Приставка и суффикс что делают. Роль суффиксов и приставок в русском языке

Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.

Что такое суффикс?

Суффикс - морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется "постфикс". В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.

Основная функция суффикса - образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.

Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.

По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово - деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.

Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове "учительствовать" три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.

Какими бывают по функции?

Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.


Оттенки значений

Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:

  • Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец - красавчик; ребенок - ребеночек.
  • Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
  • Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
  • Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
  • Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.

Суффиксы существительных

В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.

Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.

Суффиксы существительных:

Значение

  • Принадлежность к определенному кругу, национальности: горец, кавказец, окруженец.
  • Способность: борец, торговец, канатоходец.
  • Животное мужского рода: самец, плывунец, жеребец (-ец-) или женского (-иц-): медведица, львица, ленивица.
  • Оценочное значение: братец, борщец, хлебец, зубец (в разговорной речи и просторечиях).
  • Уменьшительно-ласкательное значение: ножик, столик.
  • Название наук, предметов: математика, механика, стилистика
  • Название ягод: ежевика, голубика.
  • Предмет: учебник, плавник, бумажник.
  • Образ деятельности: полковник, подводник, всадник.
  • Территориальный объект: парник, предбанник, сенник.

Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк-

Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка.

Чик-/-щик-

Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик.

Суффиксы прилагательных

Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.

Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.

Значение

Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый.

Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной "н" (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный.

Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной).

Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый)

Ев-/-ов-, -ин-

С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов.

Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый.

Енн-/-онн-

Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный)

Ив-/-лив-/-чив-

Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый

Ист-, -чат-

Похожесть: серебристый, маслянистый.

Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу).

Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный.

Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный.

Суффиксы глаголов

Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) - это все глаголы несовершенного вида.

Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.

Суффиксы местоимений

Последнее, о чем осталось поговорить - какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.

.
Цели. 1. Ознакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов.

2. Развивать умения выделять в слове

приставку и суффикс.

3. Формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок и

суффиксов.

4. Развивать умения разбирать слова по составу.

5. Развивать орфографическую зоркость.

6. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.


Оборудование: учебник русского языка 3 кл. Т.Г.Рамзаевой, таблица образования новых слов с помощью приставок и суффиксов

« Чудо – дерево », таблица « Состав слова », карточки « приставки и суффиксы».


ХОД УРОКА
1.Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
- Начнем с проверки домашнего задания. Открываем учебник и тетрадь.

Цель.- Я проверяю, правильно ли вы определили названия грибов по их признаку.

Читаем первый признак. Какой это гриб?

С какой орфограммой встретились? (парная согласная)

Читаем второй признак. Какой гриб?

Какая орфограмма встречается в этом слове?
Третий и четвертый признак проверяются аналогично.
- Какое еще было задание? (к словам рыжик и подберезовик подобрать однокоренные слова)

Какие слова называются однокоренными?

Какие однокоренные слова подобрали?

А я подобрала слово подберезовики. Правильно ли я выполнила задание?


ИТОГ: - Какие слова называются однокоренными?

Как по-другому их можно назвать?

С домашним заданием справились.
3. Повторение изученного материала.
- Какую большую тему мы начали изучать? (Состав слова).

Цель: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова и узнаем, из каких еще частей может состоять слово. На уроке у нас будет помощник. Кто это? (Ежик, у которого иголки- корень слова, носик- приставка, хвостик- суффикс)


Начнем с работы в тетради.


А) Минутка каллиграфии.

Сегодня берем на контроль соединение еж

Напишем это соединение один раз.

Сравним с образцом. У вас также? Напишите соединение еще три раза.

Открываем учебник с.58 упр. 146.

Читаем задание. От какого слова будем образовывать новые слова? При помощи чего? Какой корень в этих словах ?

Какие слова получились?

Уходить, доходить, подходить, входить, отходить.

- Запишем эти слова в тетрадь. Какие части слова будем выделять? (Корень, приставку).

К какому еще слову нужно образовать одно

коренные слова. (К слову летать)

Какой корень будет в этих словах? (лет-)

Образуйте к слову летать однокоренные слова с помощью тех же приставок. Запиши-

те эти слова в тетрадь.

Проверяем. Что выделяем?

Что мы сейчас делали? (Образовывали слова с помощью приставок.)

Сделайте ВЫВОД: что такое приставка?

(Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)


В) Знакомство с суффиксом.

Давайте вернемся в наш словесный сад. Посмотрите, не только перед корнем

появляется новая часть, а где еще, (После корня)

Для чего она понадобилась?

На ежике снимаю табличку « суффикс»

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Это суффикс.

Сделаем ВЫВОД: что такое суффикс?

(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
Г) Первичное закрепление.
- Сейчас мы потренируемся образовывать новые слова при помощи суффиксов. Упр. 147 с. 58 – читаем задание.

Какие слова у нас получаются?

Запишите в тетрадь только те слова, которые вы образовали с помощью суффикса . Выделите в словах корень и суффикс.

Сравните слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внес суффикс в смысл слов? (Оттенок уменьшения)

Городок – это маленький город, а как мы скажем об огромном городе? (городище)

А о большом дубе? (дубище). О сильном ветре?

Какой суффикс появляется в этих словах?


- Какой оттенок внес этот суффикс в смысл слов? (увеличение)

Мы уже говорили, что каждая морфема в слове имеет смысл. В этом мы еще раз убедились на примере суффиксов.

ИТОГ: - С помощью чего могут образовываться новые слова?

Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах?

ПОСАДКА

ПЕРЕСАДКА

(Они образованы с помощью приставки и суффикса)

Сделаем полный вывод.
5. Закрепление нового материала.

Упр. 150 с. 59 – читаем задание.

Цель: - Закрепим тему сегодняшнего урока. С помощью приставок и суффиксов

образуем от данных слов новые слова. Запишите их самостоятельно.

Проверяем.
6. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Что мы делали сегодня на уроке? (Познакомились с

новыми частями слова)

Что это за части слова ? (приставка и суффикс)

Какие это части слова? (словообразующие)

Для чего они служат? (для образования новых слов)

Всем спасибо. Урок окончен.


7. Домашнее задание.

Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.

Общие сведения

«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.

Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.

Способы образования слов

Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.

Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:


В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.

Приставочный метод словообразования

О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.

Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:

  • слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
  • слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
  • слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
  • слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
  • слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».

Особенности приставочного метода

При образовании слов таким способом следует знать, что:


Суффиксальный метод словообразования

Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:

  • слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
  • слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
  • слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
  • слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
  • слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».

Особенности суффиксального метода

Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).

Приставочно-суффиксальный способ

Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.

Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

  • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
  • слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
  • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
  • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

Особенности приставочно-суффиксального метода

Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.

Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:

  • стакан - подстаканник;
  • оружи-е - обезоружить;
  • сво-й - по-своему;
  • шеф - подшефный.

При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

  • подоконник, то есть под окном;
  • подстаканник, то есть под стаканом;
  • безлуние, то есть без луны.

2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

  • люд-и - без-людь-[ й ]-е.

3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:

  • от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
  • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).

4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

  • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
  • без-ног-0-ий, то есть без ног.

Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

  • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
  • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

Закрепление материала

Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:

1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.

2. Определите производящие слова для нижепредставленных безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.

Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.

Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.

Что такое суффикс?

Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1

В грамматике суффикс - это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2

Суффикс - (лат. suffixus - прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке "дом-ик") или основой (в русском языке "широт-н-ый") и предшествующая окончанию.

Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:

тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, -н- и др.(совест-лив-ый,длин-н-ый); наречий –о-, -а-.

Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения (-и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.

В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- (упоит-ельн-ый), -овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).

Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)

Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер)

Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.

1Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378

2 Ожегов С. И. Толковый словарь

3 Большой Энциклопедический Словарь

Формообразующие суффиксы

Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.

К формообразующим суффиксам относятся:

Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о - глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.

Суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс: дела-л – дела-л бы.

Суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала - лежать; пас-л-а - пасти.()

Суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;

Суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;

Суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.

С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.

Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.

Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.

Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.

Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.

Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.

Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).

Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.

Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба - учебник)

Уменьшительные суффиксы

Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.

Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.

Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:

К-: гора - горка, рука - ручка, голова - головка;

Ик-: стол - столик, дом - домик;

Чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;

Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны

Ишк- : город - городишко, платье - платьишко, хвастун - хвастунишка;

Онк-/-ёнк-: лошадь - лошадёнка, корова - коровёнка, кляча - клячонка.

Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» - то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.

В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:

« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»

В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»

Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь.

Хвостом помахивала,

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

Стала в стойло.

И все ей казалось-

она жеребенок,

И стоило жить,

и работать стоило

В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext