. Ассовского.- М., 2007 .- С. 346-351 .- (Космический вызов XXI века = Space Challenges in XXi Century ; Т. 3) .

Нанодисперсные материалы в технологиях производства ракетно-космической техники / М. И. Соколовский [и др.] // Нанотехнологии и наноматериалы Пермского края: сборник статей / Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края; Пермский Центр научно-технической информации — филиал ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России.- Пермь, 2009 .- С. 87-89.
[ Детальная информация ]
Разработка углерод-углеродного соплового насадка для жидкостных ракетных двигателей / М. И. Соколовский [и др.] // Теплофизика и аэромеханика. - 2008 .- Т. 15, № 4 .- С. 721-727 .- ISSN 0869-8635.

Расчётно-экспериментальное исследование газодинамических сил, действующих на направляющий цилиндр при «горячей» раздвижке сопла ракетного двигателя на твёрдом топливе / М. И. Соколовский, С. А. Бондаренко, А. Н. Ефремов, И. Р. Кац // Вестник Пермского научного центра. - 2010 .- № 4, октябрь — декабрь.- С. 48-55.

Основные направления совершенствования ГПА серии «Урал» / М. И. Соколовский, С. И. Бурдюгов, Г. Ф. Кислицын, С. В. Злобин // Вестник Пермского научного центра. - 2010 .- № 4, октябрь — декабрь.- С. 80-87.

Эксплуатационные параметры силовой эластичной камеры пневмодомкрата / М. И. Соколовский, Г. И. Шайдурова // Вестник Пермского научного центра. - 2010 .- № 4, октябрь — декабрь.- С. 92-97.

Соколовский, Михаил Иванович (генеральный директор НПО «Искра») . РДТТ для народного хозяйства / М. И. Соколовский // Программа и тезисы докладов VI Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2003» и XXX Научно-технической конференции ПГТУ, г. Пермь, 9-11 апр. 2003 г. / Пермский государственный технический университет.- Пермь, 2003 .- С. 159.

Особенности разработки углерод-углеродного насадка для ЖРД / М. И. Соколовский, Г. А. Зыков, С. Н. Петухов, С. А. Бондаренко // Программа и тезисы докладов VI Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2003» и XXX Научно-технической конференции ПГТУ, г. Пермь, 9-11 апр. 2003 г. / Пермский государственный технический университет.- Пермь, 2003 .- С. 160.

Соколовский, Михаил Иванович (генеральный директор НПО «Искра») .
Схема расчёта НДС теплозащитного покрытия в зонах полюсных отверстий корпусов РДТТ из КМ в процессе работы / М. И. Соколовский, Б. Е. Нельзин // Программа и тезисы докладов VI Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2003» и XXX Научно-технической конференции ПГТУ, г. Пермь, 9-11 апр. 2003 г. / Пермский государственный технический университет.- Пермь, 2003 .- С. 160.

Соколовский, Михаил Иванович (генеральный директор НПО «Искра») . Показатели технического совершенства РДТТ и их составляющих частиц / М. И. Соколовский, А. И. Тодощенко, Н. А. Ошев // Сборник тезисов докладов Научно-технической конференции «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 99», г. Пермь, 12-14 апр. 1999 г. / Пермский государственный технический университет.- Пермь, 1999 .- С. 94.

Расчетно-экспериментальное исследование газодинамических сил, действующих на ракетный двигатель твердого топлива в процессе раздвижки его сопла / С. А. Бондаренко [и др.] // Космонавтика и ракетостроение. - 2011 .- № 1 .- С. 49-56.

Соколовский, Михаил Иванович (генеральный директор НПО «Искра») . Расчет формоизменения днищ оболочек из КМ / М. И. Соколовский, Ю. Б. Нельзин // Программа и тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2002», г. Пермь, 10-12 апр. 2002 г. / Пермский государственный технический университет.- Пермь, 2002 .- С. 243.

ООО «Искра-Турбогаз» в реализации проектов ОАО «Газпром». Поставка ГПА для газопровода «Северный поток» / М. И. Соколовский [и др.] // Газотурбинные технологии. - 2011 .- № 4 .- С. 16-18.

Повышение эффективности ГПА / М. И. Соколовский, Г. Ф. Кислицын, А. П. Шерстобитов, С. Г. Ярушин // Газовая промышленность. - 2011 .- № 8 .- С. 79-80.

Развитие производственной базы ООО «Искра-Турбогаз» / М. И. Соколовский [и др.] // Газотурбинные технологии. - 2011 .- № 10 .- С. 30-35.

Усталостные испытания конструктивно-подобных образцов рабочего колеса газового компрессора в режиме резонансных изгибных колебаний / М. И. Соколовский [и др.] // Газовая промышленность. - 2012 .- № 3 .- С. 77-81.

Соколовский, Михаил Иванович (генеральный директор НПО «Искра») .
ООО «Искра-Турбогаз»: итоги 2012 г. / М. И. Соколовский, С. К. Панчёха, М. Г. Юницкий // Газотурбинные технологии. - 2013 .- № 1 (112) .- С. 2-4.

Унификация газоперекачивающих агрегатов серии «Урал»: текущее состояние и перспективы / М. И. Соколовский [и др.] // Химическое и нефтегазовое машиностроение. - 2013 .- № 12 .- С. 22-24.

Оценка защитной способности корпуса вентилятора турбореактивного двигателя / В. А. Куртеев [и др.] // Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника. - 2015 .- № 40 .- С. 22-43.

Компрессорное оборудование НПО «Искра» для предприятий дожимного комплекса / М. И. Соколовский [и др.] // Газотурбинные технологии. - 2015 .- № 5(132) .- С. 10-14.

Компрессорное оборудование НПО «Искра» в рамках программы импортозамещения / В. Б. Шатров [и др.] // Газотурбинные технологии. - 2015 .- № 7(134) .- С. 2-4.

Соколовский, Михаил Иванович. Предельная линия эрозионного уноса концевой части сопла РДТТ / М. И. Соколовский, Т. В. Нельзина // Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника. - 2015 .- № 42 .- С. 82-88.

Соколовский, Михаил Иванович. Передовые технические решения в агрегатах серии «Урал» / М. И. Соколовский, С. И. Бурдюгов, С. В. Злобин // Газотурбинные технологии. - 2016 .- № 2(137) .- С. 6-9.

Управляемые энергетические установки на твердом ракетном топливе / В. И. Петренко [и др.] ; Российская академия ракетных и артиллерийских наук; Пермский государственный технический университет; Искра; Под ред. М. И. Соколовского, В. И. Петренко.- Москва: Машиностроение, 2003 .- 463 с. : ил. - Основ. усл. обозначения: с. 11-12 .- Библиогр.: с. 458-461 .- Содерж.: Классификация, основные характеристики и принципы действия управляемых энергоустановок на твердом ракетном топливе; Энергоустановки на твердом топливе с непрерывноуправляемыми параметрами; ЭУТТ с дискретно изменяемыми энергетическими параметрами; Управление осевой проекцией тяги; Энергоустановки на твердом топливе с комбинированным управлением; Энергетические установки с подачей твердого топлива в камеру сгорания; Энергоустановки с предстартовым регулированием; Конструкция узлов и материалы, применяемые в управляемых энергоустановках на твердом топливе; Пути совершенствования управляемых энергетических установок твердого топлива; Области применения УЭУТТ.- ISBN 5-217-03123-9: 385-00.

Пороха, топлива, заряды = Gunpowders, Fuels, Charges .- Москва: Химия, 2003.
Т. 2: Заряды народнохозяйственного назначения = Charges for National Economic Purpose / В. Н. Аликин [и др.] .- 2004 .- 202 с., 6 вкл. л. : ил. - Библиогр.: с. 198-202 .- Принятые сокр. и обозначения: с. 7.

Критерии прочности и надежность конструкций = Criteria of strength and reliability of constructions / В. Н. Аликин [и др.] ; Под ред. М. И. Соколовского.- Москва: Недра, 2005 .- 164 с. - Библиогр.: с. 157-162. - ISBN 5-8365-0222-6: 205-80, Тираж:1000.

Математическое моделирование теплового и напряженно-деформированного состояния оболочечных конструкций с наполнителем / В.Н. Аликин [и др.] ; Научно-исследовательский институт управляющих вычислительных машин и систем; Пермский государственный университет; Темп; Искра; Под ред. М.И. Соколовского.- Пермь: НИИУМС, 2007 .- 113 с. : ил. - Список сокр.: с. 4 .- С дарственной надписью автора PGTU: 1705355 .- Библиогр.: с. 111-113 .- Содерж.: Базовые принципы построения методологии математического моделирования; Нестационарные тепловые поля в конструкциях; Исследование напряженно-деформированного состояния конструкций.- ISBN 978-5-902560-07-4: 150-00.

Ракетные двигатели и проблемы освоения космического пространства = Rocket Motors and Problems of Space Exploration / А. А. Масленников [и др.] ; Под ред. И. Г. Ассовского, О. Д. Хайдена.- М. : ТОРУС ПРЕСС, 2005 .- 520 с. : ил.- (Космический вызов XXI века = Space Challenges in XXI Century ; Т. 1) .- Загл. обл.: Rocket Motors and Problems of Space Exploration .- Библиогр. в конце ст. - Author Index: p. 512-514 .- ISBN 5-94588-036-1: 1250-00.

Перспективные материалы и технологии: нанокомпозиты = Novel Material and Technologies: Nanocomposites / М. И. Соколовский [и др.] ; Под ред. А. А. Берлина, И. Г. Ассовского.- М. : ТОРУС ПРЕСС, 2005 .- 288 с. : ил.- (Космический вызов XXI века = Space Challenges in XXI Century ; Т. 2) .- Загл. обл.: Novel Material and Technologies: Nanocomposites .- Библиогр. в конце ст. - Author Index: p. 282-283 .- ISBN 5-94588-037-X: 1540-00.

Технические и экологические аспекты ликвидации твёрдотопливных межконтинентальных баллистических ракет: коллективная монография / М. И. Соколовский [и др.] ; Пермский государственный технический университет; Под ред. М. И. Соколовского, Я. И. Вайсмана.- Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009 .- 634 с., 51,675 усл. печ. л. : ил. ; 25х18 .- Сведения об авт.: с. 3 .- Перечень основ. сокр.: с. 13-14 .- Библиогр.: с. 607-634 .- ISBN 978-5-398-00142-6: 450-00, тираж 350 экз.

Список литературы:

Доктора наук и профессора Пермского политехнического института: биографический справочник.- Пермь: Изд-во ПГТУ, 1993 .- 174 с..

Профессора и доктора наук Пермского национального исследовательского политехнического университета / Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Сост. А. А. Ташкинов. - Пермь: Кн. площадь, 2013. - 352 с.

Юрий Макаревич,
заслуженный конструктор РФ, академик Российской Академии космонавтики, вице-президент Федерации космонавтики России

У каждого живущего на земле по-своему складывается судьба. И уже много позднее о том или ином человеке пишут либо «личность», либо «Личность». Более чем полувековой стаж работы, а тем более на однажды и навсегда выбранном предприятии, уже сам по себе говорит о многом.

Год 1958-й. После окончания Ленинградского военно-механического института в пермском НПО «Искра» (тогда СКБ-172, позже КБ машиностроения) появился молодой специалист Михаил Соколовский. Здесь он с отличием защитил диплом, здесь прошел все ступени от рядового инженера-конструктора до генерального конструктора научно-производственного объединения «Искра».

Михаилу Ивановичу повезло в том, что он оказался в Перми практически одновременно с началом создания ракетно-космической отрасли. Более того, ему довелось принять непосредственное участие в ее становлении и развитии.

В те далекие годы создание в Советском Союзе практически «на пустом месте» первой отечественной межконтинентальной баллистической твердотопливной ракеты Р-12 иначе как подвигом не назовешь. Это был советский ответ американскому «Минитмену». Двигатели первой и третьей ступеней ракеты были разработаны и изготавливались в Перми. Потом было много чего создано из разряда уникального отечественного стратегического вооружения. Не случайно авторитет пермской «Искры» до сих пор чрезвычайно высок.

С 1994 года М. И. Соколовский - генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Искра». Он - один из основателей пермской научной школы проектирования и отработки высокоэффективных твердотопливных энергоустановок для различных комплексов Ракетных войск стратегического назначения, Военно-морского флота и, в определенной степени, для космоса. При его непосредственном участии созданы четыре поколения отечественных твердотопливных двигательных установок, по своим техническим и эксплуатационным характеристикам не уступающих лучшим мировым и отечественным образцам своего класса, а по ряду параметров и превосходящих их.

Соколовский принимал участие в создании двигателей первых советских межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет Р-12. Был техническим руководителем создания двигателей второй и третьей ступеней ракеты Р-39 ракетного комплекса «Тайфун». Обеспечил сдачу на вооружение целой серии стартово-разгонных ступеней высокоэффективных крылатых ракет, в том числе «Гранит». А двигатели третьей ступени ракет РТ-23 уникального боевого железнодорожного ракетного комплекса до настоящего времени по своим тактико-техническим характеристикам остаются непревзойденными образцами в мировом твердотопливном ракетостроении.

Сегодня под руководством М. И. Соколовского осуществляется участие в международных ракетно-космических программах «Морской старт» и «Наземный старт».

НПО «Искра» принимает участие в создании современных ракетных комплексов «Тополь-М», «Булава», российско-индийской противокорабельной ракеты для различных типов базирования (проект «БраМос»), ряда других перспективных разработок, говорить о которых время еще не настало.

В настоящее время НПО «Искра» принимает участие в международном тендере на создание системы аварийного приводнения перспективного российского вертолета МИ-38.

В «лихие» 1990-е годы неустойчивая и труднопредсказуемая экономическая ситуация в стране побудила НПО «Искра» самостоятельно разрабатывать стратегию дальнейшего развития. Руководство предприятия (и здесь велика роль лично Соколовского) смогло найти новую нишу - наукоемкую продукцию для топливно-энергетического комплекса, нового мощного стратегического партнера в лице «Газпрома». Михаил Соколовский стал основателем и руководителем создания новейших отечественных газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций серии «Урал», других видов конкурентоспособного импортозамещающего оборудования для различных отраслей промышленности. Под его руководством созданы лучшие отечественные центробежные компрессоры для «Газпрома».

В программах «Урал-Газпром» пермское НПО «Искра» стало головным разработчиком газоперекачивающих агрегатов (ГПА) серии «Урал» и совместно с ООО «Искра-Турбогаз» (где Соколовский также является генеральным директором) осуществляет поставки пермских ГПА газотранспортным предприятиям «Газпрома». Выиграны международные тендеры и обеспечена поставка ГПА на стратегически важные газопроводы Россия - Турция («Голубой поток»), Ямал - Европа, для Северо-Европейского газопровода («Северный поток»). Так что Михаилу Соколовскому по праву было присвоено звание «Почетный работник газовой промышленности».

Акционировавшись в 1996 году, НПО «Искра» создало новые профильные производства - «Искра-Энергетика», «Искра-Турбогаз», «Джон Крейн - Искра», на которых сегодня работают около 800 человек. Кроме того, организовав производство своих новых разработок на предприятиях Пермского края, «Искра» позволила создать еще не менее 1,5 тыс. рабочих мест. Есть реальные перспективы в работах с ОАО «ЛУКОЙЛ». Это только начало «нефтяных дел» пермской «Искры».

В области создания и защиты результатов интеллектуальной и изобретательской деятельности НПО «Искра» свои разработки защитило более 1,8 тыс. патентами и авторскими свидетельствами. На международных салонах изобретений и инноваций в Брюсселе, Женеве, Париже, Москве, Сеуле, Нюрнберге, Лионе, Куала-Лумпуре, Севастополе в период с 1996 года разработки пермской «Искры» отмечены более 50 медалями и 14 призами международных независимых жюри.

Михаил Соколовский не только организатор, но и один из соразработчиков приоритетных технических решений в двигателестроении, автор более 160 созданных в отрасли запатентованных разработок, в том числе и в конверсионной деятельности НПО «Искра».

За заслуги в изобретательской и инновационной деятельности изобретатели «Искры» отмечены многочисленными (трое - международными) наградами, а лично Соколовский по представлению Министерства образования и науки РФ за поддержку изобретательства и выдающиеся достижения в этой области награжден Бельгийской палатой изобретателей орденами «Офицер», «Командор», «Гранд Офицер». Это весьма редкие и почетные награды.

Михаил Соколовский - член-корреспондент Российской Академии наук, член президиума Пермского научного центра УрО РАН, академик Российской Академии ракетных и артиллерийских наук, член президиума РАРАН, руководитель Урало-Сибирского регионального центра РАРАН, академик Российской Академии космонавтики им. Циолковского.

Значительное время Соколовский уделяет преподавательской и издательской деятельности, он - заведующий кафедрой «Ракетно-космическая техника и энергетические установки», профессор, член ряда научных советов и редколлегий отраслевых научно-технических журналов, автор девяти монографий и более 300 научно-технических публикаций.

М. И. Соколовский - лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, лауреат ряда национальных и иностранных премий.

За вклад в научный прогресс и создание перспективных образцов военной техники Соколовский награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, орденом Почета, медалями СССР и России, зарубежными орденами, почетными званиями и медалями Федерации космонавтики России, различных общественных организаций и фондов.

За вклад в область стратегического менеджмента, эффективную работу предприятия и конкурентоспособность в новых экономических условиях Французской ассоциацией содействия промышленности награжден Золотой медалью Наполеона и удостоен символического звания «Маршал промышленности». Благотворительным фондом «Меценаты столетия»
М. И. Соколовский награжден Золотым орденом «Меценат».

Для кого-то даже этого краткого перечисления позитива хватило бы не на одну жизнь… Почетный гражданин Перми и Пермского края Михаил Иванович Соколовский всей своей жизнью и деятельностью вот уже более 50 лет способствует созданию и поддержанию высокого имиджа «Искры», Пермского края, ракетно-космической отрасли, престижа отечественной науки и производства. И его «пермский период» продолжается.

  • Strength computational and experimental analysis of turbojet fan case under the impact of a torn blade / V. A. Kurteyev, S. I. Burdyugov, A. A. Inozemtsev, V. I. Lomaev, B. G. Mozerov, M. I. Sokolovskiy, V. B. Shatrov // PNRPU Mechanics Bulletin . - 2017. - № 1. - Р. 85-103. - Mode of access: Ссылка - Title from screen. - DOI 10.15593/perm.mech/2017.1.06., Scopus
  • Standardization of Ural Series of Gas Pumping Units: Current State and Prospects / M. I. Sokolovskii, S. I. Burdygov, S. V. Zlobin, E. V. Konin // Chemical and Petroleum Engineering. - 2014. - Vol. 49, № 11-12, March. - P. 802-805., Scopus
  • Унификация газоперекачивающих агрегатов серии Урал, текущее состояние и перспективы / М. И. Соколовский, С. И. Бурдюгов, С. В. Злобин, Е. В. Конин // Химическое и нефтегазовое машиностроение. - 2013. - № 12. - С. 22-24., ВАК
  • Расчетно-экспериментальное исследование газодинамических сил, действующих на ракетный двигатель твердого топлива в процессе раздвижки его сопла / С. А. Бондаренко, А. Н. Ефремов, И. Р. Кац, М. И. Соколовский, Г. Н. Соколов // Космонавтика и ракетостроение. - 2011. - № 1(62). - С. 49-56., ВАК
  • Оценка защитной способности корпуса вентилятора турбореактивного двигателя / В. А. Куртеев, Б. Г. Мозеров, М. И. Соколовский, А. А. Иноземцев // Вестник ПНИПУ = Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Aerospace engineering. Аэрокосмическая техника. - 2015. - № 40. - С. 22-43., ВАК
  • Расчетно-экспериментальные исследования прочности корпуса вентилятора турбореактивного двигателя при ударном воздействии оторвавшейся лопатки / В. А. Куртеев, С. И. Бурдюгов, А. А. Иноземцев, В. И. Ломаев, Б. Г. Мозеров, М. И. Соколовский, В. Б. Шатров // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета = PNRPU Mechanics bulletin. Механика [Электронный ресурс]. - 2017. - № 1. - С. 85-103. - Режим доступа: Загл. с экрана. - DOI 10.15593/perm.mech/2017.1.06., ВАК
  • Повышение эффективности ГПА / М. И. Соколовский, Г. Ф. Кислицын, А. П. Шерстобитов, С. Г. Ярушин // Газовая промышленность. - 2011. - № 8. - С. 79-80., ВАК
  • Усталостные испытания конструктивно-подобных образцов рабочего колеса газового компрессора в режиме резонансных изгибных колебаний / М. И. Соколовский, В. Н. Степанов, Г. Н. Соколов, И. Н. Лапин, В. И. Кычкин // Газовая промышленность. - 2012. - № 3(671). - С. 77-81., ВАК
  • Экспериментальное исследование имитации высотных условий работы для сопел с высокой степенью расширения / М. И. Соколовский, И. Н. Лапин, А. С. Бондаренко // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. - 2015. - Вып. 1(86). - С. 32-40., РИНЦ
  • Предельная линия эрозионного уноса концевой части сопла РДТТ / М. И. Соколовский, Т. В. Нельзина // Вестник ПНИПУ = Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Aerospace engineering. Аэрокосмическая техника. - 2015. - № 42. - С. 82-88., РИНЦ
  • Передовые технические решения в агрегатах серии Урал / М. И. Соколовский, С. И. Бурдюгов, С. В. Злобин // Газотурбинные технологии. - 2016. - № 2(137). - С. 6-9., РИНЦ
  • Корпуса РДТТ типа кокон малой длины, СОКОЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, Ракетно-космические двигательные установки
  • ООО Искра-Турбогаз в реализации проектов ОАО Газпром. Поставка ГПА для газопровода Северный поток / М. И. Соколовский, С. К. Панчеха, А. М. Расулов, С. В. Злобин // Газотурбинные технологии. - 2011. - № 4(95). - С. 16-18.
  • Пермские ракетные двигатели / М. И. Соколовский, Ю. Макаревич // Аэрокосмический курьер. - 2014. - № 1(91). - С. 24-25.
  • Влияние кольцевых расслоений на несущую способность резьбового соединения в органопластиковых корпусах / М. И. Соколовский, Е. Н. Рогожникова, С. В. Патрулин, А. Б. Ознобишин // Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации - 2017: материалы XVIII Всерос. науч.-техн. конф. (г. Пермь, 1618 нояб. 2017 г.). / М-во образования и науки Рос. Федерации, Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2017. - С. 240-247.
  • Компрессорное оборудование НПО Искра для предприятий дожимного комплекса / М. И. Соколовский, Ю. П. Ерышкин, Е. Л. Селянская, С. В. Касьянов, А. А. Макаров // Газотурбинные технологии. - 2015. - № 5(132). - С. 10-14.
  • Искра в отечественной космонавтике / М. И. Соколовский, С. А. Бондаренко, Ю. Макаревич // Аэрокосмический курьер. - 2013. - № 3-4(86-87). - С. 44-45.
  • Влияние ускоренных климатических испытаний на прочность кольцевых образцов из композиционного материала с межслойными дефектами / М. И. Соколовский, Р. В. Бульбович, Е. Н. Рогожникова, Д. С. Лобковский // Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации - 2018: маьериалы XIX Всерос. науч.-техн. конф. (г. Пермь, 15-17 нояб. 2018 г.). / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2018. - С. 281-288.
  • Перспективы использования инновационных подходов в материаловедении и технологиях производства изделий РКТ / М. И. Соколовский, В. Б. Шатров, Г. И. Шайдурова, И. Л. Васильев // Перспективные технологии, материалы и приборы для космических исследований и земных приложений: [сб. материалов 8-й междунар. конф. Космический вызов XXI века. Перспективные технологии, материалы и приборы для космических исследований и земных приложений(SPACE2017), г. Сочи. 16-21 окт. 2017 г.] / под общ. ред. И. Г. Ассовского, А. А. Берлина. / Федер. агентство науч. орг, Рос. акад. наук, Рос. фонд фундам. исслед, Ин-т хим. физики им. Н. Н. Семенова РАН. - Москва: [б. и.], 2017. - С. 37-43.
  • Опыт НПО Искра в области создания газоперекачивающих агрегатов / С. И. Бурдюгов, М. И. Соколовский, С. В. Злобин, Е. В. Конин // Труды XVI Международной научно-технической конференции по компрессоростроению: г. С.-Петербург, 23-25 сент. 2014 г. Т. 1. / ЗАО РЭП Холдинг, Ассоц. компрессовщиков и пневматиков. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2014. - С. 26-42.
  • ООО Искра-Турбогаз: итоги 2012 г. / М. И. Соколовский, С. К. Панчеха, М. Г. Юницкий // Газотурбинные технологии. - 2013. - № 1. - С. 2-4.

Генеральный директор пермского ОАО «НПО “Искра”» Михаил Иванович Соколовский любит рассуждать о патриотизме, о том, что «Искра» — стратегическое, закрытое предприятие, которое выпускает двигатели для стратегических ракет «Тополь» и «Булава». Тогда как получилось, что крупнейший (после государственного) пакет акций «Искры» принадлежит украинским, датским компаниям и кипрским оффшорам?

Сейчас Соколовский и его «правая рука» и заместитель Шатров станут отрицать, что знают конечных бенефициаров оффшоров. Но тем хуже для них. А вдруг за оффшорами стоят международные мошенники или западные спецслужбы, заинтересованные в повышении цен в цепочке оборонного заказа, или того сквернее — полном уничтожении оборонной отрасли страны? И тогда наши военные точно будут покупать всё не у российской оборонки, а за границей.

Оффшорная оборона


Названия иностранных компаний, которым, по сути, принадлежит «Искра», давно известны. Это датская «Eurotransgaz Scandinavian Holding A/S» и две кипрские фирмы — «Cariantus Limited» и «Sureblake Limited». Конечно, когда этим компаниям передавались пакеты акций, никто не спрашивал разрешения Президента или Премьера России.

Вы можете себе хоть на минуту представить, чтобы крупнейшим после государства акционером в корпорации, находящейся в самом сердце американского оборонного комплекса, оказалась российская компания? На фоне стратегического соперничества России и НАТО по развертыванию противоракетной обороны, для чего, кстати, и производятся — в том числе на ОАО “НПО “Искра” — ракеты “Булава” и “Тополь”…

Как такое случилось, в настоящее время разбираются прокуратура и следственные органы. Гораздо сложнее установить, кто является реальным владельцем оффшоров. Судя по всему, за компаниями стоят три человека: гендиректор “Искры” М.И. Соколовский и его заместитель В.Б. Шатров (иначе, почему эти оффшоры голосуют за Соколовского и Шатрова при избрании гендиректора?), а также заместитель руководителя Роскосмоса С.А. Пономарев (об этом — ниже).

Когда антикоррупционный активист, водитель по профессии, Дружинин написал в Совет Федерации письмо о злоупотреблениях на «Искре» (история очень напоминает сюжет с правдорубом — врачом Хреновым, ныне членом «Народного фронта»), Соколовский возмутился: откуда вдруг простому человеку стало известно о том, что происходит у него на стратегическом предприятии? Так вот, водитель не открывал тайн: благодаря закону «О рынке ценных бумаг», все компании обязаны публиковать свою отчетность. Так что информация о махинациях Соколовского давно находится в открытом доступе, надо только знать, где искать.

А происходило на «Искре» много чего интересного. Судите сами: за последние годы под началом М.И. Соколовского, В.Б. Шатрова и их недобросовестных коллег из «Искры» были выведены практически все прибыльные производственные циклы, причем по одной и той же схеме.

Сначала создавалась «дочка» со 100% или преобладающей долей государственной «Искры». Ей передавался тот или иной прибыльный производственный цикл. Далее госпакет «размывался», — в результате прибыльные предприятия уходили в «свободное плавание» и у них появлялись иностранные совладельцы. За многими из этих совладельцев стояло руководство «Искры», и руководить этими — теперь уже независимыми от государства — предприятиями, конечно, оставались всё те же — Соколовский, Шатров и компания.

Теперь новые «дочки» платят большие дивиденды и огромные зарплаты топ-менеджерам (среди которых хорошо нам знакомые Соколовский и Шатров). В то же время само ОАО «НПО “Искра”» еле-еле сводит концы с концами. Например, «Искра» оказалась убыточным предприятием по направлению «энергетическое и газовое оборудование», тогда как частные «дочки» по производству энергетического и газового оборудования процветали, получая гигантские прибыли. В общем, одним остались вершки, другим — корешки.

Соколовский любит говорить о том, что некие силы пытаются выдавить «Искру» с рынка, но он сильно лукавит. «Искра» к рынкам перспективной коммерческой продукции больше отношения не имеет. А имеют созданные на базе стащенных из «Искры» активов компании, в бенефициарах которых легко разглядеть Соколовского, Шатрова и их товарищей, но где сама «Искра» благодаря хитроумным схемам вывода активов, осталась лишь миноритарным акционером.

При создании ЗАО «Искра-Энергетика», головной «Искре» осталось всего 45% — меньше, чем необходимо по уставу ЗАО для принятия каких-либо решений. А значительную долю в ЗАО получила иностранная компания Pratt & Whitney — прямой конкурент ОАО «НПО «Искра». Возглавляет ЗАО, кстати, В.Б. Шатров.

ООО «Искра-Турбогаз» создавалось на базе выведенного из «Искры» производства газоперекачивающих агрегатов. Схема та же: сначала ООО на 100% принадлежит «Искре», потом доля «Искры» снижается до неконтрольной, а контрольный пакет передается иностранным компаниям! При этом Соколовский становится генеральным директором ООО «Искра-Турбогаз», внеся в устав пункт о своей фактической несменяемости через полное единогласие, и все иностранные компании почему-то каждый раз голосуют за него при переизбрании директора. Не за то ли, что руководство «Искры» поспособствовало выводу 20% госпакета в ООО «Искра-Турбогаз»?

Что самое интересное, на ООО «Искра-Турбогаз» путем жульнических схем оформили и единственный негосударственный пакет голосующих акций самой «Искры»: теперь им на собрании акционеров «Искры» голосует… Кто? Правильно: сам Михаил Иванович Соколовский. И может блокировать любые решения государства, если эти решения требуют квалифицированного большинства.

Для России самым большим риском может стать то, что за анонимными оффшорами в любой момент могут оказаться не только околооборонные жулики, но и люди, находящиеся в контакте с иностранными спецслужбами: кто ж уследит-то? Чем же занимаются наши правоохранительные органы? Им бы расследовать, как Соколовскому удалось тайно увести 20% крупного оборонного предприятия в оффшор. А вместо этого они допрашивают антикоррупционных активистов о том, откуда им стало известно, что их предприятие принадлежит оффшорам…

Не пора ли действовать?! Иначе с «Искрой» получится также как с аэропортом «Домодедово», собственники которого никак не хотят вылезти из-за своих оффшоров и показать всем свое лицо. Только НПО «Искра» — не аэропорт, там не гражданские самолеты обслуживают, а военные ракеты делают.

Пономарев и "жирные коты"


По ведомственной линии ОАО «НПО “Искра”» находится в ведении Федерального космического агентства РФ (Роскосмос). Казалось бы, с приходом нового руководителя Роскосмоса, ситуация стабилизировалась (к слову, предыдущий начальник А.Н. Перминов был уволен, в том числе, за такие фокусы).

Недавно на совещании в Минэкономразвития было принято решение о прекращении полномочий Соколовского как гендиректора ОАО «НПО “Искра”» и решено, что Росимущество вынесет мотивированное решение по кандидатуре Шатрова. Росимущество решило, что как крупнейший акционер НПО “Искры”, оно не хочет видеть на посту гендиректора никого, кто запятнал себя левыми схемами в период директорства Соколовского-Шатрова. И об этом в своих письмах ведомство неоднократно уведомляло Роскосмос. Очевидно, что без обновления менеджмента “Искры” невозможно будет в полной мере нормализовать ситуацию на предприятии и вернуть обратно уведенный в пользу иностранцев пакет акций, чтобы государство восстановило над стратегическим предприятием полный контроль.

Но тут вмешался представитель Роскосмоса, председатель совета директоров ОАО “НПО “Искра” С.А. Пономарев (на фото) , который, несмотря ни на что внес кандидатуру Шатрова в третий (!) раз. И это после того, как прошедшее в мае годовое собрание акционеров ОАО “НПО “Искра” отклонило его кандидатуру (государство проголосовало своим пакетом “против” Шатрова, а Соколовский — от имени подконтрольной иностранным структурам компании — “за”). А ведь руководство Росимущества дважды обращалось в Роскосмос о неприемлемости кандидатуры Шатрова.

Среди многих причин отказа поддержать кандидатуру Шатрова было то, что он одновременно с должностью первого заместителя гендиректора ОАО “НПО “Искра” занимает должность гендиректора частной компании, основным акционером которой является иностранная корпорация — крупный подрядчик Министерства обороны США по военным заказам (Pratt & Whitney).

Однако Сергею Пономареву неймется. Уже и непонятно, в каком качестве он вносит кандидатуру — то ли как председатель совета директоров «Искры», то ли как заместитель руководителя Роскосмоса. Видимо, очень велико у чиновника желание не упустить из рук курицу, которая несет золотые яйца.

Не связано ли это его рвение с имеющейся информацией о том, что Сергей Александрович является на самом деле — наряду с Соколовским и Шатровым — одним из бенефициаров тех анонимных компаний, которые так ловко стали контролировать крупный пакет ОАО “НПО “Искра”? Тогда все становится на свои места: и голосование представителей Роскосмоса за продажу принадлежащей “Искре” земли, граничащей с режимным производством, в пользу подконтрольной иностранцам компании, и многие другие случаи, когда директора от “Роскосмоса” подыгрывали Соколовскому с Шатровым в ущерб интересам государства.

За столь длительное время пребывания в рядах руководства “Искрой” С.А. Пономарев прилип к ней настолько, что всеми силами хочет сохранить там — вопреки прямым указаниям Президента — свой интерес. Глава государства недавно распорядился, чтобы до 1 октября в акционерных обществах с госучастием руководителями советов директоров были избраны те, кто не является госслужащим, так что до 1 октября самому Пономареву придется с насиженного места уйти. И в этой связи ему становится крайне необходимо оставить «на хозяйстве» кого-то, кто будет оберегать его интерес, или, как минимум, сохранять в тайне все темные делишки.

Понятно, почему Президент запретил чиновникам входить в советы директоров компаний: совмещение должностей порождает конфликт интересов. С одной стороны, ты управляешь отраслью в целом, а с другой — лоббируешь интересы отдельного предприятия. А если еще в нем имеется — через какой-нибудь оффшор — своя доля, то совсем получается, что такое совмещение должностей — лишь средство личного обогащения.

Позицией руководства Роскосмоса либо ловко манипулируют, либо оно действительно ничего не знает о том, что крупный пакет акций в одном из подведомственных ему стратегических оборонных предприятий достался иностранцам при активном содействии тех, кого сейчас господин Пономарев так тщательно пропихивает в директора?..

Тогда понятно, почему в России срывается государственный оборонный заказ, а цены завышены донельзя. Ни одна иностранная держава не заинтересована в том, чтобы Россия оставалась сильной страной.

Любая иностранная фирма, владея акциями российского оборонного предприятия, будет использовать свои права, чтобы повышать цены на продукцию и ухватить кусок пожирнее. Вот откуда в российской оборонной отрасли завышенные цены, о которых говорят Президент, Премьер и Министр обороны Сердюков, обвиняющий оборонщиков в необоснованном повышении цен. «Оборонщики» просто повышают цены в интересах своих иностранных хозяев, а эти жирные коты очень хотят получать сверхприбыли.

Каков поп, таков и приход…


Как такие безобразия могли твориться в Перми под самым носом правоохранительных органов?

А очень просто. Соколовский и Шатров никогда не скрывали своей дружбы с губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым . Именно он, кстати, первым двинулся на защиту своих единомышленников, когда делами на “Искре” заинтересовалась Генпрокуратура. А лучший друг Чиркунова — министр общественной безопасности Пермского края Рафаил Заббаров — женат на Марине Заббаровой, которая является начальником Следственного управления Следственного комитета по Пермскому краю.

Брат другого лучшего друга Чиркунова — руководителя Кировской области Никиты Белых, Александр — Прокурор Пермского края. Словом, одна семьЯ. И никакой коррупции.

Кстати, после того, как в правоохранительные органы стали поступать заявления о творящихся на «Искре» делах, Соколовский стал искать защитников и на федеральном уровне. И нашел — причем среди собратьев по проблеме. Письмо в его защиту подписал сенатор Пантелеев — да-да, именно тот, который после начала расследования хищений в Московской области «занырнул» в Совет Федерации, получив иммунитет от уголовной ответственности. Его соратник по освоению подмосковного бюджета — Алексей Кузнецов , к слову, оказался не столь шустрым и свалил в США, прихватив при этом миллиард долларов освоенных бюджетных денег. Второй защитник Соколовского — депутат Гришанков — похоже, сильно обязан Михаилу Ивановичу. Соколовский рассказывает на каждом углу, что он финансирует избирательную кампанию Гришанкова, после того, как тот поменял Челябинскую область на Пермский край в своих депутатских амбициях.

Работники НПО «Искра» уже пострадали, когда их родственники погибли в «Хромой лошади». Никто из руководителей региона ответственности за это не понес. Теперь вот украли «Искру»… Ну, это уже мелочи.

Станислав Вернов

Лауреат Ленинской премии, лауреат премии Правительства РФ, член-корреспондент Российской академии наук, Генеральный конструктор НПО «Искра», заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный гражданин Пермской области, почетный гражданин города Пермь, доктор технических наук, профессор

Родился 29 марта 1935 года в Ленинграде. Отец – Соколовский Иван Михайлович (1909–1975). Мать – Соколовская Мария Борисовна (1912–1971). Супруга – Соколовская (Иванова) Ираида Ивановна. Дочь – Соколовская Александра Михайловна.
Родители Михаила Ивановича родом из Смоленска. В 1930-х годах они переехали в Ленинград. Иван Михайлович был двоюродным братом поэта Александра Трифоновича Твардовского, с которым они поддерживали связь. И.М. Соколовский хорошо помнил те времена, когда в детские годы они с братом мечтали стать один – художником, а другой – поэтом. Но судьба распорядилась иначе: Иван Михайлович стал профессиональным партийным работником, навещал брата в Смоленске, а тот присылал Соколовским свои книги с дарственной надписью. В юности Михаил хорошо знал младшего брата Александра Твардовского – Василия.
Когда началась война, Михаил вместе с матерью и младшей сестрой уехал в эвакуацию в Костромскую область, в деревню Андропово. Из Ленинграда они выезжали последним поездом, после этого движение перекрыли, начались бомбежки. Мише тогда исполнилось всего 6 лет. В эвакуации семья находилась с 1941 по 1944 год. В Андропово с ними жила мать отца. Именно бабушка научила мальчика любить лес и природу. Михаил собирал грибы и ягоды – землянику, чернику, и это служило им небольшой поддержкой в голодные времена.
Отец во время войны был политработником на Ленинградском фронте, закончил войну в звании майора. Когда прорвали блокаду, в 1943–1944 году Мише с матерью довелось приехать к отцу на фронт. Конечно, мальчик ехал нелегально – прятался под лавкой.
После войны семья вернулась в Ленинград. В 1946 году отец демобилизовался и стал инструктором ЦК компартии Латвии, потом первым секретарем уездного комитета партии. Позже мать с сестрой уехали к отцу, а Миша остался с бабушкой в Ленинграде. Жили они в коммуналке на Пушкинской улице. С городом на Неве у Соколовского связано множество прекрасных воспоминаний. Любимым местом прогулок для мальчишек в послевоенное время стал Невский, который ребята называли Бродвеем. По нему они ходили от Пушкинской до Литейного моста, также любили ездить на трамвае на Кировские острова – купаться.
Сначала Миша учился в школе на Невском проспекте, затем перешел в школу № 206 на Фонтанке, где еще с XIX века находилось коммерческое училище. В этой школе в свое время учился знаменитый актер Аркадий Райкин. Михаил увлекался историей родного города, на школьных олимпиадах неизменно становился лауреатом. В 6-м классе ему пришлось на год уехать к родителям в Ригу. Там он побывал на первом пионерском слете, в работе которого принимал участие первый секретарь ЦК компартии Латвии Я.Э. Калнберзин, а также известный писатель и председатель Совета Министров Латвийской ССР В.Т. Лацис.
В 1950 году отца назначили первым секретарем укома партии, наградили орденом Трудового Красного Знамени, а после ликвидации уезда Иван Михайлович возглавил один из четырех вновь образованных райкомов. После возвращения в Ленинград он работал инструктором сначала в Куйбышевском райкоме партии, затем в обкоме КПСС, а позже был назначен заместителем секретаря парткома Северо-Западного совнархоза и в этой должности проработал до выхода на пенсию.
В 1952 году Михаил Соколовский окончил школу с золотой медалью. Еще перед окончанием школы в райкоме комсомола Мишу агитировали поступать в летное училище. Но Михаил хотел стать инженером. Отец прекрасно понимал, что создавшаяся ситуация может испортить парню будущее, и помог сыну.
В 1950-е годы считалось очень престижным создание военной техники. Михаил подал документы в Ленинградский военно-механический институт. Тогда он смутно представлял, кого готовит это учебное заведение. Однако из трех факультетов – конструкторского, машиностроительного и приборостроительного – выбрал первый.
Михаил Иванович с благодарностью вспоминает прекрасных преподавателей. Институт выпускал отличных специалистов. Михаил был активным и энергичным студентом. Диплом его был экспериментальным: он сделал установку, но, к сожалению, до самого эксперимента дело не дошло.
В 1958 году М. Соколовский с отличием окончил институт по специальности «ракетные двигатели» («твердотопливное машиностроение») и получил квалификацию инженера-механика. В его военном билете значилось: «инженер-лейтенант по ракетному вооружению военно-морского флота».
В те годы разработки твердотопливного ракетостроения применялись при создании систем залпового огня, в том числе на легендарных «катюшах». До стратегического твердотопливного вооружения было еще очень далеко. Становление этой отрасли пришлось на 1952–1958 годы. В декабре 1955 года на базе конструкторского бюро Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было образовано СКБ-172, на которое были возложены работы по созданию образцовой ракетной техники. По сути, речь шла о создании в стране отечественной школы разработки ракетных двигателей, работающих на твердом топливе, и производственно-технологической базы для их серийного изготовления. Возглавил новое КБ талантливый конструктор М.Ю. Цирульников, стоявший у истоков создания твердотопливного двигателестроения. Пермь была одной из точек на карте, где формировался тот самый ракетный щит державы, который служит и сегодня. В этом городе серийно выпускались и выпускаются двигатели для самых мощных в мире межконтинентальных баллистических ракет, как жидкостных, так и твердотопливных. Именно здесь начинала свою конструкторскую карьеру целая плеяда уральских творцов – Цирульников, Лавров, Изгагин, Козлов, Сигаев. Здесь же начал свой путь в отрасли и Михаил Соколовский.
Но это будет впоследствии, а пока красный диплом давал Соколовскому право выбора места работы. Вместе с женой, окончив Военмех, они решили уехать в Пермь, на завод имени В.И. Ленина, где во время учебы в институте Михаил проходил преддипломную практику. Еще тогда его впечатлили эти живописные места на Каме.
О своем решении работать в Перми Михаил Иванович не пожалел ни разу и по сей день гордится тем, что, работая всю жизнь на одном предприятии, прошел все ступени – от рядового инженера до генерального конструктора.
Михаил Иванович начал работать в СКБ-172. Молодым специалистам предоставили отдельную комнату в бараке в рабочем поселке. Там же в 1958 году у них родилась дочь. С первых дней работы у Соколовского сложилось впечатление, что он попал в семью: в СКБ в основном работали выпускники Ленинградского военно-механического института.
Михаил приехал в Пермь в конце апреля, а в мае традиционно проводилась областная эстафета. Еще в школьные годы он увлекался различными видами спорта – боксом, футболом, волейболом, беговыми коньками. В институте уже имел 1-й разряд по стрельбе из малокалиберной винтовки и 2-й разряд по легкой атлетике – бег на короткие дистанции, прыжки в длину. Михаил Иванович хорошо помнит преподавателя физкультуры Александру Якушеву, участницу Олимпиады в Хельсинки, которая посоветовала ему заняться спринтом. Когда на заводе узнали о спортивных достижениях нового конструктора, его сразу взяли на сборы. Так началась спортивная биография Михаила Соколовского в Пермской области. Свое пребывание там он начал с участия в эстафете на приз газеты «Звезда», а впоследствии неоднократно становился чемпионом Пермской области в беге на 100 метров, рекордсменом Перми по прыжкам в длину и тройному прыжку. В то время многие ходили на стадион, а своих героев знали в лицо! Михаил Иванович с ностальгией вспоминает прекрасные времена – в Пермь приехало большое количество молодежи, все занимались спортом, принимали участие в художественной самодеятельности. Глаза молодых специалистов горели оптимизмом, желанием творить и брать от жизни как можно больше.
Еще один штрих в биографии М. Соколовского: М.Ю. Цирульников, возглавлявший в те годы кафедру в Пермском политехническом институте, предложил Соколовскому заняться преподаванием для подготовки специалистов по твердотопливным ракетным двигателям, которых тогда в Перми еще не было. Так с 1961 года начался преподавательский стаж Михаила Ивановича. Соколовский по сей день считает, что ему повезло – ведь он работал рядом с таким талантливым человеком, как М.Ю. Цирульников. В те годы настоящих специалистов было мало, а Михаила Юрьевича природа наделила редким даром учить молодежь. Он всегда предлагал молодым специалистам поработать в таких местах, которые требовали от них проявить себя чуть больше, чем они могли на тот момент. И все это для того, чтобы каждый смог реализовать свои способности.
С 1958 по 1968 год Михаил Иванович последовательно работал инженером-конструктором, руководителем группы, начальником сектора, заместителем начальника конструкторского отдела.
Конец 1960-х годов – время появления первых советских крупногабаритных ракетных твердотопливных двигателей. Именно такие двигатели установлены на первой отечественной межконтинентальной ракете 8К98.
В процессе создания этой ракеты Михаилу Ивановичу довелось работать и с Сергеем Павловичем Королёвым – выдающимся ученым и гениальным конструктором, который любил небо и всю жизнь посвятил тому, чтобы первым вывести человечество к звездам. Соколовский, будучи начальником сектора двигательных установок, вместе с Львом Николаевичем Лавровым (генеральный конструктор предприятия с 1968 по 1994 год) разрабатывал техническую документацию на двигатель первой ступени ракеты непосредственно в ОКБ-1. Академик Королёв лично ставил подпись на этом чертеже, который сохранился до настоящего времени и является одной из реликвий! Помимо СКБ-172 на этот заказ претендовали ОКБ-1 и ЦКБ-7 – Ленинградский завод «Арсенал» имени М.В. Фрунзе. СКБ-172 выиграло конкурс уже на стадии межведомственных испытаний.
Создание новых комплексов было связано с развитием многих отраслей, которые развивались параллельно с КБ, – это и металлургия (спецстали), и материаловедение (новые теплозащитные материалы), и радиоэлектроника (системы управления), и многое другое. Результатом этой работы стало создание трехступенчатой ракеты, которую приняли на вооружение в 1968 году, а в 1970 году провели ее модернизацию. В дальнейшем Михаил Соколовский полностью отвечал за двигатель 3-й ступени.
С.П. Королёв предлагал М.Ю. Цирульникову создать на базе СКБ-172 филиал ОКБ-1. Но Михаил Юрьевич, всегда ценивший самостоятельность, это предложение отклонил. Он придерживался принципа «делать все лучше, лучше и лучше». Стиль и система работы С.П. Королёва несколько отличались. Он считал, что «лучшее – враг хорошего». Поэтому был сторонником создания одной ракеты с возможностью ее последующих модернизаций. Другими словами, каждая ступенька в работе КБ должна была заканчиваться созданием готовой продукции нового качества.
Совместная работа с ОКБ-1 (позже НПО «Энергия») в известной степени определила будущее СКБ-172. В 1961 году оно обрело самостоятельность, в 1966 году на его базе было создано Конструкторское бюро машиностроения (КБМ) Министерства общего машиностроения СССР, а в конце 1960-х годов КБМ перестало заниматься разработкой ракет и сосредоточилось на разработке двигателей. В 1968 году Михаила Соколовского назначили начальником конструкторского отдела, в этой должности он проработал до 1973 года. В 1975 году предприятие получает статус производственного объединения, а с 1987 года становится Научно-производственным объединением «Искра». С 1973 по 1989 год М.И. Соколовский работал заместителем главного конструктора КБМ НПО «Искра».
Вся история «Искры» тесно связана с развитием ракетно-космической отрасли России. Уже в начале 1970-х годов там изготавливали двигатели системы аварийного спасения космонавтов (программа «Алмаз»), а в середине 1970-х годов «Искра» стала одним из ведущих предприятий страны в области создания твердотопливных ракетных двигателей для ракетно-космических программ.
Большая веха в биографии НПО «Искра» и М.И. Соколовского – работа по созданию стратегических твердотопливных ракет для подводных крейсеров. Направление создания баллистического ракетного оружия для подводного флота основал и в течение 30 лет возглавлял замечательный ученый и конструктор В.П. Макеев. Он специализировался в основном на создании жидкостных ракет. Созданные под его руководством морские комплексы с жидкостными ракетами стали лучшими в мире. Американцы отдавали предпочтение твердотопливным двигателям, и руководство отрасли решило, что они используют их не потому, что им не удалось решить важнейшие проблемы длительного и экологически безопасного хранения агрессивных жидких компонентов топлива, а по каким-то другим причинам, следствия которых могут проявиться неожиданно и нанести ущерб нашей обороноспособности. Поэтому перед отечественными конструкторскими организациями поставили задачу создать морские ракеты с твердотопливными двигателями, приближающимися по уровню к американским. Несмотря на полную новизну тематики, в сжатые сроки МОМ выполнило эту непростую задачу – макеевские комплексы с твердотопливными ракетами ни в чем не уступали, а во многом и превосходили американские «Посейдоны» и «Трайденты». М.И. Соколовский персонально отвечал за разработку 2-й и 3-й ступеней создаваемых ракет. С его непосредственным участием впервые в мире разрабатывались двигатели с раздвижными соплами, что позволяло существенно сократить длину ракеты. Впоследствии эта разработка использовалась и при создании ракет для подвижных комплексов наземного базирования. М.И. Соколовский навсегда сохранил воспоминания о совместной работе с В.П. Макеевым. Он хорошо помнит, с каким уважением смотрели на Макеева и моряки и промышленники во время их многочисленных совместных поездок на Северный флот и на испытательные базы в Северодвинске.
На протяжении своей истории КБМ работало практически со всеми генеральными конструкторами. В частности, коллектив предприятия разрабатывал двигатели маршевых ступеней баллистических ракет и стартовые ступени крылатых ракет для фирмы В.Н. Челомея. Соколовскому довелось работать с самим Челомеем и с его последователем Г.А. Ефремовым. Результатом плодотворной совместной работы стал ракетный комплекс «Гранит», для которого коллектив КБМ изготовил стартовую разгонную ступень. За разработку и внедрение в серийное производство этого комплекса коллектив создателей, в том числе и М.И. Соколовский, в 1984 году были удостоены Ленинской премии.
Затем в рамках проекта «Энергия–Буран» коллектив занимался созданием различных специальных двигателей, предназначенных для спасения и последующего многократного использования топливных блоков. По направлению создания двигателей для стратегических ракет велась работа и с КБ «Южное» в годы, когда во главе КБ стоял В.Ф. Уткин, а будущий Президент Украины Л.Д. Кучма (1994–2005) являлся его первым заместителем. В.Ф. Уткин поручал коллективу КБМ самые сложные работы по созданию 3-й ступени ракеты, в том числе и для БЖРК, которая по своим энергомассовым характеристикам до сих пор является лучшей в мире.
С Л.Д. Кучмой у М.И. Соколовского до настоящего времени сохранились теплые дружеские отношения. Когда физико-технический факультет Днепропетровского университета, выпустивший более 20 тысяч специалистов-ракетчиков, отмечал 50-илетие, Соколовский получил в подарок от Кучмы маленькую булаву. Президент Украины, сам выпускник этого факультета, сделал подарок в память о дружбе и сотрудничестве с Михаилом Ивановичем.
В 1989 году М.И. Соколовский назначается заместителем Генерального конструктора НПО «Искра», с 1992 по 1994 год,работает первым заместителем Генерального конструктора, а с 1994 года – Генеральным конструктором и генеральным директором Научно-производственного объединения «Искра».
Соколовский возглавил «Искру» на исходе первой половины 1990-х годов. Для директоров машиностроительных предприятий это стало тяжелым временем. Но степень тяжести была не для всех одинаковой. Особенно трудно пришлось тем, кто создавал продукцию для оборонного комплекса страны. Мощные, хорошо оснащенные предприятия, многотысячные коллективы, способные делать то, что другие просто не смогли бы, в одночасье стали невостребованными. Далеко не всем удалось выстоять. Возглавляемая Соколовским «Искра» выстояла, потенциал коллектива оказался крепким. В начале 1990-х годов строго засекреченный Соколовский вошел в группу инспекторов, которая занималась контролем исполнения договора по сокращению стратегических наступательных вооружений. Состоялась его первая поездка на военно-морские базы США. Михаил Иванович своими глазами увидел знакомые разве что по спецлитературе «Трайдент-1», «Трайдент-2», «Посейдон». Он еще раз убедился в том, что отечественные разработки ничуть не хуже, и испытывал законную гордость за проделанную им работу.
Так сложилось, что на «Искре» трудится коллектив, одаренности и энтузиазму которого мог бы позавидовать любой научно-исследовательский институт. С самого начала на предприятии подобралась очень сильная команда, которая позволила КБ машиностроения стать ведущей фирмой в России по разработке твердотопливных энергоустановок различного назначения. Авторитет «Искры» был велик. Завоевав в соцсоревновании переходящее Красное знамя, сплоченный коллектив практически никому его не уступил за многие годы. Именно умение творить, разрабатывать и производить уникальные изделия всегда помогало этим людям выстоять даже в самой сложной ситуации.
С июля 1996 года НПО «Искра» преобразовано в открытое акционерное общество. Распоряжением Правительства РФ в июле 1998 года предприятию присвоен статус Федерального научно-производственного центра (первого и пока единственного в Перми). Проблем меньше не становится. В трудное для предприятия время Соколовский нашел стратегического партнера – им стал «Газпром». В настоящее время до 70% объема производства НПО составляет продукция для газовиков. Сегодня искровцы – основные российские разработчики и поставщики газоперекачивающих агрегатов, они занимаются разработкой, созданием и производством модульных газотурбинных электростанций мощностью от 4 до 25 МВт, компрессоров 12 и 16 МВт. За последние годы приняты комплексные программы сотрудничества «Урал–Газпром», включившие в сферу партнерских взаимоотношений целый комплекс ведущих предприятий Перми и области: НПО «Искра», «Авиадвигатель», «Машиностроитель», «Пермские моторы», «Искра–Авигаз», «Мотовилихинские заводы», «Привод» и многие другие. «Искра» – головное предприятие комплекса. Именно НПО совместно с «Искра–Авигаз» обеспечило стабильными заказами большую группу смежных предприятий.
Продукция НПО «Искра» находится на уровне мировых стандартов. На сегодня создано 4 объединения с международным участием. Первый – с «Прэтт энд Уитни» (совместное предприятие «Искра–Энергетика», поставляющее газотурбинные электростанции «Урал» и осуществляющее их сервисное обслуживание). Второй – консорциум с японской фирмой «Мицубиси» – разрабатывает и производит компрессоры для ГПА. Дважды тандем «Искра» – «Мицубиси» выигрывал международные тендеры на поставку агрегатов для строящихся компрессорных станций по проектам газопроводов «Голубой поток» и «Ямал–Европа». Третий – консорциум с французской фирмой «Термодин» – производит компрессоры для подземных хранилищ газа. Французы лидируют в этой области, и у них накоплен богатейший опыт. Совместно с британской фирмой «Джон Крейн» идет работа над сухими газодинамическими уплотнениями – очень перспективной, современной разработкой, способной произвести революцию в этой сфере.
Искровцы, безусловно, талантливы – у них свыше 1700 патентов, накопившихся за историю НПО, более 30 медалей, полученных на салонах в Брюсселе, Париже, Женеве, Сеуле, Лионе, многочисленные международные награды за свои разработки.
Федерация космонавтики России своими наградами отметила более 300 работников «Искры», 33 специалиста носят почетное звание «Заслуженный создатель космической техники», 9 – «Заслуженный испытатель космической техники», 6 – «Ветеран космонавтики России». Более 370 работников фирмы отмечены государственными наградами, почти 140 из них в настоящее время трудятся на предприятии.
Среди множества наград и всевозможных премий у Соколовского есть одна необычная – Михаил Иванович является рыцарем Мальтийского ордена. Это звание присвоено ему за выдающийся вклад в прогресс человечества. Соколовский не хотел летать, но дело, которым он занимается всю жизнь, все равно связано с полетами. Михаил Иванович чувствует ответственность за судьбу отечественного твердотопливного ракетостроения, болеет душой за свое дело так же, как в свое время Цирульников и Лавров, преемником которых он себя считает.
С его участием разработаны основы теоретических принципов оптимального проектирования высокоимпульсных энергетических установок, проведены фундаментальные и прикладные исследования, в результате которых впервые решены научные проблемы создания методических основ проектирования конструкции ракетных двигателей на твердом топливе с широким использованием композиционных материалов, прикладные задачи в области теплообмена, газовой динамики, энергетики и внутрикамерных процессов. Он внес большой вклад в создание более 40 энергетических установок, работоспособность и высокий уровень надежности которых подтверждены многолетней эксплуатацией в составе ракетных комплексов оборонного и космического назначения.
Эти и другие разработки и научные достижения отражены в 6 монографиях, более 140 изобретениях (из них 80 – по ракетной тематике), более чем в 250 статьях и докладах. Особо следует отметить конструкции ракетных двигателей и двигательных установок, раздвижного сопла с несколькими сопловыми насадками, насадок из углерод-углеродного материала для сопел ЖРД, противоградовой ракеты, компрессора и др.
М.И. Соколовский – доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук (2000), член президиума Пермского научного центра Уральского отделения РАН, академик и руководитель Уральского центра Российской академии ракетно-артиллерийских наук (1999), академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (1996), ряда других российских и международных академий.
Он – лауреат Ленинской премии (1984), премии Правительства РФ в области науки и техники (2003), Национальной премии имени Петра Великого (2002, в номинации «За создание новых видов конкурентоспособной продукции»), заслуженный деятель науки и техники РФ (1994), заслуженный создатель космической техники (2000), почетный гражданин Пермской области (1999), почетный гражданин города Пермь (2002), лауреат ряда национальных и иностранных премий. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1976), множеством российских и зарубежных наград, в том числе орденами «За честь и достоинство» (2004), Петра Великого (2000), Рыцарским Мальтийским крестом «За выдающиеся заслуги в деле прогресса» (2000), бельгийскими орденами Офицера (2003) и Командора (2004) «За выдающиеся заслуги в области изобретательства», золотой медалью имени В.Ф. Уткина (2005), золотой медалью SPI и медалью Наполеона (2001, 2003, Франция), золотым орденом «Меценат» (2004, «За выдающийся вклад в дело возрождения и процветания мира, за величие души, за бескорыстную щедрость»).
М.И. Соколовский является заведующим кафедрой «ракетно-космическая техника и энергетические установки» Пермского государственного технического университета, членом ряда научных советов и редколлегий научно-технических журналов. Среди его учеников – 2 доктора и 8 кандидатов наук.
Любимое занятие – это походы в лес за грибами. Михаил Иванович говорит, что, когда начинается сезон белых грибов, его не заманишь даже за границу – он всегда ездит на дачу под Кунгур, на север Пермской области. Очень любит посещать театры, в оперном старается не пропустить ни одной балетной премьеры. И еще очень любит ходить в музеи, в том числе и в других странах.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext