Смоленская божья матерь икона. Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородице, именуемой "Смоленская" (Одигитрия)

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери , именуемой Одигитрия, совершается 10 августа (28 июля ст. ст.). Перед Смоленской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.

Смоленская икона Божьей Матери. История

Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь - царевну Анну (ок. 1030/35 -1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье (1371-1453 гг.), которая являлась супругой московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425 гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е - 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям - 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы - 10 августа (28 июля ст. ст.).

Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.

Кондаки, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография

Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой рукой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси

В честь Смоленской иконы Божьей Матери в 1524 году был основан монастырь в Москве, ныне известный как Новодевичий. Обитель основана великим князем Василием III (1479-1533 гг.) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.

Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.

10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска -- это список с той, легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука. Эта первая Одигитрия, пройдя долгий путь из Константинополя в Смоленск, таинственно исчезла в годы советской власти.

«Она точно где-то тут. Мы не нашли никаких документов, которые подтвердили бы, что ее продали, отдали или уничтожили», -- рассказывает преподаватель Смоленской духовной академии иеромонах Серафим Амельченков. Он много лет посвятил изучению истории Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и святынь, хранящихся в нем.

Величественный Успенский собор стоит на Соборной горе, возвышаясь над всем городом. В 1922 году, когда началось изъятие церковных ценностей, и в соборе сделали антирелигиозный музей, икону видели в последний раз, но уже не в центре храма, а на хорах. Видимо, ее специально поместили так высоко, чтобы перед ней не могли молиться верующие. Потом икона пропала. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор на некоторое время снова стал действующим, но икону уже не нашли. Тогда и поставили на ее место список середины XVI века. Икона-список не уступала своей предшественнице в количестве чудес и в почитании народном, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Чудеса по вторникам

Пятый век после Рождества Христова. Во Влахернском храме Константинополя по вторникам столпотворение. Люди приехали из дальних уголков Византийской или как ее тогда называли Римской империи. Около иконы Божией Матери Одигитрия опять творятся чудеса. Принято считать, что Она Сама, еще при Своей земной жизни, благословила эту икону, обещав что с ней всегда будет Благодать, Родившегося от Нее Сына. Так уж замечено, что Божия Матерь именно по вторникам особенно милостива к просящим. Для многих больных и несчастных эта чудотворная икона стала путеводительницей, по-гречески путеводительница значит «одигитрия», так и назвали икону. Впрочем, возможно, что она так называется, потому что долго была полковой иконой константинопольского полка «Одигон», но в истории ее помнят как исцеляющую и показывающую правильный духовный путь к спасению. Вторник, как день чудес, был отмечен византийцами в своих хрониках. Отец Серафим, изучая византийский и российские архивы, пришел к выводу, что указ Святейшего Синода 1840-х годов об установлении вторника днем чтения акафиста Божией Матери не был случайным.

В период иконоборчества икона явила свое главное чудо – сохранилась от поругания и уничтожения. Многие благочестивые люди тогда старались спрятать иконы. Например, вешали их где-нибудь в храме на самом высоком месте, или замуровывали в стену. Одигитрию замуровали в стене Влахернского храма. Когда страшные времена кончились и открыли нишу в стене, где все это время хранилась икона, с удивлением обнаружили, что икона не только не пострадала, но около нее все еще горит лампадка.

Императорское благословение

На Константинополь то и дело нападали племена Руссов. То в одиночку, то в составе каких-нибудь других, не менее варварских племен. Кстати, песнь Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная», была сочинена в честь иконы Одигитрии в 866 году. Перед ней молился константинопольский патриарх Фотий, пока император Михаил III в спешном порядке покидал Малую Азию, чтобы защитить свою столицу от русских войск Аскольда. Тогда икону даже пустили плавать по морю, и она вызвала бурю, которая и устрашила русских, отвадив их от столицы и внушив уважение к христианской вере.

Кто бы мог тогда подумать, что именно русские люди окажутся хранителями иконы, что византийская принцесса Анна в 1046 году выйдет за муж за черниговского князя Всеволода Ярославича и привезет с собой в Чернигов икону Одигитрию как самую дорогую вещь – родительское благословение. Император Константин, отец Анны, видимо сильно переживал, что отдает свою дочь в варварскую страну так далеко от дома, раз дал ей в дорогу такое благословение, величайшую святыню Константинополя. Анна на смертном одре благословила этой иконой своего сына, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Когда молодой князь получил в правление свой первый удел Смоленск, он привез икону с собой, и построил для нее храм Успения Божией Матери, в котором Одигитрия с перерывами на войны и нестроения и пробыла все время до Второй мировой войны. По месту своего пребывания икона стала называться Одигитрия Смоленская.

Порубежный город

Смоленск город порубежный, приграничный. Сидя на высоком Соборном смоленском холме, хочется посмотреть в глаза тем безумцам, которые решались атаковать этот город, раскинувшийся на крутых горах. Начиная с 1238 года, в Смоленске побывали татары, литовцы, поляки, французы, немцы.

В 1238 году юноше Меркурию, по происхождению римлянину, было видение Божией Матери, которая сказала ему, что он должен защитить город Смоленск от полчищ татар, причем сам Меркурий при этом погибнет. Велико было доверие Меркурия Богу. В 25 верстах от Смоленска Меркурий принял бой и отразил полки татар. Во время боя на небе появился лик Божией Матери, в который татары стреляли в испуге. Но их стрелы отражались от лика и летели в них самих. Но вот бой окончен, кажется, что все позади, и утомленный воин ищет себе отдых. Меркурий заснул на поле боя. В это время, один из отступавших татар отрубил ему голову.
Сам Меркурий погребен под собором, место точно не известно, а его доспехи остались на сохранение в соборе. Сейчас от них остались одни железные сандали. Копье унес Наполеон, считая, что тот, кто им обладает никогда не потерпит поражения, а шлем украли из собора в 1954 году русские люди.
В начале XV века икону спасали от литовцев в Москве. Пятьдесят лет она оставалась в Благовещенском соборе московского кремля. При великом князе Василии Темном икону вернули, но московские жители оставили у себя память о ней - Новодевичий монастырь, построенный на месте последнего прощания с иконой. В монастыре был оставлен список с иконы, и тогда же было установлено ей празднество 10 августа (по новому стилю). Прощание было не последним. Перед нашествием поляков, в 1609 году, икону опять вовремя отправили в Москву, а затем в Ярославль. Осада Смоленска, которая длилась двадцать месяцев, привела Успенский собор в тяжелое состояние. Защитники Смоленска взорвали пороховой склад, устроенный в горе под собором, в результате чего свод собора рухнул. Поляки устроили в полуразрушенном соборе костел. И только когда Смоленск окончательно присоединился к Московскому государству, по велению царя Алексея Михайловича Одигитрия была возвращена. Свято-Успенского собора тогда уже почти не существовало, так запущенно было его состояние после польской оккупации. Было решено строить для иконы новый собор. Сейчас он виден со всех точек города.
В ночь с 5 на 6 августа 1812 года икону опять вынесли из собора. Опять эвакуация по уже испытанному маршруту Смоленск-Москва-Ярославль. Это было в ночь штурма Смоленска французами. Весь путь иконы сопровождался молебнами. И опять после изгнания врагов Одигитрия возвратилась домой.

Пограничное расположение Смоленска навело царя Федора Иоанновича на мысль построить в 1602 году вокруг Смоленска обороноспособную стену. Руководить строительством был назначен Борис Годунов. Благодаря этому строительству в Смоленске появилась вторая Одигитрия, точный список с первой. Точность копии была во всем, кроме размера.

Список

Ко дню освящения новой смоленской стены Борис Годунов стал царем. Икона-список, которая сейчас находится в Свято-Успенском соборе, была написана в 1535 году для соборов Московского кремля. Та икона, которую по преданию написал апостол Лука, была длиною 81 см, а шириною 63 см. Список оказался гораздо больше оригинала. Местом для иконы-списка была выбрана новая стена над Днепровскими или Фроловскими, по названию надвратной церкви, воротами города, чтобы ее видели все въезжающие в Смоленск люди.

От новой иконы тоже стали совершаться чудеса. Исцелился местный дворянин Федор Богданович Пассик, сильно зараженный вольнодумными идеями XVIII века. Он на службе в храме позволил себе оскорбительно говорить об иконе. Вечером того же дня Федор Богданович сильно заболел. Болезнь его была страшная и неопределенная: паралич, язвы, гниющие раны, которые пытались лечить даже каленым железом. Долго он так страдал, пока однажды не увидел сон, в котором ему какой-то старик монах предсказал смерть, если тот не покается. Тогда же во сне он увидел икону Божией Матери, которую запомнил всю, до последних складочек. Она была точь в точь, как Одигитрия Смоленская, но гораздо больше, из чего он понял, что видел надвратную икону. К ней и поспешил Федор Богданович. В надвратном храме он увидел старика монаха из сна, который оказался смотрителем этого храма. После этого Федор Богданович опять заснул крепким сном так, что все подумали, что он умер. Но этот сон был уже не к смерти, а к выздоровлению.

Новую икону стали называть Одигитрия Надвратная. Всю отечественную войну 1812 года Надвратная Одигитрия прошла вместе с русской армией. Тогда она получила всенародное прославление. Перед Бородинским сражением М. И. Кутузов служил молебен Божией Матери перед этой иконой. Описание этого события есть в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Она где-то рядом

В начале XX века две иконы находились в смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Древний образ из-за старости был очень темный. Доска была тяжелая, и невозможно было определить породу дерева. Цвет верхней одежды Богородицы был коричневый, а нижний – темно-синий. Одежда же Предвечного Младенца была темно-зеленая с золотом. На другой стороне иконы было изображено Распятие Господа и сделана надпись «Василевс еставрофи», что означает «Царь распят». Так выглядела икона до 1941 года, до своего таинственного исчезновения.

С 1922 года в соборе был антирелигиозный музей. На Горнем месте было поставлено чучело козла в епископском облачении, по всем стенам были развешены портреты вождя. Древняя икона находилась на хорах двадцатипятиметрового потолка собора. 6 августа 1941 года началась немецкая оккупация Смоленска. Люди сами открыли Успенский собор, чтобы начать богослужения. Но ни на хорах, ни в пределах, нигде не обнаружили древнюю икону.

Зато нашли большую Надвратную икону-список, подарок Бориса Годунова. Она валялась в мусоре и соре. Ее и поставили для почитания, прикрыв временной парчевой ризой. Первую лютеранскую службу провели немцы, а 10 августа, в праздник иконы Божией Матери Одигитрии, священником Тимофеем Глебовым была совершена первая православная Литургия после долгих лет запустения. С тех пор Успенский собор не закрывался.

Так как никаких документов, подтверждающих уничтожение, продажу или передачу куда-нибудь древней иконы не обнаружено, и в устных рассказах нет никакого об этом упоминания, можно предположить, что Одигитрия Смоленская находится где-то в Смоленске или его окрестностях. Может быть ее спрятали перед оккупацией местные жители, как уже бывало. Может быть она замурована в какой-нибудь стене этого сурового древнего города, и ждет того часа, когда можно будет явить нам Свою любовь во всем блеске чудесного промысла, как тогда во Влахернском храме в 842 году...

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

История иконы до принесения в Смоленск

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии - благословение своей матери - из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Пребывание иконы в Смоленске

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену.

Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года

В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Надвратный образ

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными - Фроловскими - воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.

Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.

Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия - Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия - Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская - Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.

Чтобы дойти до цели, человеку нужны карта или проводник. В духовном мире похожие законы - достигнуть определенных успехов можно под началом опытного наставника. Пресвятая Дева является всеобщей путеводительницей для христиан. Существует даже очень древний тип икон Божией Матери, под названием «Одигитрия» (с греческого - указывающая путь).


История появления

У иконографии непростая судьба - первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры - бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.

Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими - канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос - Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.

Первые же иконы Божией Матери, согласно легенде, написал апостол Лука - в том числе и «Одигитрию». Церковные тексты также утверждают, что сама Пречистая благословила создание образов. Ни один их тех, что были созданны непосредственно рукой евангелиста, до нашего времени не дошел. Но можно утверждать, что сегодняшние образы являются довольно точными копиями первых.

На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. - этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.


Характерные особенности образа

Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение - по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей - через них раскрывается смысл Боговополощения. Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, ее богословское значение - раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.

  • Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.
  • Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).
  • В руке Спасителя - свиток.
  • Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).

Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре - подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково - она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.

Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой - она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.

Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того - только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.


Святыня из Византии

Большинство икон Божией Матери изображают ее вместе с Иисусом - икона Одигитрия Смоленская не исключение. Икона имеет древнее происхождение, была привезена на Русь с Востока. Сразу начала почитаться как святыня, побывала в разных городах, прочно связана с военными победами россиян. С 11 в. хранили православные этот образ, построили для него специальный храм. Но во время Великой Отечественной святыня пропала.

Сейчас на том месте, где находилась древняя икона «Одигитрия», пребывает список, в свое время сделанный предусмотрительными хранителями образа. Богатый оклад говорит о всенародном почитании, которое в России продолжается уже несколько столетий. К счастью, сохранилось довольно много чудотворных копий, их насчитывается несколько десятков. Некоторые находятся в музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

Также в нашей стране насчитывается несколько сотен храмов во имя этого известного образа. Практически в любой церкви можно найти «Одигитрию», поставить возле нее свечу, попросить помощи в духовном развитии, воспитании детей, повседневных делах.

В 18 в. царица Елизавета приказала возвести небольшую церквушку на кладбище - там хоронили тех, кто умер во время строительства Санкт-Петербурга. Храм освятили во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской, со временем он развивался. Вместо деревянного построили каменный - простой по форме, но с изящными линиями, светлый, с высокой колокольней. Пристраивались приделы, в церкви появлялись новые святыни. Чудотворный список Смоленской иконы находится в главном иконостасе.

Молитвенные прошения

Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее - только Сам Христос. Молитвенные обращения к ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка церковных песнопений выделяется - только Божией Матери говорят - «спаси нас». Таким образом церковь свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.

Она смогла подняться до такого уровня святости, которого только может достигнуть смертный, при помощи Духа Святого. В народе же просто любят ее, как Мать - неиссякаемый источник любви, понимания, терпения. Всем близкий образ, доступный для осмысления. Именно через него проще понять любовь Бога к людям. Поэтому неудивительно, что в молитвенной практике обращения к Богородице являются очень частыми.

Первый акафист был написан именно Богородице, читать его можно и перед иконой «Одигитрия». Эта хвалебная песнь содержит множество эпитетов, которых достойна Царица Небесная. Византийский акафист настолько совершенный по стилю, что включен в богослужебный цикл. Его регулярное чтение поможет получить много духовных даров. Но и короткие молитвы Божией Матери будут на пользу верующим.

Акафист очень легко читать - благодаря небольшому объему, доступной для восприятия формы. Выразительный слог затрагивает каждый уголок души, передает всю гамму чувств, которые питают христиане к Богородице. Не требует такая молитва и большого количества времени.

В чем помогает Божия Матерь верующим? Икона «Одигитрия» дает ответ и на этот вопрос. Она делает устремления души высокими, чтобы ее не беспокоило ничто суетное. Испытывая страх, недовольство собой или другими, питая ненависть, человек все дальше и дальше уходит от Господа. Светлая чистая душа настроена дарить радость окружающим. Даже трудности, которые есть в жизни любого человека, она воспринимает с благодарностью.

Помощи можно просить также в мирских делах, но только после того, как воздана хвала Господу. Даже если благодарности нет в сердце, надо возносить ее устами и просить, чтобы Бог смягчил жестокое сердце. Для этого читаются покаянные псалмы. Уместны молитвы за родителей, детей, друзей. Сугубо стоит молиться о тех, кто причиняет обиды - ведь Господь заповедал молиться даже о врагах. Результаты молитв зависят не столько от усердия (хотя они должны быть регулярными), сколько от веры.

Молитва иконе Одигитрия

О, Пре­свя­та́я Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це, вы́шши еси́ всех А́н­гел и Ар­ха́н­гел, и всея́ тва́­ри честне́йши, по­мо́щ­ни­це еси́ оби́­ди­мых, ненаде́ющихся на­де́я­ние, убо́­гих за­сту́п­ни­це, пе­ча́ль­ных уте­ше́­ние, а́лчущих корми́тельнице, на­ги́х оде­я́ние, больны́х ис­це­ле́­ние, гре́ш­ных спа­се́­ние, хри­сти­а́н всех поможе́ние и за­ступ­ле́­ние. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́, Де́­во Бо­го­ро́­ди­це Вла­ды́­чи­це, ми́­лос­тию Твое́ю спа­си́ и по­ми́­луй святе́йшия патриа́рхи пра­во­сла́вныя, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, и вся пра­во­сла́вныя христиа́ны ри́­зою Твое́ю чест­но́ю защити́; и умо­ли́, Гос­по­же́, из Те­бе́ без се́­ме­не воплоти́вшагося Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, да препоя́шет нас си́­лою Свое́ю свы́­ше, на неви́димыя и ви́­ди­мыя вра­ги́ на́­ша. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це! Воз­дви́г­ни нас из глу­би­ны́ гре­хо́в­ныя и из­ба́­ви нас от гла́­да, губи́тельства, от тру́­са и по­то́­па, от ог­ня́ и ме­ча́, от нахожде́ния ино­пле­ме́н­ных и меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, и от на­пра́с­ныя сме́р­ти, и от нападе́ния вра́­жия, и от тлетво́рных ветр, и от смер­то­но́с­ныя я́з­вы, и от вся́­ка­го зла. По­да́ждь, Гос­по­же́, мир и здра́­вие ра­бо́м Тво­и́м, всем правосла́вным христиа́ном, и про­све­ти́ им ум, и о́чи серде́чнии, е́же ко спа­се́­нию; и спо­до́­би ны, гре́ш­ныя ра­бы́ Твоя́, Ца́рст­вия Сы́­на Тво­его́, Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го; я́ко дер­жа́­ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Без­на­ча́ль­ным Его́ От­це́м, и с Пре­свя­тым, и Бла­ги́м, и Жи­во­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́­не и при́с­но, и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Что нужно обязательно знать про святой образ

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия",
в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска – первообраз
(фото С. М. Прокудина-Горского, 1912)

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться - подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, именуемой "Одигитрия"

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, госпоже Владычице Богородице, Царице небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным?

Приклони, о пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Свято-Успенский кафедральный собор Смоленска


Собор Смоленских Святых

Акафист Иконе Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница) Смоленская

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext