Множественный выбор (базовый уровень) (без рисунка)
Клетка как биологическая система
Требования к уровню подготовки выпускников:
- знать и понимать сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращение энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост; Современную биологическую терминологию и символику по цитологии;
- уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
- выявлять отличительные признаки отдельных организмов;
- сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) биологические субъекты (клетки и ткани растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления (обмен веществ, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез).
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы АТФ. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 23.
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания ферментов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 14.
3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса клеточного деления. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 25.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 23.
5. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций цитоплазмы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 24.
6. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания лизосом. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запшит в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
7. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания анаболизма. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 23.
А. А. Кириленко ЕГЭ Биология Раздел «Молекулярная биология» 2017 г.
1. Все перечисленные ниже функции, кроме двух, в живых организмах способны выполнять углеводы. Определите две функции, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 24.
2. Все перечисленные ниже группы организмов, кроме двух, имеют клеточную стенку. Определите две группы организмов, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 15.
3. Все перечисленные ниже периоды, кроме двух, относятся к интерфазе. Определите два периода, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 15.
4. Выберите из перечисленных ниже реакций две, относящиеся к реакциям матричного синтеза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 35.
5. Выберите из перечисленных ниже растений два, размножающихся семенами. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 34.
6. Выберите их перечисленных ниже процессов два, не относящихся к половому размножению. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
7. Выберите из перечисленных ниже клеток две, хромосомный набор которых гаплоиден. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 23.
8. Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, соответствуют вегетативному размножению растений. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 35.
9. Выберите их перечисленных ниже случаев два, относившихся к геномным мутациям. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 35.
10. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к взаимодействию аллельных генов. Определите два варианта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
11. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, относятся к описанию одного из этапов эмбрионального периода - гаструляции. Определите два варианта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 14.
12. Два из нижеперечисленных признаков можно использовать для описания третьего этапа энергетического обмена клетки - кислородного. Определите эти два признака, характерные для кислородного этапа, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
13. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, относятся к описанию генных мутаций. Определите два варианта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 13.
14. Ниже представлено описание некоторых особенностей процесса образования половых клеток. Определите две особенности, характерные для оогенеза, отличающие его от сперматогенеза, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 12.
15. Выберите из списка наследственных болезней человека те, которые наследуются сцепленно с полом. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 13.
16. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используют для описания ненаследственной изменчивости. Определите два варианта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 34.
17. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются при описании генотипической изменчивости. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 14.
18. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, являются примерами проявления генотипической изменчивости. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 34.
19. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы РНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 15.
20. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании постэмбрионального периода онтогенеза. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 25.
21. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания профазы митоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 34.
22. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании взаимодействия неаллельных генов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 24.
23. У всех приведенных ниже животных, кроме двух, развитие осуществляется с метаморфозом. Определите двух животных, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 13.
24. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при классификации мутаций по влиянию на жизнеспособность организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 15.
25. Все приведенные ниже системы органов, кроме двух, у ланцетника образуются из мезодермы. Определите две системы органов, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 12.
26. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания липидов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 23.
27. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании интерфазы. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 25.
28. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании профазы мейоза 1. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 14.
29. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании эмбрионального этапа онтогенеза. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 14.
30. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании методов биотехнологии. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
31. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются при описании женских гамет. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 24.
32. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании полового размножения без оплодотворения. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 35.
А. А. Кириленко, С.И. Колесников, Е. В. Даденко ЕГЭ - 2018 Биология 30 тренировочных вариантов 2017 г.
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения грибной клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 23.
2. Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания строения большинства растительных клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 34.
3. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания строения бактериальной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
4. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания хромосомных мутаций у организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 13.
5. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
6. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 23.
7. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 34.
8. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 23.
9. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 25.
10. Все приведенные ниже термины и понятия, кроме двух, используют в генетике. Найдите два понятия, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
11. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций комплекса Гольджи. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 14.
12. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания геномной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 14.
13. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 45.
За это задание вы можете получить 2 балла на ЕГЭ в 2020 году
Генетическим закономерностям посвящено задание 7 ЕГЭ по биологии. К примеру, вам может попасться вопрос о наследственной изменчивости. Причем в первую очередь, вы должны знать какова эта изменчивость - мутационная, групповая, определенная или модификационная, а также чем отличаются друг от друга разные типы изменчивости, например, мутационная от модификационной. Много в вариантах и задач о генах и наследственности: «В каком браке чаще всего рождаются дети с гемофилией? В неродственном, близкородственном, у людей разных рас или людей разных национальностей» или «Какой мутацией является изменение порядка нуклеотидов в молекуле ДНК?».
Часть вариантов задания 7 ЕГЭ по биологии содержит в себе вопросы практического характера по теме «Влияние мутагенов». Вы должны будете заранее потренироваться задачи типа «Определите генотип ребенка с темными прямыми волосами, если мать его имеет светлые прямые волосы, а отец - темные кудрявые» или «В семье двое детей лопоухих и двое – с нормально прижатыми ушами. Определите генотип их родителей». Для корректного решения подобных задач составитель тестов ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений – добавил в условия тестов появления доминирования генов. Так, для последнего примера будет указано, что ген лопоухости В является доминирующим над b - геном нормально прижатых ушей.
Задание № 7 ЕГЭ по биологии будет решено вами успешно, если вы заранее повторите и другой учебный материал по этой теме. Несколько вопросов посвящено генетическому коду, еще несколько вариантов содержат в себе задачи по молекулярной биологии, и они обычно вызывают у школьников значительные трудности, такой, как: «Определите процент нуклеотидов с цитозином, который содер-жится в ДНК при доле ее адениновых нуклеотидов 10% от общего количества». Перед экзаменом придется тщательно повторять этот раздел учебника, чтобы успешно ответить на подобные вопросы.
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
с. Новокаякент
Каякентский район Республика Дагестан
(для учащихся 11классов)
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
Умалатова Равганият Бийбулатовна
с.Новокаякент
Пояснительная записка
Данный материал Подготовка к ЕГЭ. Задание 7.«Выбор двух «выпадающих» ответов из пяти предложенных ответов» рекомендуется для учащихся 11 класса. Материал включает вопросы с выбором двух верных ответов из пяти предложенных ответов. Данный материал можно использовать для подготовки к ЕГЭ. Работа включает 12 вопросов.
Задачи: проверить знания и умение учащихся правильного выбора
двух «выпадающих» ответов из пяти предложенных ответов.
Деятельность учащихся : написание учащимися тестирования.
Деятельность учителя : обеспечение каждого учащегося листом с текстом тестирования. Объяснение хода выполнения работы. Проверка работ. Анализ ответов.
Оборудование : раздаточный материал с тестами.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 7. «Выбор двух «выпадающих» ответов из пяти предложенных ответов»
1.Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик генной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) характеризуется изменениями внутри гена
2) обусловлена сочетанием гамет при оплодотворении
3) формируется при рекомбинации ненов при кроссинговере
4) формируется при изменении нуклеотидной последовательности
5) обусловлена изменением последовательности нуклеотидов в триплете
Ответ:
2.Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания результатов анализирующего скрещивания особи с генотипом Аа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) проявляется сцепление генов
2) число потомков с рецессивных потомков составляет 75%
3) соотношение фенотипов составило 1:1
4) среди потоков 50% имеют доминантный признак в фенотипе
5) вторая родительская особь имеет генотип- аа
Ответ:
3.Приведенные ниже понятия, кроме двух, используются для описания фенотипической изменчивости. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) не наследуется
2) носит адаптивный характер
3) характерна для группы особей вида
4) ограничена нормой реакции
5) обусловлена хромосомными перестройками
Ответ:
4. Все приведенные ниже положения, кроме двух, используются для описания характерных особенностей оплодотворения у покрытосеменных растений. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) яйцеклетка окружена большим числом сперматозоидов
2) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
3) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
4) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
5) происходит в зародышевом мешке взрослого организма
Ответ:
5. Все приведенные ниже факторы, кроме двух, влияют на развитие зародыша человека. Определите эти два фактора, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) наличие полисахаридов в оболочке плода
2) взаимодействие внешних факторов
3) генетическая информация в зиготе
4) взаимодействие частей зародыша
5) особенности строения бластомеров и бластоцеля
Ответ:
6. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания особенностей питания автотрофных организмов. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) захватывают пищу путем фагоцитоза
2) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
3) используют пищу, заключенную в пище
4) синтезируют органические вещества из неорганических на свету
5) преобразуют солнечную энергию в энергию АТФ
Ответ:
7. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания генетических процессов и закономерностей. Определите эти два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) рудимент
3) дигетерозигота
4) дивергенция
5) кариотип
Ответ:
8. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания хромосомных мутаций. Определите эти два характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) микроэволюционные процессы
2) взаимоотношения организмов
3) условия жизни организма
4) закономерности индивидуального развития организма
5) положение видов в системе органического мира
Ответ:
10. У всех приведенных ниже положения, кроме двух, используются для описания сходства селекции растений и селекции животных. Определите два положения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) проводится скрещивание особей
2) применяется самоопыление
3) осуществляется отбор особей
4) создаются полиплоидные формы
5) подбираются родительские особи
Ответ:
11. У всех приведенных ниже положения, кроме двух, используются для описания характеристики чистых линий. Определите два положения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) межпородное скрещивание
2) гетерозиготное потомство
3) гомозиготные рецессивные особи
4) гомозиготные доминантные особи
5) потомство одного само опыляемого растения
Ответ:
12.Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все кроме двух, используются для описания характеристик геномной мутации. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
1) имеет групповой характер
2) наблюдается потеря Y -хромосомы
3) ограничена нормой реакции признака
4) появляется добавочная Х- хромосома
5) число хромосом увеличено и кратно гаплоидному
Ответ:
Источники информаций:
1.Единый государственный экзамен. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / Г.С. Калинова, Л.Г. Прилежаева.- Москва: Интеллект –Центр, 12017.- 168 с.
2.ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: БХВ-Петербург,2017.-576 с.
4.ЕГЭ. 2017.Биология.Типовые тестовые задания/ Г.С. Калинина, Т.В. Мазяркина.- М.: Издательство «Экзамен», 2017.- 112с.
5.Биология.Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровень ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Кириленко. - Изд.3-е, исправ. и доп. -– Ростов н/Д: Легион,2012. – 233 с.
5.ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Г.С. Калиновой.-М.: Издательство «Национальное образование», 2017.- 336 с.
Мутации – это изменения в ДНК клетки. Возникают под действием ультрафиолета, радиации (рентгеновских лучей) и т.п. Передаются по наследству, служат материалом для естественного отбора. отличия от модификаций
Генные мутации – изменение строения одного гена. Это изменение в последовательности нуклеотидов: выпадение, вставка, замена и т.п. Например, замена А на Т. Причины – нарушения при удвоении (репликации) ДНК. Примеры: серповидноклеточная анемия, фенилкетонурия.
Хромосомные мутации – изменение строения хромосом: выпадение участка, удвоение участка, поворот участка на 180 градусов, перенос участка на другую (негомологичную) хромосому и т.п. Причины – нарушения при кроссинговере. Пример: синдром кошачьего крика.
Геномные мутации – изменение количества хромосом. Причины – нарушения при расхождении хромосом.
Цитоплазматические мутации – изменения в ДНК митохондрий и пластид. Передаются только по женской линии, т.к. митохондрии и пластиды из сперматозоидов в зиготу не попадают. Пример у растений – пестролистность.
Соматические – мутации в соматических клетках (клетках тела; могут быть четырех вышеназванных видов). При половом размножении по наследству не передаются. Передаются при вегетативном размножении у растений, при почковании и фрагментации у кишечнополостных (у гидры).
Приведённые ниже понятия, кроме двух, используются для описания последствий нарушения расположения нуклеотидов в участке ДНК, контролирующем синтез белка. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нарушение первичной структуры полипептида
2) расхождение хромосом
3) изменение функций белка
4) генная мутация
5) кроссинговер
Выберите один, наиболее правильный вариант. Полиплоидные организмы возникают в результате
1) геномных мутаций
3) генных мутаций
4) комбинативной изменчивости
Установите соответствие между характеристикой изменчивости и ее видом: 1) цитоплазматическая, 2) комбинативная
А) происходит при независимом расхождении хромосом в мейозе
Б) происходит в результате мутаций в ДНК митохондрий
В) возникает в результате перекреста хромосом
Г) проявляется в результате мутаций в ДНК пластид
Д) возникает при случайной встрече гамет
Выберите один, наиболее правильный вариант. Синдром Дауна является результатом мутации
1) геномной
2) цитоплазматической
3) хромосомной
4) рецессивной
Установите соответствие между характеристикой мутации и ее видом: 1) генная, 2) хромосомная, 3) геномная
А) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
Б) изменение строения хромосом
В) изменение числа хромосом в ядре
Г) полиплоидия
Д) изменение последовательности расположения генов
Выберите три варианта. Чем характеризуется геномная мутация?
1) изменением нуклеотидной последовательности ДНК
2) утратой одной хромосомы в диплоидном наборе
3) кратным увеличением числа хромосом
4) изменением структуры синтезируемых белков
5) удвоением участка хромосомы
6) изменением числа хромосом в кариотипе
1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик геномной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ограничена нормой реакции признака
2) число хромосом увеличено и кратно гаплоидному
3) появляется добавочная Х-хромосома
4) имеет групповой характер
5) наблюдается потеря Y-хромосомы
2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания геномных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нарушение расхождения гомологичных хромосом при делении клетки
2) разрушение веретена деления
3) конъюгация гомологичных хромосом
4) изменение числа хромосом
5) увеличение числа нуклеотидов в генах
3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания геномных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
2) кратное увеличение хромосомного набора
3) уменьшение числа хромосом
4) удвоение участка хромосомы
5) нерасхождение гомологичных хромосом
Выберите один, наиболее правильный вариант. Рецессивные генные мутации изменяют
1) последовательность этапов индивидуального развития
2) состав триплетов в участке ДНК
3) набор хромосом в соматических клетках
4) строение аутосом
Выберите один, наиболее правильный вариант. Цитоплазматическая изменчивость связана с тем, что
1) нарушается мейотическое деление
2) ДНК митохондрий способна мутировать
3) появляются новые аллели в аутосомах
4) образуются гаметы, неспособные к оплодотворению
1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) потеря участка хромосомы
2) поворот участка хромосомы на 180 градусов
3) уменьшение числа хромосом в кариотипе
4) появление добавочной Х-хромосомы
5) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому
2. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания хромосомной мутации. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) число хромосом увеличилось на 1-2
2) один нуклеотид в ДНК заменяется на другой
3) участок одной хромосомы перенесен на другую
4) произошло выпадение участка хромосомы
5) участок хромосомы перевернут на 180°
3. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) умножение участка хромосомы в несколько раз
2) появление дополнительной аутосомы
3) изменение последовательности нуклеотидов
4) потеря концевого участка хромосомы
5) поворот гена в хромосоме на 180 градусов
ФОРМИРУЕМ
1) удвоение одного и того же участка хромосомы
2) уменьшение числа хромосом в половых клетках
3) увеличение числа хромосом в соматических клетках
Выберите один, наиболее правильный вариант. К какому виду мутаций относят изменение структуры ДНК в митохондриях
1) геномной
2) хромосомной
3) цитоплазматической
4) комбинативной
Выберите один, наиболее правильный вариант. Пестролистность у ночной красавицы и львиного зева определяется изменчивостью
1) комбинативной
2) хромосомной
3) цитоплазматической
4) генетической
1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик генной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обусловлена сочетанием гамет при оплодотворении
2) обусловлена изменением последовательности нуклеотидов в триплете
3) формируется при рекомбинации генов при кроссинговере
4) характеризуется изменениями внутри гена
5) формируется при изменении нуклеотидной последовательности
2. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, служат причинами генной мутации. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними
2) замена одного нуклеотида в ДНК на другой
3) изменение последовательности соединения нуклеотидов
4) появление в генотипе лишней хромосомы
5) выпадение одного триплета в участке ДНК, кодирующей первичную структуру белка
3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания генных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) замена пары нуклеотидов
2) возникновение стоп-кодона внутри гена
3) удвоение числа отдельных нуклеотидов в ДНК
4) увеличение числа хромосом
5) потеря участка хромосомы
4. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания генных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) добавление одного триплета в ДНК
2) увеличение числа аутосом
3) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК
4) потеря отдельных нуклеотидов в ДНК
5) кратное увеличение числа хромосом
Выберите один, наиболее правильный вариант. Полиплоидные сорта пшеницы — это результат изменчивости
1) хромосомной
2) модификационной
3) генной
4) геномной
Выберите один, наиболее правильный вариант. Получение селекционерами сортов полиплоидной пшеницы возможно благодаря мутации
1) цитоплазматической
2) генной
3) хромосомной
4) геномной
Установите соответствие между характеристиками и мутациями: 1) геномная, 2) хромосомная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) кратное увеличение числа хромосом
Б) поворот участка хромосомы на 180 градусов
В) обмен участками негомологичных хромосом
Г) выпадение центрального участка хромосомы
Д) удвоение участка хромосомы
Е) некратное изменение числа хромосом
Выберите один, наиболее правильный вариант. Появление разных аллелей одного гена происходит в результате
1) непрямого деления клетки
2) модификационной изменчивости
3) мутационного процесса
4) комбинативной изменчивости
Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются при классификации мутаций по изменению генетического материала. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) геномные
2) генеративные
3) хромосомные
4) спонтанные
5) генные
Установите соответствие между типами мутаций и их характеристиками и примерами: 1) геномные, 2) хромосомные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) утеря или появление лишних хромосом в результате нарушения мейоза
Б) приводят к нарушению функционирования гена
В) примером является полиплоидия у простейших и растений
Г) удвоение или потеря участка хромосомы
Д) ярким примером является синдром Дауна
Установите соответствие между категориями наследственных болезней и их примерами: 1) генные, 2) хромосомные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гемофилия
Б) альбинизм
В) дальтонизм
Г) синдром «кошачьего крика»
Д) фенилкетонурия
Найдите три ошибки в приведённом тексте и укажите номера предложений с ошибками. (1) Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа. (2) Генные мутации – это результат «ошибок», возникающих в процессе удвоения молекул ДНК. (3) Геномными называют мутации, которые ведут к изменению структуры хромосом. (4) Многие культурные растения являются полиплоидами. (5) Полиплоидные клетки содержат одну–три лишние хромосомы. (6) Полиплоидные растения характеризуются более мощным ростом и крупными размерами. (7) Полиплоидию широко используют как в селекции растений, так и в селекции животных.
Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.
1) соматические
2) генные
3) замена одного нуклеотида на другой
4) удвоение гена в участке хромосомы
5) добавление или выпадение нуклеотидов
6) гемофилия
7) дальтонизм
8) трисомия в хромосомном наборе
Впервые явление было описано английским врачом Джоном Дауном (благодаря которому синдром и получил своё название) в 1866 году как умственная отсталость с характерными внешними признаками, но лишь в 1959 году французский генетик Жером Лежен определил связь избыточного количества хромосомного ряда и симптоматики синдрома.
На сегодняшний день, несмотря на высокое развитие медицинских технологий, синдром Дауна - весьма распространённое и не до конца изученное явление, что порождает немало разных мифов, порой противоречащих друг другу. Тем не менее, известно, что:
5.Синдром Дауна не рекомендуют называть болезнью, так как люди, живущие с данным синдромом, хоть и имеют патологические изменения, мешающие им реализовать свой потенциал в полной мере, тем не менее, при правильном подходе специалистов с ранних лет в большинстве способны достаточно хорошо адаптироваться в социуме.
Как мы уже говорили, синдром Дауна возникает вследствие аномалии клеточного деления, когда к 21-ой паре хромосом приклеивается ещё одна третья хромосома. Иными словами, это врождённая патология, которую в процессе жизни получить невозможно. Причины хромосомных нарушений установить очень сложно.
Происходит это в результате 3 форм патологии, имеющих практически идентичную клиническую картину данного синдрома:
Однако существуют и другие причины развития синдрома Дауна:
Болезнь принято называть синдромом, так как она характеризуется целым рядом симптомов и признаков, а также характерных проявлений:
Однако стоит отметить, что люди с синдромом Дауна редко имеют злокачественные опухоли, и обусловлено это защитой лишнего гена.
При рождении близнецов синдром наблюдается у обоих детей.
Выраженность вышеперечисленных признаков у всех больных различна.
Современный уровень медицины и техники при подозрении на синдром Дауна позволяют провести своевременную диагностику и при обнаружении аномалий ДНК избавиться от текущей беременности.
Для диагностики используют несколько методов:
1. УЗИ - проводят во 2 или 3 триместре беременности, когда для выявления патологии производят сканирование плода. Этот метод даёт возможность «увидеть» признаки синдрома Дауна с помощью некоторых «замеров»:
Однако УЗИ выявляет лишь одну из форм синдрома - трисомию. Остальные подвиды патологии данным методом диагностики обнаружить невозможно.
2. Биохимический анализ крови беременной женщины в 1-м триместре (для установления кариотипа - генного содержимого крови матери), во время которого учитывается уровень гормона, синтезируемого плодом (ХГЧ) и РАРР-А. Во 2-м триместре анализ проводят ещё раз.
3. Биохимический тест (по уровню свободного хорионического гормона) позволяет диагностировать синдром Дауна ещё на 12 неделе беременности, а на 16 неделе проводят тест на эстриол и α-фаетопротеин - показатели наличия синдрома Дауна. При подтверждении данных необходимо сразу же обратиться к генетику, который назначает:
Эти методы высокоточные, но, к сожалению, небезопасны для женщины - они могут привести к осложнениям, вплоть до выкидыша, и поэтому проводятся только в крайних случаях (если возраст беременной старше 35 лет, если есть подозрение на синдром в исследованиях УЗИ или имеется заболевание в семье).
Однако наука не стоит на месте, и в клиниках Лондона уже разработан специальный тест, позволяющий точно узнать обо всех генетических заболеваниях.
После рождения ребёнка все признаки синдрома Дауна хорошо заметны и очевидны, но для подтверждения делаются генетические пробы (это необходимо для исключения вероятности развития другого заболевания). Следует отметить, что не все из описанных выше симптомов обязательно должны присутствовать у каждого больного ребёнка - у отдельного малыша может быть свой набор.
С возрастом симптомы усугубляются, и могут развиваться другие недуги - ожирение, ослабление иммунитета (а это частые простудные и инфекционные заболевания), катаракта, отставание в развитии нервной системы, умственных способностей и речи.
Синдром Дауна - это неизлечимое заболевание, поскольку «откорректировать» ДНК никому не под силу, а вот улучшить общее состояние больного и повысить качество его жизни можно.
Лечение врождённых патологий проводят специалисты - педиатр, кардиолог, гастроэнтеролог, окулист и другие. Их усилия направлены на улучшение здоровья пациента, и при том, что специфического лечения синдрома не существует, тут всё же не избежать приёма медикаментозных препаратов. Среди них:
Однако довольно часто с возрастом у детей с синдромом Дауна проявляется ряд осложнений, связанных с физическим здоровьем: болезни сердца и органов пищеварения, нарушения эндокринной и иммунной систем, проблемы со слухом, сном, зрением, нередки случаи остановки дыхания. Кроме того, почти у четверти пациентов после 40 лет (а иногда и раньше) наблюдаются ожирение, эпилепсия, болезнь Альцгеймера и лейкоз. При этом сложно предположить, как будет развиваться заболевание, ведь всё зависит от индивидуальных особенностей организма, степени болезни и занятий с ребёнком. Мало кто из людей с синдромом Дауна доживает до 50 лет.
В это же время логопед, невропатолог и другие специалисты занимаются устранением значительных расстройств вербальных и моторных функций, задержки интеллектуального развития; обучением навыкам по уходу за собой. На основании этого детей с синдромом Дауна рекомендуется отдавать в специализированные учебные заведения.
Для коррекции задержки умственного развития применяются специально разработанные программы обучения, и стоит отметить, что психическая и познавательная симптоматика в каждом индивидуальном случае выражается по-разному.
В зависимости от степени поражения и проводимого лечения (тренингов с ребёнком) можно добиться значительного сокращения отставания в развитии. При регулярных занятиях с малышом он способен научиться ходить, говорить, писать и обслуживать себя. Дети с синдромом Дауна могут посещать общеобразовательные школы, учиться в институтах, вступать в брак и даже в некоторых случаях иметь своих детей.
Среди людей с синдромом Дауна достаточно много художников, писателей, артистов. Существует даже мнение, что «дети солнца» - это не просто генетическое заболевание, а отдельный «вид» людей, которые не только отличаются наличием «лишней» хромосомы, а живут по своим законам морали и имеют свои принципы.
Людей с синдромом Дауна часто называют «детьми солнца» или «солнечными», поскольку они постоянно улыбаются, нежны, добры и излучают теплоту. В 2006 году был учреждён Международный день человека с синдромом Дауна, который отмечается во всём мире 21 марта.
Еще 14 статей на тему: Особенные дети
К детям с синдромом Дауна в нашей стране относятся неоднозначно. Многие считают это заболевание синонимом глубокой отсталости. Однако это неверное представление: дети с синдромом Дауна могут посещать школу, учиться новому и жить яркой и насыщенной жизнью. Наличие диагноза - не приговор для родителей и малыша. Люди, живущие бок о бок с такими детьми, должны помогать им и активно вовлекать их в свою среду - ведь в желании быть счастливыми все равны!
История
Люди, как правило, считают синдром Дауна тяжелой неврологической болезнью, сопровождающуюся умственной отсталостью. Их пугает даже не сама патология, а неизвестность. Поэтому необходимо рассказывать о том, что такое синдром Дауна.
Патология известна не одно столетие. Если приглядеться к полотнам средневековых художников, можно отметить на них людей с особенностями развития. Описаны похожие характеры и в художественных произведениях. Но истинную природу синдрома изучили только в ХХ веке, когда были открыты хромосомы, гены и структура ДНК.
Сегодня достоверно известно, что синдром Дауна формируется при наличии аномалии в хромосомном наборе клеток, это так называемая трисомия по 21 паре хромосом. Это значит, что в данной паре в результате мутации возникла лишняя хромосома. Таким образом, у этих детей в клетках не 46, а 47 хромосом. При синдроме Дауна возможны многочисленные вариации – от целой лишней хромосомы до ее части, что делает дефекты очень разными.
Почему так происходит
В организме человека клетки всех органов и тканей подвергаются делению. В том числе делятся и половые клетки – яйцеклетки и сперматозоиды. Во всех клетках тела должно происходить равное деление, чтобы дочерние клетки были абсолютно идентичными. Но природа не идеальна и может давать сбои под влиянием каких-либо неблагоприятных факторов. Тогда в одной из клеток оказывается на одну хромосому в 17 паре больше, и при участии такой клетки в зачатии может на свет появиться ребенок с синдромом Дауна.
Синдром Дауна - это не одна патология, а целая группа сходных по механизмам и протеканию состояний, объединенных общим названием. В подавляющем большинстве случаев дополнительная хромосома будет присутствовать во всех клетках организма. Реже возникают варианты, когда лишняя хромосома переходит на область 22 пары или 14 пары хромосом. Может быть также и мозаичный вариант синдрома, при котором наряду с клетками, имеющими дефект по 21 паре хромосом, имеются и вполне нормальные клетки с 46 хромосомами. Выделение таких групп дефектов в клетках проводится не просто так. От того, какая форма выявляется у ребенка, будет зависеть и прогноз: насколько тяжелыми будут внешние и внутренние нарушения, чем и как он будет отличаться от других детей.
Механизм появления синдрома
Синдром Дауна относят к генетической патологии, которая формируется у плода в момент его зачатия, если происходит слияние дефектных яйцеклетки и сперматозоида. Примерно в 90% случаев причиной становится дефектная яйцеклетка с 24 хромосомами вместо 23, и примерно в 10% это может быть дефектный сперматозоид. Влиять на формирование подобных дефектных половых клеток могут болезни матери или отца, стрессы, наличие вредных привычек, неполноценное и нерациональное питание, все, что так или иначе может повлиять на деление половых клеток. А вот течение беременности и родов на развитие синдрома Дауна не влияет.
В том, что половые клетки будут содержать лишнюю хромосому, будет виновен особый белок клеток. Он обладает функцией растяжения хромосом к полюсам клетки при делении, чтобы в результате каждая из клеток получила поровну генетической информации. Если у белка есть дефект, то с одной стороны микротрубочка, тянущая хромосому, будет тонкой и дефектной, и более сильная трубочка от другой образующейся клетки перетянет ее на себя, к противоположному полюсу. После этого клетки начинают обособляться друг от друга, превращаясь в два полноценных образования - но в одной будет 22 хромосомы, а в другой - 24. Вот эта дефектная клетка и может дать жизнь малышу с синдромом Дауна.
Подобные проблемы могут возникать при воздействии следующих факторов:
● близкородственные браки с носительством одних и тех же мутаций. Чем ближе степень родства, тем вероятнее мутации;
● беременность ранее 18 лет, так как организм еще не зрелый, и могут быть дефекты деления клеток;
● поздняя беременность: после 35 лет (для женщины) и после 45 лет (для мужчины) с накоплением груза мутаций;
● носительство дефектов в 21 паре хромосом.
Но по большей части наличие синдрома Дауна - это результат спонтанной мутации, в которой никто не виноват.
Внешние особенности детей с синдромом Дауна
Обычно детей с синдромом Дауна можно определить уже с рождения. Личико у них несколько уплощенное, глаза слегка раскосые, а голова имеет специфическую форму, при этом рот небольшого размера. Язык ребенка кажется большим и может не помещаться в полости рта, из-за чего будет слегка высунутым. Постепенно эта черта исчезает. Ладони крохи широкие, пальчики короткие с загнутым внутрь мизинцем. На ладошках наблюдаются типичные поперечные единственные складки. Но по внешнему виду диагноз не ставят. Врачи обязательно проводят полноценное генетическое обследование, чтобы подтвердить или опровергнуть предварительные подозрения.
Проблемы со здоровьем у детей
За счет особенностей хромосом у детей с данным синдромом могут быть проблемы со здоровьем. С рождения у них формируется слабой степени или средне выраженная гипотония мышц, которая по мере роста постепенно проходит. Эти дети обычно рождаются маловесными и небольшого роста в сравнении со сверстниками, но при регулярном уходе и правильных занятиях они могут расти и прибавлять в весе практически как все другие дети. Особенное внимание нужно уделить внутренним органам, их строению и работе: зачастую у детей с синдромом Дауна есть проблемы со слухом, синдромы ночного апноэ, расстройства работы эндокринной системы. Лишняя хромосома дает порки сердца и развития органов брюшной полости, которые могут потребовать вмешательств врачей вплоть до хирургии.
Особый механизм имеет развитие нервной системы
Из-за лишней хромосомы нервная система работает и развивается по своему сценарию. Именно эти особенности и будут лежать в основе формирования задержек умственного и физического развития. У детей может отмечаться нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, что ведет к избыточному ее образованию в области сосудистых желудочков мозга при нарушении всасывания. Это может приводить к повышению внутричерепного давления. Могут отмечаться очаговые повреждения в области периферических нервов и головного мозга, что дает нарушение координации и слаженности движений и может тормозить развитие моторики – мелкой и крупной. Мозжечок обычно меньше нормы, недостаточно активно выполняет свои функции, что приводит к ослаблению тонуса мышц, сложностям в управлении своим телом в пространстве и контролю за координацией движений. Могут быть нарушения мозгового кровообращения из-за слабости связок и нестабильности в области шейного отдела позвоночника. Может быть уменьшен объем головного мозга и увеличены размеры желудочков, снижается активность коры, что приводит к снижению количества нервных импульсов с вялостью, медлительностью, снижением скорости мыслительного процесса. Но это совсем не значит, что дети необучаемые и глубокие инвалиды, просто они делают все медленнее и на их обучение уйдет больше времени.
Развитие детей с синдромом Дауна
Дети с этим синдромом осваивают навыки позже - они также учатся ходить, говорить, пользоваться предметами и туалетом. Ребенок сможет научиться делать практически все, что и остальные дети, просто сроки обучения навыкам будут индивидуальными. Обычно улыбаться они начинают в период от двух до четырех месяцев, переворачиваются на живот с 4 до 18 месяцев, сидят самостоятельно в сроки от 6 до 28 месяцев, ползают в 7-20 месяцев, делают попытки ходить с 12 до 60 месяцев, говорить с 9 до 30 месяцев. Таким детям важны полноценный уход и грудное вскармливание, это будет способствовать укреплению здоровья и повышению иммунитета, формированию правильных навыков малыша. Во время кормления между мамой и малышом будут завязываться особо тесные и близкие связи, что принесет много радости обоим.
Лечение и реабилитация
К сожалению, на сегодняшний день невозможно избавить ребенка от синдрома Дауна. Ученые не умеют исправлять генетические ошибки клеток и хромосомные отклонения. Но педагоги, врачи и родители могут сделать жизнь таких детей яркой, здоровой и продолжительной. Малыши с этим синдромом совершенно не обязательно будут больными, несмотря на то, что они чаще других детей могут простывать или имеют патологии внутренних органов. Пороки развития сегодня уже умеют исправлять, проблемы слуха и иммунитета разрешимы, а эндокринные отклонения корректируются.
Самой большой проблемой таких семей является отношение к ним общества, а также отношение родственников. Ребенок с синдромом Дауна может родиться в любой семье, вне зависимости от достатка, расы, страны проживания и прочих условий, а также возраста родителей. Главное, что нужно знать, - дети с синдромом Дауна полноценны и обучаемы. Более того, они очень талантливы и могут многому научить окружающих. Они могут учить добру, открытости и искренности, которых всем так часто не хватает!
Алена Парецкая, педиатр
Ген - это участок ДНК, отвечающий за определенный признак. Например, ген цвета волос.
Каждый ген представлен несколькими вариантами - аллелями . Например, ген цвета волос имеет два аллеля - темный и светлый.
У организмов с двойным (диплоидным) набором хромосом каждый ген имеется в двух экземплярах - один от отца, другой от матери. Такие пары генов называются аллельными генами , они находятся в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом.
Гомозигота - это состояние, когда аллельные гены одинаковы (например, и от матери, и от отца получен ген светлых волос). Гетерозигота - состояние, когда аллельные гены разные. В гетерозиготе аллельные гены взаимодействуют между собой одним из трёх способов: полное, неполное либо кодоминирование.
При полном доминировании (способ по умолчанию) проявляется только один ген из аллельной пары (доминантный ген, А ), а другой ген скрывается (рецессивный ген, а ). Пример: А - темные волосы, а - светлые:
При неполном доминировании (промежуточном характере наследования) гетерозигота имеет признак, промежуточный между доминантным и рецессивным. Например, у ночной красавицы:
При кодоминировании проявляются оба гена:
Гаметы
(половые клетки - яйцеклетки и сперматозоиды) имеют одинарный (гаплоидный) набор хромосом, поэтому в них за каждый признак отвечает только один ген. На этом основано «правило чистоты гамет»
.
Примеры гамет
Примеры родителей (двойной набор хромосом):
Установите соответствие между характеристикой генотипа и его видом: 1) гетерозиготный, 2) гомозиготный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образует два типа гамет
Б) наличие двух доминантных аллелей гена
В) наличие доминантного и рецессивного аллелей гена
Г) образуется один тип гамет
Д) дает расщепление признаков у потомков
Е) зигота содержит два рецессивных аллеля гена
Ответ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка растения
1) один
2) три
3) два
4) четыре
Ответ
Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ
Установите соответствие между характеристикой особи и её генотипом: 1) гомозиготный, 2) гетерозиготный
А) не даёт расщепления в потомстве
Б) имеет оба доминантных аллельных гена
В) в потомстве происходит расщепление признаков
Г) генотип содержит альтернативные гены
Д) имеет оба рецессивных аллельных гена
Е) образует разные типы гамет
Ответ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи
1) Aa
2) AA
3) AaBb
4) AaBB
Ответ
Сколько типов гамет образует особь, гетерозиготная по одному гену?
Ответ
Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания дигетерозиготного генотипа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка и запишите цифры, под которыми они записаны.
1) содержит разные аллели одного гена
2) имеет доминантный и рецессивный аллели гена
3) включает две пары генов альтернативных признаков
4) при гаметогенезе образуется один тип гамет
5) представлен двумя парами неаллельных рецессивных генов
Ответ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Особь, содержащая в гомологичных хромосомах гены, отвечающие за проявление альтернативных признаков, является
1) гетерогаметной
2) гомогаметной
3) гомозиготной
4) гетерозиготной
Ответ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Женщина со светлыми (а) прямыми (b) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы (неполное доминирование). Определите генотип мужчины, если у их ребенка светлые и волнистые волосы.
1) AaBb
2) aaBb
3) ААBB
4) AaBB
Ответ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей – это формулировка
1) хромосомной теории наследственности
2) закона сцепленного наследования
3) закона независимого наследования
4) гипотезы чистоты гамет
Ответ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Сколько типов гамет образует особь с генотипом AaBbCc, если гены не сцеплены
1) 4
2) 6
3) 8
4) 10
Ответ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Аллельные гены
1) определяют альтернативное развитие одного признака
2) находятся в одной из гомологичных хромосом
3) находятся в негомологичных хромосомах
4) наследуются вместе
Ответ
Все перечисленные ниже примеры, кроме двух, относятся к взаимодействию аллельных генов. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) полное доминирование
2) неполное доминирование
3) кодоминирование
4) кооперация
5) комплементарность
Ответ
Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании гомо- и гетерозиготного организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов.
Ответ
1. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют в генетике для описания наследственности. Найдите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гетерозигота
2) дивергенция
3) атавизм
4) фенотип
5) кариотип
Ответ
2. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют в генетике для описания наследственности. Найдите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) аутосома
2) полисома
3) гаметофит
4) аллель
5) кариотип
Ответ
1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования доминантного аутосомного гена. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется у потомков в случае наличия признака у родителей
2) находится в X-хромосоме
3) проявляется у доминантных гомозигот
4) фенотипически не проявляется у гетерозиготных организмов
5) подавляет рецессивный аллель этого гена
Ответ
2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования доминантного аутосомного гена. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется у гетерозиготных организмов
2) находится в Х-хромосоме
3) определяется нормой реакции признака
4) подавляет рецессивный аллель этого гена
5) фенотипически проявляется у доминантных гомозигот
Ответ
1. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания наследования рецессивного аутосомного аллеля у человека. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется примерно с равной вероятностью у женских и мужских потомков
2) проявляется у всех потомков в семье
3) сцеплен с Х-хромосомой
4) вероятность проявления возрастает в близкородственных браках
5) расположен в неполовой хромосоме
Ответ
2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования рецессивного аутосомного гена альбинизма у человека. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) не проявляется у гетерозиготных организмов
2) находится в Х-хромосоме
3) определяется нормой реакции признака
4) подавляется доминантным аллелем этого гена
5) фенотипически выражается у рецессивных гомозигот
Ответ
3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания рецессивного аутосомного аллеля. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется в фенотипе гетерозигот
2) находится в У-хромосоме
3) проявляется в фенотипе чистой линии
4) подавляется доминантным аллелем
5) содержится у гетерозигот
Ответ
Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания дигомозиготного генотипа организма. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование гамет с двумя доминантными аллелями разных генов
2) наличие в генотипе доминантного и рецессивного аллелей одного гена
3) формирование разных видов гамет
4) проявление двух рецессивных признаков у организмов
5) отсутствие расщепления в анализирующем скрещивании
Ответ
© Д.В.Поздняков, 2009-2019