Сущность и структура парламента в великобритании. Сущность и структура парламента в великобритании Один из элементов парламента великобритании

Британский Парламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Порядок формирования и состав.

Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах - шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты.

Лицо, желающее баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и внести избирательный залог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающие кандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сумму залога самостоятельно. Если кандидат набирает менее установленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не возвращается. В среднем не возвращается около 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей, связанных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампанию в округе. Обычно в избирательном округе баллотируется 2-3 кандидата, и избранным считается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. - 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду

два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

По итогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующее представительство в Палате общин: Лейбористская партия - 419 депутатских мандатов; Консервативная партия - 165 депутатских мандатов; Партия либеральных демократов - 46 депутатских мандатов; региональные партии -29 депутатских мандатов. Региональное представительство выг-лядит следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию - 61 депутат; Уэльс - 41 депутат; Северную Ирландию - 18 депутатов.

Спикер Палаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера со-гласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикер может воспрепятствовать применению правила "прекращения прений" (closure) на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;

обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;

подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;

удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.

Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболее уважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, скла-дывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.

В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк -должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий.

Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.

Комитеты Палаты общин: 1) Комитеты всей Палаты (Committees of the whole House) представляют собой Палату общин в полном составе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым председателем. Эта форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г. 2) Постоянные комитеты (Standing Committees) формируются Комитетом по отбору в составе 16-50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов. Большинство постоянных комитетов не специализированы, однако некоторые из них определенным образом ориентированы. Например, комитеты по законода-тельству ЕС, комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты и другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрения любого публичного законопроекта. 3) Отобранные комитеты (Select Committees) формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т.д. 4) Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, например консолидированных биллей.

Палата лордов - это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от "Большого Совета" (magnum

concilium), существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберий-ский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12)1; 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам.

В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Па-латы общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Пре-мьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в) является главным советником Правительства по вопросам правосудия

Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.

и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д) ex officio является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании; ж) издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп: 1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а) внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б) отклонение законопроектов, принятых Палатой общин; в) вне сение законопроектов, предусматривающих одобрение междуна родных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; г) изуче ние частных законопроектов и актов делегированного законода тельства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов ad hoc для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Виды законопроектов, рассматриваемых в Парламенте. Законопроекты, рассматриваемые в палатах Парламента, называются Биллями. Их можно условно разделить на три группы:

публичные билли (Public Bills) - это законопроекты по вопросам большой общественной значимости, призванные регулировать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициатором внесения публичных биллей являются депутаты обеих палат и депутаты - члены Правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются "правительственными законопроектами" и имеют приоритет при рассмотрении в Палате;

частные билли (Private Bills) представляют собой законопроекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интересы определенной группы лиц или населения определенной терри-

тории. Инициатором частных биллей обычно являются местные органы власти или объединения лиц. В отношении частных биллей действует особая процедура рассмотрения и принятия;

3) смешанные билли (Hybrid Bills) - это законопроекты, сочетающие в себе элементы публичных и частных биллей. Критерии определения билля как смешанного четко не регламентируются. Общим правилом является наличие большой общественной значимости законопроекта и то, что одновременно он затрагивает определенные интересы конкретных групп лиц. Однако практика складывается весьма противоречиво. Например, законопроект о национализации Банка Англии принимался как смешанный билль, а законопроекты о национализации газовой, электрической и угольной промышленности как публичные билли.

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. В первом чтении, как правило, объявляется название законопроекта, затем он распечатывается и раздается депутатам. Через 2-3 недели проводится второе чтение. Здесь обсуждаются общие положения законопроекта с последующей его передачей в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект. В третьем чтении по докладу головного комитета законопроект рассматривается на пленарном заседании Палаты. Депутаты могут проводить дискуссию, но, как правило, Спикер ставит проект на голосование. Если законопроект получает простое большин-ство голосов, то он направляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то они обсуждаются в Палате общин. Как правило, вопрос решается путем учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если согласия достигнуть не удается, то Палата лордов вправе отложить законопроект на один год (по финансовым вопросам - на один месяц). Если обе палаты принимают законопроект, то он направляется монарху и после его одобрения становится законом, публикуемым в официальном издании.

Парламент Великобритании - один из самых старейших сословно-представительных органов в мире. Он был основан в 1265 году и с небольшими изменениями существует по сей день. Английский парламент состоит из двух палат: общин и лордов. Первая хотя и имеет название нижней, все же играет куда большую, если не определяющую роль в парламенте Великобритании.

«Праматерь» представительных органов мира

Парламент Великобритании именно так и называют. Он функционирует уже без малого 800 лет! Только вдумайтесь в это! В мировой истории не много государств могут похвастать такой продолжительностью существования. За это время парламент страны остался без особых изменений и как в 1265 году, так и сегодня состоит из нижней и верхней палат, а также монарха. История страны неразрывно связана с этим государственным органом, потому как как он (орган) ее и вершил. Законы и постановления, важные изменения - это все деятельность парламента. Он может повлиять на общественное мнение, а также на действия правительства. На протяжении нескольких веков существования английский парламент является центром политической жизни Соединенного Королевства.

Так нижняя она или нет?

Если проследить за процессом политических изменений и степенью влияния палат, не составит труда прийти к выводу о верховенстве нижней палаты. Именно в эту палату происходят выборы, претенденты приходят в нее только через выборную систему и для наиболее длительного нахождения там проделывают колоссальную работу. Парламентарии палаты общин являются главными законотворцами государства. Они все время должны находиться на пульсе внутренних и внешнеполитических событий для как можно скорейшего реагирования на различного рода экономические, политические и социальные посылы. В результате чего главенство этой части парламента прослеживается даже при поверхностном ознакомлении с функциями сословно-представительного органа.

Формирование палаты общин и избирательное право

Палата общин Великобритании, имея принцип выборности, преследует одну цель. Как известно, королевство представляет собой двухпартийную систему. И вся политическая борьба за власть происходит между двумя партиями. В результате выборов в парламент приходят их представители. А дальше все просто: за чьей партией будет большинство, та и будет править бал. Эта система стала уже традиционной для Великобритании с ее партиями Виги и Тори, которые сегодня называются либералами и консерваторами соответственно.

В выборах принимают участие все граждане, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на территории округа, а также внесенные в регистрационные избирательные списки. Данные списки составляются ежегодно в срок до 10 октября. А 29 ноября вывешиваются на всеобщее обозрение с целью проверки их самими гражданами и возможной корректировки.

Нужно сказать, что существует система выборов по почте, а также по доверенности в случаях болезни или отсутствия в округе на момент выборов.

Как и в других странах, участие в выборах не принимают психически больные граждане, иностранные лица, отбывающие наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, обличенные в бесчестности на выборах, не достигшие 18-летнего возраста, а также пэры, за исключением ирландских.

Кто может быть избран в парламент?

Палата общин формируется гражданами, соответствующими нормам пассивного Таким правом наделены все граждане, достигшие 21-летнего возраста за исключением:

Душевно больных;

Оплачиваемых судей и магистратов;

Пэров и пэресс, за исключением ирландских, так как они не имеют права быть членами английского парламента;

Государственных служащих (желающий принять участие в выборах госслужащий должен сначала уволиться с места работы, а затем выдвигать свою кандидатуру);

Военнослужащие (желающий участвовать в выборах офицер должен сначала уйти в отставку, после чего может выдвигать свою кандидатуру);

Руководители публичных корпораций (например, BBC);

Представители духовенства.

Если лицо не соответствует вышеприведенным требованиям, оно не может участвовать в выборах. В случаях же, когда перед выборами это не было обнаружено, кандидатура может быть снята в течение выборов и даже после них. Тогда освободившееся место объявляется вакантным, и выборы проводятся еще раз. Избранный член палаты общин наделяется всеми предусмотренными полномочиями.

Срок наделения полномочиями

Вновь избранные парламентарии наделяются правами сроком на 5 лет. Однако следует учесть моменты роспуска и самороспуска. Касаемо первого, его может предложить премьер-министр Великобритании, а монарх, в свою очередь, даже не имеет, по сути дела, «писаных» обстоятельств отклонить его предложение. Премьер же может руководствоваться различными фактами, чаще всего это происходит из-за прецедентов внутри парламента. К примеру, после первый парламент, проработавший весь срок, был избран в 1992 году.

В некоторых случаях (что происходит крайне редко) парламент Великобритании может объявить о самороспуске или продлении своих полномочий. Касаемо первого, в последний раз это происходило более 100 лет назад - в 1911 году. А если говорить о продлении полномочий, они имели место во время Первой и Второй мировых войн.

Состав и региональное формирование

Палата общин формируется из 659 членов. Эта цифра не всегда была такой, она изменяется в зависимости от роста количества населения в округах и городах страны. Например, за последние 70 лет численность нижней палаты возросла на 10 %.

Если рассматривать состав в региональном разрезе, то львиную долю составляют парламентарии из Англии - 539 членов, Шотландия представлена 61 местом, Уэльс - 41 и Северная Ирландия - 18 местами.

Партийный состав формируется в зависимости от проделанной работы, а также ораторского мастерства выдвиженцев от округов и городов. Нужно сказать, борьба идет достаточно ожесточенная, никто не хочет отступать, и чаще всего голоса различаются незначительно.

Спикер нижней палаты

Палата общин не является просто сборищем депутатов, объеденных единой целью. Этот орган имеет четкую иерархию и лиц, исполняющих определенные обязанности. Таких должностей немного, к ним относятся спикер с тремя своими заместителями, лидер палаты, а также пристав.

Спикер является одним из депутатов палаты и избирается своими коллегами с личного одобрения монарха. Обычно им избирается самый авторитетный член правящей партии, хотя происходят и исключения. Избрание его происходит один раз, но в своей должности он остается до тех пор, пока не проиграет выборы или не уйдет по собственному желанию. За спикером закреплены функции установления порядка выступления депутатов. Именно ему принадлежит единоличное право завершения прений. В результате важность и место спикера для парламента нижней палаты Великобритании неоценимо высока. При исполнении своих полномочий спикер облачается в мантию и белый парик. Что интересно, после окончания срока полномочий ему присваивают титул барона, что делает его членом верхней палаты.

Заместители спикера, лидер, клерк и пристав

У спикера имеются три заместителя. Первый также является председателем путей и средств. Его обязанностью является замещение спикера, когда тот отсутствует. В случаях же и его отсутствия полномочия переходят к двум другим заместителям. Трое заместителей избираются из числа депутатов по предложению лидера палаты.

Лидер является не менее важным должностным лицом палаты. Данная должность не выборная. Лидера назначает премьер-министр Великобритании, как правило, выбор падает на самого влиятельного и авторитетного деятеля палаты.

Функции секретаря возложены на клерка, которому в помощь даются 2 помощника. Основной же функцией клерка являются советы, подаваемые спикеру, оппозиции, правительству. В результате он наряду со спикером и лидером палаты является одним из самых важнейших лиц. Безопасность в нижней палате - вопрос государственной важности, за который ответственен пристав.

Место для заседаний

Исторически сложилось, что заседания обеих палат происходят в Зеленая комната отдана в ведение нижней палаты, она небольших размеров и выглядит довольно скромно. По двум противоположным сторонам комнаты располагаются скамьи. Посередине между ними имеется проход. В конце комнаты находится место для кресла спикера, перед которым стоит массивный стол - место для булавы. Рядом со спикером за столом сидят клерки и подают ему советы. Депутаты занимают места на скамьях не просто так: по правую руку от спикера рассаживаются депутаты от правящей партии, по левую - оппозиция.

Перед передними рядами скамей с каждой стороны проходят красные линии - это границы. Они расположены на расстоянии длины двух мечей друг от друга. Во время дебатов депутатам запрещено пересекать эти линии. При пересечении же считается, что выступающий хочет напасть на своего оппонента. Передние места негласно закреплены за правительственными министрами и лидерами оппозиции.

В тесноте, да не в обиде…

Отличительной особенностью, которой наделена нижняя палата, является недостаточность мест. На скамьях их всего 427. Хотя выше говорилось, что в палате заседает 659 депутатов. Таким образом более 200 человек вынуждены находиться при входе. С понедельника по четверг длится рабочая неделя, иногда заседания проходят и по пятницам. В случаях же, связанных с угрозой национальной безопасности, депутаты отдыхают всего один день - в воскресенье.

Совсем недавно заседания было разрешено проводить в другой комнате дворца - Вестминстер-холле. Однако серьезные вопросы в нем не разбираются.

Комитеты

Для окончательной редакции и принятия палатой законов или биллей создаются различные комитеты:

  • Постоянные. Создаются в начале созыва очередного парламента и действуют на протяжении всего времени его полномочий. Его название отнюдь не означает неизменности его состава. Комитеты, как и палата общин, выборы используют каждый раз для создания и рассмотрения новых биллей.
  • Специальные. В английском парламенте имеется 14 специальных комитетов. Основная их обязанность состоит в наблюдении за деятельностью министерств. Данная система была создана в 1979 году и расценена как самая важная реформа века, позволяющая качественно улучшить работу правительства.
  • Сессионные. Некоторая часть комитетов создается на год, т. е. на сессию работы парламента, отчего они и получили свое название. В основном это производственные комитеты, и действуют они строго в рамках сферы деятельности самой палаты общин.

Помимо трех основных видов комитетов в некоторых случаях учреждаются объединенные. Они состоят из представителей обеих палат парламента, так как затрагивают интересы и общин, и лордов.

Таким образом, политическая система Соединенного Королевства, развиваясь на протяжении многих веков своей истории, прошла длинный путь. Самым значимым моментом в ее формировании является создание и эволюция сословно-представительного органа - парламента. В результате слаженной системы работы его палат Великобритания сегодня является одной из ведущих стран в мировой экономике и политике. Палата общин при этом играет главенствующую роль в политических преобразованиях и социально-экономических изменениях внутри государства.

Введение

Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских колониях. Его возглавляет Британский монарх. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин. Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви) и лордов светских (членов пэрства). Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.

Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» (или «Короля-в-Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это и спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.

Британский Парламент часто называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу.

Парламент возглавляется Британским Монархом. Роль Монарха, однако, в основном, церемониальная, на практике он или она всегда действует согласно совету премьер-министра и других министров, которые в свою очередь подотчётны двум палатам Парламента.

Палаты парламента

Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов ("Лордов Парламента"). Формально палата называется Достопочтенные Лорды Духовные и Лорды Светские, собравшиеся в Парламенте. Лорды духовные - это духовенство англиканской церкви, а Лорды светские - члены пэрства. Лорды Духовные и Лорды Светские считаются представителями разных сословий, но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе.

Раньше Лорды Духовные включали в себя всё высшее духовенство англиканской церкви: архиепископов, епископов, аббатов и приоров. Однако, во время роспуска монастырей при правлении Генриха VIII, аббаты и приоры потеряли свои места в Парламенте. Остальные Лорды Духовные - это самые старшие епархиальные епископы, согласно очерёдности рукоположения.

Все Лорды Светские являются членами пэрства. Раньше это были наследственные пэры обладающие титулами герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Некоторые наследственные пэры не имели права заседать в Парламенте только по праву рождения: после объединения Англии и Шотландии в Великобританию в 1707, было установлено, что те пэры, чье пэрство было создано Королями Англии имели право заседать в Парламенте, но те, чьё пэрство было создано Королями Шотландии, избирали ограниченное число «пэров-представителей». Согласно Акту о Палате Лордов 1999 года, только пожизненное пэрство (т. е. пэрство, которое не наследуется) автоматически даёт право его обладателю заседать в Палате лордов. Из наследственных пэров только девяносто два - граф-маршал (Earl Marshal) и лорд обер-гофмейстер (Lord Great Chamberlain) и девяносто наследственных пэров, выбираемых всеми пэрами, сохраняют свои места в Палате лордов.

Простолюдины, последнее из сословий Королевства, представлены Палатой общин, которая формально называется Почтенные Простолюдины собравшиеся в Парламенте. В настоящее время Палата состоит из 646 членов. До выборов 2005 года Палата состояла из 659 членов, но число шотландских членов парламента было сокращено согласно Акту о Шотландском Парламенте 2004. Каждый «Член Парламента» или "MP" (англ. Member of Parlament) выбирается одним избирательным округом согласно избирательной системе First-Past-the-Post. Право голосовать имеют все лица, достигшие 18 лет, граждане Соединённого Королевства и граждане Ирландии и стран британского содружества, постоянно проживающие в Соединённом Королевстве. Срок полномочий члена Палаты общин зависит от срока полномочий Парламента; всеобщие выборы, на которых избирается новый состав парламента, происходят после каждого роспуска Парламента.

Три части Парламента отделены друг от друга; никто не может заседать одновременно в Палате общин и Палате лордов. Лорды Парламента по закону не могут голосовать на выборах членов Палаты общин, кроме того Суверен по обычаю не голосует на выборах, хотя для этого и нет законодательного ограничения.

Каждая из двух палат Парламента возглавляется спикером. В Палате Лордов Лорд канцлер, член кабинета министров, является спикером ex officio. Если эта должность не занята, спикер может быть назначен Короной. Заместители спикера, которые заменяют его если он отсутствует, также назначаются Короной.

Палата Общин имеет право избрать своего собственного спикера. Теоретически, для того чтобы результаты выборов вступили в силу требуется согласие Суверена, но согласно современному обычаю оно гарантировано. Спикера может заменять один из трех заместителей, которые известны как Председатель, Первый заместитель Председателя и Второй заместитель председателя. (Их названия происходят от комитета путей и средств, в котором они когда-то председательствовали, но который больше не существует.)

В целом, влияние Лорда канцлера как спикера на палату серьёзно ограничено, в то время как власть спикера Палаты Общин над палатой велика. Решения о нарушениях порядка работы и наказании неуправляемых членов палаты принимаются всем составом палаты в Верхней Палате, и единолично спикером в Нижней Палате. В Палате Лордов выступления адресуются всей палате (используется обращение «My Lords»), а в Палате Общин выступления адресуются только спикеру (используется обращение «Mr Speaker» или «Madam Speaker»).

Обе палаты могут решать вопросы устным голосованием, члены Парламента выкрикивают «Да» («Aye») или «Нет» («No») (в Палате Общин), или «Согласен» («Content») или «Не согласен» («Not-Content») (в Палате Лордов), и председательствующий объявляет итог голосования. Этот итог, объявленный Лордом канцлером или Спикером может быть оспорен, в этом случае требуется голосование с подсчётом голосов (известное как раздельное голосование). (Спикер Палаты Общин может отклонить несерьёзное требование такого голосования, но Лорд канцлер не имеет такого права.) При раздельном голосовании в каждой из палат члены парламента выходят в один из двух холлов расположенных рядом с палатой, при этом их имена записываются клерками, а их голоса подсчитываются когда они возвращаются из холлов обратно в палату. Спикер Палаты Общин остается нейтральным и голосует только в случае ничейного исхода голосования. Лорд канцлер голосует вместе со всеми остальными Лордами.

Британский парламент представляет собой уникальное явление в современном мире, сочетая одновременно и черты современного парламентаризма, и традиционные качества сословно-представительного органа при монархе. С формально-юридической точки зрения британский парламент состоит из Ее Величества королевы, Палаты лордов и Палаты общин, поэтому в полном составе парламент заседает лишь в день открытия очередной парламентской сессии, когда королева занимает свое традиционное место в зале Палаты лордов и выступает с тронной речью, в которой провозглашается план законодательных работ. Это есть одно из проявлений приверженности британцев к монархическим традициям.

В то же время, обладая абсолютным суверенитетом в отличие от аналогичных органов других стран, британский парламент практически не ограничен в своих полномочиях, позволяющих ему как представительному органу решать любой вопрос общественной и государственной жизни.

Парламент занимает особое место в системе государственной власти Великобритании. Он обладает признанным за ним судом суверенитетом и находится на самой вершине системы государственных органов страны. Его деятельность практически не подконтрольна никакому другому органу, лишь избиратели периодически оценивают деятельность той или иной партии, имеющей в парламенте своих депутатов. Своеобразие британского парламента состоит еще и в том, что его палаты значительно отличаются друг от друга не только порядком формирования, но также функциями, полномочиями и ролью в системе государственной власти, поэтому вполне допустимо рассматривать их раздельно.

Палата общин . Это представительный орган, состоящий из 659 депутатов, избираемых всеобщими прямыми и равными выборами. В связи с этим следует рассмотреть особенности избирательного права и избирательной системы Великобритании, которые складывались на протяжении веков.

В настоящее время избирательные отношения в Великобритании регулируются рядом парламентских статутов, среди которых можно назвать Акт о народном представительстве (1985), Акт о выборах в Европейский парламент (1999), Акт о политических партиях, выборах и референдумах (2000), Акт о выборах (2001), внесший существенные изменения в избирательное законодательство Великобритании, Акт об электоральной администрации (2006) и др. Названные акты образуют нормативно-правовую основу избирательного права страны, которое базируется на таких важных демократических принципах, каквсеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании.

Активным избирательным правом обладают британские граждане, достигшие 18 лет . Не могут участвовать в выборах душевнобольные, пэры и пэрессы (кроме пэров Ирландии), заседающие в Палате лордов, лица, осужденные к лишению свободы . Кроме того, на срок от пяти до 10 лет лишаются избирательных прав лица, осужденные за нарушение избирательного законодательства, в частности за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах.


Пассивным избирательным правом в Великобритании обладают британские граждане, а также проживающие в Великобритании граждане стран – членов Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и не лишенные избирательных прав . Ценза оседлости нет, но для обладания пассивным избирательным правом на муниципальных выборах необходимо проживать, работать или владеть недвижимостью на соответствующей территории не менее одного года перед выдвижением.

Как и во всех других странах – членах ЕС, в Великобритании активным и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах обладают иностранцы – граждане государств – членов ЕС.

Закон предусматривает, однако, ряд ограничений избирательных прав. Не могут участвовать в выборах лица, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями. Пассивное избирательное право не предоставляется банкротам , лицам, признанным виновными в применении бесчестных и незаконных приемов на выборах, лицам, отбывающим наказание за государственную измену. Не могут избираться в представительные органы лица, находящиеся на государственной, военной или иной публичной службе (профессиональные судьи, чиновники министерств, дипломатические работники, руководители публичных корпораций, например Би-би-си, и т.п.). Указанные лица ограничиваются в избирательных правах, но не лишаются их. Государственный служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, может сделать это при условии ухода в отставку с занимаемой должности до своего выдвижения кандидатом.

Выборы проводятся по одномандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства. Округа образуются в соответствии с результатами переписи населения раз в 10 лет. Этим занимаются специально образуемые в регионах комиссии.

Актом о политических партиях, выборах и референдумах (2000) предусмотрено создание избирательной комиссии , к ведению которой отнесено осуществление контроля за избирательными процедурами, расходованием денежных средств политическими партиями и т.п.

Кандидаты могут выдвигаться партиями, допускается и самовыдвижение. Процедура выдвижения достаточно проста. Кандидат должен подать чиновнику по выборам заявление, подписанное 10 избирателями, и уплатить избирательный залог в размере 500 ф. ст., который не возвращается, если кандидат не наберет по меньшей мере 5% голосов избирателей своего округа. На практике кандидаты выдвигаются политическими партиями.

На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов. Большинство из них – кандидаты от Консервативной и Лейбористской партий. Из всех участвующих кандидатов в среднем только около 150 чел. теряют избирательный залог. Представители мелких партий предлагают вместо избирательного залога увеличить с 10 до 150 число подписей под петицией о выдвижении кандидата на выборах.

Выборы Палаты общин назначает Премьер-министр. Законодательно установлен максимальный срок полномочий Палаты общин (пять лет). В пределах этого срока Премьер-министр самостоятельно выбирает дату общих выборов, исходя из политической конъюнктуры.

Избирательная кампания по выборам в Палату общин длится три-четыре недели. С начала избирательной кампании Палата общин распускается королевой.

Депутат Палаты общин обладает традиционным для современных парламентов статусом, регулируемым нормами целого ряда актов, например Биллем о правах (1689), законами о парламенте (1911, 1949), законами о министрах короны (1937, 1964), о народном представительстве (1983), о дисквалификации депутатов Палаты общин (1975), о присяге (1978) и др. Правовое положение членов парламента регламентируется также постоянными правилами процедуры Палаты общин, установившимися обычаями и некоторыми судебными прецедентами. Эти акты закрепляют свободный характер депутатского мандата, принцип несовместимости депутатского мандата с пребыванием на некоторых государственных должностях (профессиональные судьи, дипломатические работники, военнослужащие и ряд других).

Все вновь избранные депутаты приносят присягу или делают торжественное заявление. В случае невыполнения этого требования им не предоставляются депутатские полномочия, а их места считаются свободными (Там же. С. 24.). Члены Палаты общин обладают правом законодательной инициативы и имеют право присутствовать на заседаниях палаты, участвовать в дебатах по установленной процедуре, избирать и избираться в состав внутренних органов палаты, обращаться с вопросами к правительству и его членам, вносить предложения, участвовать в голосовании.

Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом. Депутатский иммунитет действует в период сессий, а также в течение 40 дней до и после сессий. Особенность этого иммунитета состоит в том, что депутат не может быть арестован без разрешения палаты в связи с производством по гражданским делам, однако в отношении уголовного судопроизводства данная привилегия не распространяется. Депутатский индемнитет состоит в свободе слова, гарантированной еще Биллем о правах (1689), который установил, что “свобода слова или прений или иной деятельности в парламенте не должна быть предметом судебного рассмотрения или ставиться под сомнение в каком-либо суде или месте вне парламента”.

Установлена и ответственность депутатов. За нарушение порядка ведения заседания депутат может быть призван к порядку, спикер может выразить порицание депутату, лишить его права продолжать выступление. За грубые нарушения депутат может быть лишен права участия в заседаниях сроком на пять дней, при повторном нарушении – на 20 дней, а за третье нарушение – на неопределенный срок до рассмотрения вопроса палатой. За проявление неуважения к палате предусмотрены такие виды наказаний, как штраф, выговор, запрещение участия в работе палаты на определенный срок, исключение из палаты и заключение в тюрьму.

В силу того что победу на выборах одерживают в основном кандидаты, выдвигающиеся от партий, важнейшей организационной формой деятельности депутатов является партийная фракция. Особые роль и значение партийных фракций будут показаны при рассмотрении парламентских процедур и деятельности правительства Великобритании.

Организация работы Палаты общин. Председательствует в Палате общин председатель палаты – спикер, который избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату во взаимоотношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой-либо партии, поэтому депутат, избираемый на этот пост, как правило, от фракции парламентского большинства, прекращает свое членство в партии.

Основные функции спикера: председательствование на заседаниях палаты; применение и истолкование процедуры и практики работы палаты и, как говорят истинные англичане – любители спорта, наблюдение за тем, чтобы “игра была справедливой”. Кроме того, спикер имеет право разрешать проведение чрезвычайных дебатов, предлагает выслушать задаваемые в частном порядке вопросы правительству по срочной теме в случае, если оно само не собирается сделать по ней заявления. Спикер наделен также правом выбирать, кому из депутатов дать слово для выступления или для вопроса (есть выражение: “поймать взгляд спикера”). Спикер участвует в голосовании лишь в том случае, если голоса депутатов разделились поровну. Кроме того, спикер не может сам выступать в дебатах или комментировать выступления депутатов. У спикера имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикеру оказывают помощь партийные организаторы2, именуемые “кнутами”, которые следят за соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной фракции.

Организационной формой деятельности палаты являются парламентские комитеты. Они образуются для предварительного обсуждения законопроектов, осуществления контроля за деятельностью администрации и проведения парламентских расследований. Создаваемые в Палате общин комитеты подразделяются на постоянные и временные.

Палата общий работает сессионно. Каждая сессия длится 160-175 дней.

Палата лордов. К концу XX в. Палата лордов являла собой анахронизм в британской системе государственной власти. Большинство ее членов (наследственные пэры) олицетворяли сословные привилегии , занимая места по наследству. Назначаемые пэры были связаны с монаршим велением. Юридически эта Палата соединяла все ветви власти: и законодательную, и исполнительную (лорд-канцлер и некоторые иные лорды входили в состав правительства), и судебную (лорды по апелляции). Численный состав Палаты все время менялся.

Согласно Акту о Палате лордов (1999), принятому по инициативе правительства, наследственные пэры были лишены права заседать в Палате лордов и наделялись избирательными правами. Исключение составляют 92 пэра, продолжающие заседать в Палате пожизненно до следующего этапа реформы Палаты лордов. В случае появления вакансии в Палате лордов (из числа оставшихся наследственных пэров) она заполняется посредством дополнительного отбора, осуществляемого специальной комиссией по назначению. Клерк парламента ежегодно готовит и публикует список тех наследственных пэров из числа исключенных, которые изъявили желание участвовать в заседании Палаты.

Еще более значимые изменения в Палате лордов произошли в связи с принятием Акта о конституционной реформе (2005). В соответствии с этим Актом судебные полномочия Палаты лордов передаются Верховному суду (в некоторых источниках он называется Высшим апелляционным судом).

В соответствии с Актом 2005 г. изменился статус лорда-канцлера. Эта должность была уникальна тем, что совмещала в Соединенном Королевстве все три ветви власти. Теперь лорд-канцлер является министром юстиции и возглавляет комиссию по отбору кандидатов в Верховный суд.

В результате проведенных реформ Палата лордов насчитывает теперь около 750 членов. Это пожизненные пэры, назначаемые королевой по представлению Премьер-министра; духовные пэры (их 26 – архиепископы Кентерберийский и Йоркский, получающие места в Палате со дня вступления в должность, и 24 епископа); избранные наследственные пэры, остающиеся пока в Палате.

Статус члена Палаты лордов регулируется обычаями, судебными прецедентами и отдельными актами парламента . Пэры, впервые появляющиеся в Палате (вновь назначенные или наследственные, достигшие установленного возраста), приносят на заседании Палаты присягу.

Срок полномочий членов Палаты лордов неограничен, за исключением случаев, когда членство в Палате связано с пребыванием в определенной должности (сане). Члены Палаты лордов обладают правом законодательной инициативы.

Лорды распределяются по партийным группам, так же как и в Палате общин. Но они не связаны партийной дисциплиной. Имеются три партийные группы: лейбористы, консерваторы и либеральные демократы. Каждая партийная группа избирает своего лидера – “кнута”, который организует работу группы. Однако большинство лордов не поддерживают ни одну из партий, это независимые лорды, так называемые кросс-бенчерз. Независимые члены Палаты избирают представителя, который созывает собрания группы.

Жалованье в Палате лордов получают только лорд-спикер, председатели комитетов и их заместители. Остальным лордам оплачиваются расходы, связанные с участием в заседаниях (на транспорт, оплата гостиничных номеров и т.п.).

Основными функциями Палаты лордов являются законодательная деятельность, контроль за деятельностью правительства и обсуждение важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Процедуры в Палате лордов схожи с соответствующими процедурами в Палате общин, но являются более простыми.

Лорды теперь заседают не в традиционном одеянии (длиннополые мантии красного цвета, отороченные горностаем, обтягивающие панталоны и башмаки с пряжкой), а в обычной одежде. Однако традиционную форму должны (пока) надевать лица, вновь возведенные в пэрство и впервые представляемые в Палате лордов, а также все лорды во время открытия королевой очередной сессии парламента.

Парламентские процедуры. Несмотря на то, что палаты британского парламента имеют значительные различия в порядке формирования и организации деятельности, они находятся в тесном взаимодействии, которое проявляется через парламентские процедуры, наиболее важные из которых законодательный процесс и парламентский контроль .

Каждый год очередная сессия парламента и первая сессия после парламентских выборов открывается монархом. Эта красочная процедура сохраняет стародавние традиции. Ровно в 11 часов утра королева садится в старинную, так называемую ирландскую, государственную карету и направляется в сопровождении конной гвардии из Букингемского дворца (резиденции королевы) к Вестминстерскому дворцу (зданию парламента). В карете, запряженной шестеркой серых лошадей, с одетыми в ливреи лакеями на запятках, кроме Ее Величества находится и ее супруг – герцог Эдинбургский в парадной форме адмирала при всех орденах и регалиях.

По прибытии кортежа в Вестминстер британский государственный флаг на шпиле здания парламента опускается и поднимается королевский штандарт1. В Вестминстерском дворце королева проходит в специальную гардеробную, где фрейлины помогают ей облачиться в королевскую мантию и надеть имперскую корону. Затем Елизавета II во главе торжественной процессии направляется в Палату лордов и занимает большой королевский трон.

Когда Ее Величество входит в Палату лордов, все поднимаются со своих мест.

Это впечатляющее зрелище. Все ослепительно сияет – королевская корона с ее бриллиантами, рубинами, сапфирами и жемчугом, диадемы пэресс, платья всех цветов и оттенков. Стоят пэры в своих алых мантиях с золотой бахромой, архиепископы, епископы, судьи в длиннополых мантиях, а также члены дипломатического корпуса, демонстрирующие строгие одежды и бросающиеся в глаза “правила протокола”.

Королева величественно садится на трон, что означает предложение всем присутствующим занять свои места. Лишь после

1 Королевский штандарт всегда размещается над зданием, в котором в данный момент находится монарх. После того, как облаченные в красные мантии лорды займут свои места, в зал допускаются члены Палаты общин. Процедура их появления в Палате лордов также отличается особым ритуалом. Члены Палаты общин входят в зал во главе со спикером, следом за которым идут Премьер-министр и лидер оппозиции, затем другие депутаты.

Так ежегодно начинается очередная сессия британского парламента. Такая торжественная процедура открытия парламентской сессии существует уже свыше 400 лет, с того дня (2 апреля 1571 г.), когда Елизавета I сама открыла сессию парламента.

Наиболее важная парламентская процедура – законодательный процесс. Субъектами права законодательной инициативы являются члены каждой из палат и правительство, а также королева, которая осуществляет свое право через Кабинет министров.

Законопроекты могут вноситься в любую из палат, но практически основная часть законопроектов вносится в Палату общин, а финансовые билли вносятся исключительно в Палату общин (ст. 1 Акта о парламенте (1911)).

Следует отметить, что все парламентские акты делятся на публичные (охватывают общегосударственные интересы) и частные (носят локальный или персональный характер). Публичные законопроекты вносятся, как правило, правительством, частные – депутатами. В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

Как и в других странах, в Великобритании законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты лишь зачитывает название законопроекта. Затем ставится на голосование вопрос о принятии законопроекта к рассмотрению либо о его отклонении. Во втором чтении обсуждаются его основные положения и поправки, причем второе чтение проводится в несколько этапов. Сначала проект обсуждается на заседании палаты, далее он передается в комитет или несколько комитетов, где проводится постатейное обсуждение проекта, а затем вновь на заседании палаты проводится обсуждение и голосование по поправкам. Если проект внесен правительством, то сначала выступает соответствующий министр, а затем член “теневого кабинета”. Если же законопроект вносится оппозицией, то сначала выступает ее представитель, затем члены правительства, а уже потом слово предоставляется другим депутатам, причем депутаты Палаты общин могут выступать по одному проекту только один раз, в то время как члены Палаты лордов не ограничены в этом. В ходе третьего чтения могут проводиться общие дискуссии по проекту в целом без внесения поправок, но чаще всего спикер сразу ставит его на голосование. При проведении парламентских дебатов кворум в Палате общин составляет 40 депутатов, но для принятия закона необходимо большинство от общего числа членов палаты. Вот здесь-то и требуется особая активность “кнутов”, которые “сгоняют” своих депутатов в зал заседаний для проведения голосования (Там же.).

В британском парламенте существуют различные способы голосования: открытое и тайное, поименное, а также специфическая процедура “голосование ногами”. Последняя процедура настолько оригинальна, что требует подробного рассмотрения.

Вдоль боковых стен зала заседаний Палаты общин к внешним их сторонам примыкают разделительные вестибюли, предназначенные для голосования. Депутаты, голосующие “за” (или “да” – “yes”), выходят из зала заседания через выход за креслом спикера и располагаются в вестибюле справа от спикера. Голосующие “против” (или “нет” – “по”) пользуются выходом, находящимся в другом конце зала, и располагаются в вестибюле слева от спикера. Клерки записывают имя депутата и выбранный им вариант, а специально уполномоченные “счетчики” подсчитывают их.

Депутаты призываются голосовать с помощью звонков (колокольчиков), которые звенят во всех помещениях Вестминстера, отведенных для депутатов Палаты общин, за исключением помещений, занимаемых парламентскими комитетами, а также в офисах, расположенных вокруг Вестминстера. Депутатам отводится восемь минут, чтобы успеть занять тот или иной вестибюль, после чего двери закрываются (См.: The Houses of Parliament. P. 53-54.).

Может применяться “парный отказ” от голосования. Если один из депутатов по каким-либо причинам не может принять участие в голосовании, чтобы не нарушать соотношения сил в парламенте, он может договориться с коллегой из оппозиционной партии о взаимном отказе от голосования. Такая процедура применяется и в странах англосаксонского права.

После принятия проекта Палатой общин он передается в другую палату, где проходит аналогичную процедуру. Если Палата лордов вносит свои поправки, то закон вновь возвращается в Палату общин и обсуждается повторно. Если Палата лордов отклоняет закон, принятый Палатой общин, то в этом случае он может быть вновь рассмотрен на следующей сессии, и если будет одобрен простым большинством голосов в нижней палате, то передается на подпись королеве как закон, принятый парламентом. Таким образом, Палата лордов может задержать принятие закона на один год, поскольку сессии парламента проходят один раз в год. Финансовые билли должны быть одобрены Палатой лордов в течение одного месяца, после чего они вступают в силу без согласия верхней палаты.

Динамизм общественной жизни, бурное развитие экономики, усложнение процесса социального управления предопределили такое явление, как делегированное законодательство. Этот институт не получил в Великобритании достаточно четкого регулирования, хотя случаи делегирования парламентом части своих полномочий правительству имеют место нередко.

Еще одной важной парламентской процедурой является парламентский контроль за деятельностью правительства. Формы такого контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и письменные и некоторые иные.

Формами парламентского контроля являются также деятельность специализированных комитетов, на заседания которых с 1979 г. приглашаются министры для дачи показаний, и институт парламентского уполномоченного по делам администрации, учрежденный в 1967 г. Важное значение имеет и еще одна форма контроля. Палата общин осуществляет контроль за расходованием финансовых средств (через парламентского контролера – генерального аудитора, комитет по публичным счетам, а также во время парламентских вопросов правительству).

Следует отметить, что деятельность британского парламента осуществляется в условиях широкой гласности. Работа палат освещается в печати. Кроме того, каждый желающий может приобрести билет для посещения здания Вестминстерского дворца, в том числе и в период заседаний палат (для зрителей выделены места на галерее). Гласность можно отнести к традициям британского парламента, поскольку еще в 1803 г. было положено начало публикации протоколов парламентских прений.

Британский Парламент состоит из двух палат: Палаты об­щин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords). Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеоб­щих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажори­тарной системы относительного большинства. Порядок формирования и состав. Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей тер­ритории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми допол­нительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата. Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах - шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведе­ния выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им тер­ритории, информируются о месте и времени проведения выборов. Пассивным избирательным правом пользуются граждане, до­стигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение со­ставляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты. Лицо, желающее баллотироваться на выборах в Палату об­щин, должно представить "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и внести избирательный залог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающие кандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сум­му залога самостоятельно. Если кандидат набирает менее установ­ленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не воз­вращается. В среднем не возвращается около 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей, свя­занных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампа­нию в округе. Обычно в избирательном округе баллотируется 2-3 кандидата, и избранным считается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами. Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. - 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство. По итогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующее представительство в Палате общин: Лейбо­ристская партия - 419 депутатских мандатов; Консервативная партия - 165 депутатских мандатов; Партия либеральных демок­ратов - 46 депутатских мандатов; региональные партии - 29 депутатских мандатов. Региональное представительство выг­лядит следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию - 61 депутат; Уэльс - 41 депутат; Северную Ирлан­дию - 18 депутатов. Спикер Палаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечи­вал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера со­гласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается. Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер: n обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и мо­нархом, Палатой общин и Палатой лордов; n осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечи­вает равные права на участие в этой работе депутатов, в ча­стности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спи­кер может воспрепятствовать применению правила "прекра­щения прений" на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин; n дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин; n обладает дисциплинарными полномочиями в отношении на­рушителей порядка в Палате; n подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов; n удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассмат­риваемого Палатой общин. Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной из представленных в Палате политичес­ких партий. Это, как правило, наиболее уважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, скла­дывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета. В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк - должностное лицо, одновременно выполняющее функции секре­таря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и пар­ламентских привилегий. Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава. Комитеты Палаты общин: 1)Комитеты всей Палаты представляют собой Палату об­щин в полном составе, заседание которой проводится не под ру­ководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым пред­седателем. Эта форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г. 2)Постоянные комитеты формируются Комитетом по отбору в составе 16-50 депутатов для рассмотре­ния конкретных законопроектов. Большинство постоянных коми­тетов не специализированы, однако некоторые из них определен­ным образом ориентированы. Например, комитеты по законода­тельству ЕС, комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты и другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комите­та для рассмотрения любого публичного законопроекта. 3)Ото­бранные комитеты формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фрак­ций и осуществляют функции, делегированные им Палатой об­щин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляю­щие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматриваю­щие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создавае­мые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определен­ных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейско­му законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) коми­теты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного уп­равления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодей­ствии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Ко­митет по публичной отчетности и т. д. 4)Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некото­рых видов законопроектов, например консолидированных биллей. Палата лордов - это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от "Большого Совета", существовавшего в нормандский период истории Анг­лии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные зем­левладельцы, служившие королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные из­менения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул и место в Палате по наследству. В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида член­ства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12) (Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.); 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Сре­ди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Па­латы общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в от­ставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра. Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека. Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Пре­мьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты об­щин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой само­стоятельно на основании привилегий ее членов и под руковод­ством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-кан­цлер: а)имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б)оценивает в предварительном порядке запросы (обра­щения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в)явля­ется главным советником Правительства по вопросам правосудия и применения конституции; г)возглавляет судебную власть, пред­седательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д)ex officio является председателем Апелляционно­го суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е)играет определяющую роль в назначении судей, а также в де­ятельности комиссий по реформе правовой системы Великобри­тании; ж)издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов. В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии. Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различ­ные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Коми­тет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext