Музыкальная фраза определение. Значение фраза музыкальная в современном толковом словаре, бсэ


Музыкальная фраза относится к структуре музыкального полотна. Не все знают, что это такое, поэтому мы попробуем разобраться.

Всем известно, что человеческая речь делится на словосочетания, состоящие из пары слов, так и в музыке - музыкальная фраза состоит из двух мотивов. Мотив - это простейшее построение из нескольких звуков, причем один из них является главным. Фраза обычной речи не имеет двух одинаково значимых слогов, и музыкальная фраза также не содержит в себе двух опорных звуков. Один из них так или иначе все равно окажется важнее.

Логическое ударение

Например, произнесите словосочетание (литературную фразу) «забавная история». Какой слог вам захотелось выделить? «Ба» в первом слове или «то» во втором? Это будет означать, что важным и главным для вас явилось именно это слово. Если логическое ударение упало на слово «забавная», значит, вы хотите донести до слушателя контекст, связанный именно с ним. В этом случае «история» будет иметь второстепенное значение.


Как же трактовать музыкальную фразу в музыке, если она не имеет слов? Ведь ноты не могут обозначать ни предметов, ни действия и так далее? Не является ли музыкальная фраза пустой формой без содержания?

О чем рассказывает музыка?

Музыка может передавать чувства и эмоциональное состояние человека и о чем-то рассказывать. Как же это происходит? Единицей измерения служит интервал (два звука), который передает интонацию. Как было сказано, музыкальная фраза состоит из мотивов. Последние, в свою очередь, делятся на интонации, которые бывают в музыке, как и в речи, различными. Интонация, или интервал, несет в себе одну эмоцию или мысль.

Например, слово «вперед» или «вставай» имеет два слога, в музыке выражается интервалом «кварта» и обозначает призыв к действию. Поэтому даже без слов будет понятно, что если взять горн и сыграть этот интервал, то прозвучал призыв к действию. А музыкальная фраза способна передать уже небольшое развитие внутреннего эмоционального состояния человека. По сравнению со всем музыкальным произведением это можно сравнить с каплей в море.


Свойства музыкальной фразы:

  • Начало она берет как на слабой доле такта, так и на сильной. Заканчиваться может так же.
  • Включает сильные, относительно сильные и слабые метрические доли. Обычно бывает двухтактовой.

Как выстроить музыкальную фразу?

Музыку сравнивают с речью не просто так. Поскольку, если произносить просто набор отдельных букв или слов, смысла сказанного никто не поймет. Тем более сложно будет уловить эмоциональную окраску. Так же и с музыкой - необходимо объединять отдельные ноты в одно целое. Сначала фразы и предложения, затем периоды (в предложении, как правило, две фразы, в периоде - два предложения по восемь тактов).

Для создания конкретного образа в построение музыкальных фраз необходимо добавлять штрихи и динамические оттенки. Штрихи - это способы звукоизвлечения. Например, композитор может задумать отрывистое исполнение или связное. Динамика отвечает за громкость.


Музыкальная фразировка

Музыкальную выразительность формирует фразировка. Она делит смысловую нагрузку и художественный замысел произведения на фразы и предложения. Является средством музыкальной выразительности. Одно произведение у разных исполнителей может выражать у публики разные чувства. Талантливый музыкант подарит яркие эмоции, создаст выразительные образы, а игра другого не вызовет положительных эмоций и навеет скуку.

Искусству фразировки можно научиться. Развить музыкальный вкус можно с помощью слушания классической музыки, и не только фортепианной. При этом обращайте внимание на мастерство исполнителя, на то, как он объединяет предложения.

Особенности звуковедения можно хорошо ощутить в вокальных произведениях, таких как песни, романсы, арии. Вокалист ведет музыкальную мысль, делая паузы для взятия дыхания именно между фразами. Поэтому рекомендуется начинать разучивать новое произведение с пропевания мелодии, которая поможет выстроить логические фразы.

Разучиваем романс

Настало время практики. Попробуем выполнить фразировку романса «Я помню чудное мгновенье» композитора М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина. Вначале обращаем внимание на общий темп произведения - он умеренно быстрый, там, где начинается мелодия, автор просит петь нежно и просто. Обратите внимание, что фраза начинается из-за такта, поэтому слог «я» произносим тихо, делая смысловой акцент на слог «по», тем более что его гласная длится достаточно долго. При этом не забываем, что его нужно пропеть нежно и просто, со стремлением к слогу «ве». Это начало такта, поэтому пропеваем его более ярко, чем все остальные метрические доли. На слог «нье» голос следует немного «убрать», так как это окончание первой фразы и одновременно слабая доля такта. Поздравляем! Мы сделали фразировку первой музыкальной фразы.

Фраза (в музыке) Фраза в музыке, 1) относительно завершенная часть мелодии, темы. 2) В учении о музыкальной форме √ построение, среднее между мотивом и предложением . Обычно состоит из 2 мотивов и образует половину предложения. Может быть и целостной структуры, не членящейся на мотивы.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Фраза (в музыке)" в других словарях:

    фраза - ы, ж. phrase f. <лат. phrasis выражение, оборот речи. 1. устар. Предложение, словосочетание на письме. Фразу свою кончать тогда, когда надобно перо обмакнуть в чернильницу; период тогда. когда нужно его перечинить. 1793. Крылов Похвальная речь … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр., от греч. phrasis). 1) речь; также пустые слова, без убеждения. 2) предложение, соединение слов, выражающее мысль. 3) в музыке: отдел темы или другой музыкальной мысли. 4) в пении: мелодическая фигура, которая может быть спета, не переводя… … Словарь иностранных слов русского языка

    У слова «Фраза» есть и другие значения: см. Фраза (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилам … Википедия

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? фразы, чему? фразе, (вижу) что? фразу, чем? фразой, о чём? о фразе; мн. что? фразы, (нет) чего? фраз, чему? фразам, (вижу) что? фразы, чем? фразами, о чём? о фразах 1. Фразой называется смысловой… … Толковый словарь Дмитриева

    - (от греч. prasis выражение, способ выражения). 1) Всякий небольшой относительно завершённый муз. оборот. 2) В учении о муз. форме построение, занимающее промежуточное положение между мотивом и предложением.… … Музыкальная энциклопедия

    I Фраза (от греч. phrásis – выражение) основная единица речи. Соответствует предложению (См. Предложение) как единице Языка; синтактико фонетическое целое, имеющее синтаксическую структуру, смысловую законченность и интонационную… … Большая советская энциклопедия

    I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. разг. Красивые и напыщенные слова, скрывающие лживость утверждения или неблаговидность… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (choros греч.) слово собирательное, в музыке выражающее известную звуковую группу, напр. три струны в фортепиано, настроенные в унисон, по которым бьет молоточек, прикрепленный к клавише, соединение нескольких регистров в органе в один голос при… …

    Музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Смотря по форме всего сочинения, Т. имеет форму предложения, периода, а также двух или трехколенного склада. Т. не следует смешивать с мотивом (см.): последний только рисунок,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия

В вокальной музыке часто объем и форма темы меньше, чем период. В соответствии со структурой литературного текста, смысловой единицей которого бывает строка, темой произведения становится фраза. В хоровой, особенно полифонической музыке, распеваться может одно слово или короткое словосочетание. Это характерно для духовных сочинений, связанных с каноническими религиозными текстами, например: Alleluia.

Тема 7. Музыкальный синтаксис

Понятие синтаксиса (от греч. - построение, порядок, составление)применяется в области языкознания или лингвистики. В синтаксисе языка изучают законы построения человеческой речи : словосочетания, предложения, виды связи слов и пр. Однако этот термин применяется и в музыке, когда говорят о строении музыкальной речи .

Мотив → фраза → предложение → период

Это известная из элементарной теории музыки масштабная иерархия основных элементов музыкального синтаксиса. Такие структурные образования в пределах периода образуют начальный (синтаксический) уровень формообразования. Фразы, мотивы (также и субмотивы - части мотива) могут по-разному сочетаться и чередоваться в периоде, в результатечего складываются определенные построения: простейшие композиционные структуры .Их называют мелодико-синтаксическими или масштабно-тематическими .

Элементы музыкального синтаксиса

A) мотив

Учение о мотиве (лат. moveo – двигаю, movere – двигать, motus – движение; ит. motive – повод, причина, основание) стало активно развиваться с конца XIX века. В то время сложились два подхода. Согласно первому, основой мотива является метрическая сторона или метрический акцент . Согласно второму, в мотиве существенен весь комплекс выразительных средств, так как мотив - это содержательный элемент музыкальной речи.

В качестве примера синтетического определения мотива можно привести слова С. И. Танеева, крупнейшего композитора и педагога, ученого, ученика П. И. Чайковского: Мотив – “наименьшая музыкально-тематическая ячейка, обладающая, как правило, одной метрически сильной долей и, сохраняющая при повторении ритмическую основу”.

С тех пор условной нормой протяженности мотива принято считать один такт , хотя в классической музыке существует немало примеров как сверхтактовых (больше такта, чаще двутакты), так и внутритактовых (меньше такта) мотивов. Их границы бывают как ясно слышимые и видимые в нотном тексте, так и слитные. Вероятность появления сверхтактовых или внутритактовых мотивов связана с характером музыки, мелодии, темпом, размером, ритмическими длительностями.

Однако мотив не сводится к метру и метроритмический подход к разделяли многие крупные ученые XX века. Вот примеропределения мотива Ю. Тюлина:

В современной учебной литературе также встречается определения обобщающего характера: “Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую (фоническую) природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи”.

Из теории М. Г. Арановского. Автор оригинальной теории синтаксического строения мелодии исходил “из звуковысотных ценностей” и писал, что главное в мотиве – неповторимость , которая создается звуковысотностью и интонацией . “Такт – только отмеренное для жизни мотива пространство, но не сам мотив”. М. Г. Арановский отмечал, что в классической мелодии жесткая система (ладо-гармоническая, метро-ритмическая, структурно-синтаксическая), свобода и творческая фантазия есть только в интонационной линии. Мелодия состоит из слоя основы или опорных тонов и слоя орнаментики (неопорные тоны, которые связывают, подготавливают, центрируют опорные тоны, например, опевают), иногда они соединены.

Мотив – единица мелодии с однимтонцентром (опорный тон, центральный в мотиве, может быть выделен разными средствами) и одной ритмической группой.

Принцип однократности проявляет себя и в других средствах.

Полный мотив включает три фазы (прецентр, центр и постцентр) или, как иногда говорят: центр мотива – икт, перед ним – пред, икт, после него – пост, икт. Возможен неполный мотив и свернутый(только есть центральный тон). Бывает неделимый мотив – это центральная интонация (тоже вид тонцентра).

Вывод: если обобщить все ранее сказанное, то мотив – явление синтетическое, главными в нем являются мелодический и ритмическийрисунок , но присутствуют и все другие параметры звучания: гармония, тембр, динамика, артикуляция, регистр и прочие.

Мотив – это единица музыкальной темы , и особеннопоказателен и важен экспозиционный (начальный) мотив . Работа с мотивами или мотивная техника создают процесс развития в произведении. Хотя стоит отметить, что в большей степени это относится к инструментальной музыке. В вокальных лирических жанрах весома роль более протяженного построения – фразы, что связано с певческим дыханием исполнителя.

Цезуры. Разбирая синтаксическое строение музыкальной речи, необходимо отметить моменты членения или цезуры (от лат.рубка, рассечение). Они создаются за счет применения специальных ритмических и гармонических средств, разных способов развития, хотя есть цезуры , возникаемые за счет особенностей исполнения: люфтпауз и смены дыхания, свободного темпа. Роль цезуры в музыке не ограничивается только формообразующим моментом, она имеет также выразительное и смысловое значение.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы увидим как музыкальная фраза может помочь нам разнообразить нашу музыку.

При сочинении музыки или импровизации мы можем аккорд сыграть не привычным нам способом (все ноты вместе), но и сыграть вместо него музыкальную фразу. Мы тут имеем ввиду ноты аккорда взятые раздельно (что называется арпеджио, о котором мы писали ), с добавлением к ним еще и неустойчивых звуков.

Магия в том, что устойчивые звуки не меняются, а вот с неустойчивыми возможны множество вариантов, ведь мы их можем понижать и повышать.

Давайте возьмем, например вот такой аккорд:

рис. 1

Это самое обычное трезвучие Ля мажор - основной вид. Какие же музыкальные фразы к нему подойдут? А главное - как их найти? На самом деле мы можем сыграть абсолютно любые ноты на этот аккорд. Интересно да?...получается при создании музыки у нас есть абсолютная свобода (это здорово, на мой взгляд:)). Почему же так выходит?

Начнем издалека... Помните мы писали об ? Вот как её можно использовать? Как применить её особенное звучание (звучит она довольно резко)?

Логично предположить, что для "нагнетания напряжения" в нашей музыке. Мажорное трезвучие, как мы знаем, в этой гамме можно получить так:

рис. 2

Получается мы можем играть ноты этой гаммы как угодно и разрешить в итоге в нужный нам аккорд (или ноту из него), который в ней, как мы видим на рисунке 2, содержится. Давайте попробуем:

рис. 3

Давайте сыграем нашу фразу с рисунка 3 и послушаем как она звучит:

рис. 4

Теперь обыграем Ля мажор с помощью этого лада, получив следующие ноты:

рис. 5

Сыграем то, что у нас в нотах записано на рисунке 5 и послушаем:

рис. 6

Фраза здесь у нас будет такая:

рис. 7

Теперь сыграем фразу, построенную в третьем уже по счету звукоряде:

Теперь последний вариант, что мы рассмотрим - Натуральный мажор (или Ионийский лад). В нем также найдем трезвучие ля мажор:

рис. 8

Придумаем фразу в этой четвертой по счету гамме, также для трезвучия Ля мажор и запишем в нотах:

рис. 9

Теперь послушаем как это звучит:

Заметьте как сильно последняя фраза отличается от предыдущих по своей окраске. Она более мягкая по звучанию (всего лишь из-за появления ноты соль диез) и мы можем эту окраску использовать если нам нужно.

Получается используя разные звукоряды при обыгрывании одного и того же аккорда мы можем привнести ту окраску в музыку, которую хотим. Очень интересно, на мой взгляд. Можно конечно же и комбинировать гаммы друг с другом. Так можно получить фразы с хроматизмом и так далее...

Итак - давайте применим как-то полученные фразы и посмотрим как они звучат в гармонии. Можно играть их просто на аккорд Ля мажор, но можно использовать и другие аккорды из этой тональности. Например, можно играть такую гармонию:

рис. 10

Мы просто использовали тонику (A) - субдоминанту (D9) и доминанту (Em11) с добавочными ступенями. Но проще всего наверное рассматривать все как трезвучие Ля мажор, к которому мы добавляем все время дополнительные ступени, тем самым расширяя гармонию (просто трезвучие Ля мажор будет звучать скучнее).

Теперь послушаем как поверх гармонии с рисунка 10 звучат, полученные нами выше фразы. Мы сыграем все четыре варианта - одну за другой.

Ну вот - звучит неплохо. Каждая следующая музыкальная фраза должна как бы продолжать предыдущую, развивая мысль - так будет звучать хорошо и целостно.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext