Запрет хиджаба в школах: дискриминация или вынужденная мера? Вопрос ношения хиджабов в российских школах вновь стал причиной полемики.

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

1 февраля отмечается неофициальный Всемирный день хиджаба. В некоторых странах, в том числе в Казахстане, власти реагируют на хиджабы, запрещая носить их в школах. Журналисты из Узбекистана, Татарстана и Таджикистана рассказали, как у них проходит подобная ограничительная кампания и как на нее реагирует население.

В Казахстане десятки родителей судятся с директорами школ. Они пытаются оспорить пункты внутреннего устава школ, а также пункт в приказе министра образования от 2016 года о единых требованиях к школьной форме. В то же время министр по делам религий и гражданского общества Казахстана, комментируя отказ некоторых родителей снимать с детей хиджабы, допустил мысль, что в стране могут быть построены частные школы для верующих.

Министр образования России в 2017 году публично высказалась против хиджабов в учебных заведениях. В то же время в Чечне, наоборот, приняли закон, закрепляющий право школьниц носить хиджаб во время учебы. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что его дочери не снимут хиджаб.

В Узбекистане и Таджикистане хиджаб в школах запрещен. В этих странах проводились рейды в общественных местах, когда женщин в хиджабах заставляли его снять.

На примерах из своих стран журналисты Хиромон Бакозода из Таджикистана, Алсу Курмашева из Татарстана и Сирожиддин Толибов из Узбекистана пытались разобраться, насколько оправданы опасения властей и стоит ли бояться хиджаба в школах.

Не спровоцирует ли запрет радикализм?

Главный вопрос, на который пытаются ответить журналисты во время дискуссии, - не станет ли запрет хиджабов бикфордовым шнуром для разжигания радикальных настроений в обществе?

Любые запреты вызывают радикальный всплеск и протестные настроения, - говорит журналист Хиромон Бакозода. - Нужно быть очень осторожными в принятии решений, касающихся запретов или предупредительных мер в борьбе с определенными явлениями. Нужна политическая мудрость. Об этом должны задумываться наши чиновники, которые принимают такие решения.

Ее коллега Алсу Курмашева вспоминает личную историю из школьных лет, когда одноклассница в советское время пришла в школу в красных колготках, учитель вызвал родителей, и девочке запретили появляться в школе в таких колготках. На следующий день в знак протеста все девочки в классе перекрасили белые колготки в красный цвет.

Запрет порождает только протестные настроения, - соглашается Курмашева.

Дискриминация в обмен на безопасность?

Сирожиддин Толибов говорит, что после серии взрывов в 1999 году в Ташкенте ношение хиджабов и бороды в общественных местах было официально запрещено.

Это был указ кабмина Узбекистана. В то же время в узбекской Конституции четко и ясно не сказано, что Узбекистан является светским государством, как в Таджикистане, - рассказал Толибов.

По его наблюдениям, нынешний президент страны Шавкат Мирзияев более лоялен к традиционному исламу и это сказывается в различных сферах. Например, в мечетях снова начали использовать громкоговорители для призывов к молитве, что было запрещено при Каримове.

Хиромон Бакозода отмечает, что власти Таджикистана при введении запрета на хиджаб в учебных заведениях мотивируют свое решение тем, что, если даже ущемляются права определенных групп в плане свободы религий, это всё делается ради безопасности в стране. И большая часть общества относится к запретительным мерам с пониманием.

Поддержав запрет на ношение платков, глава минобрнауки РФ сослалась на несуществующее решение Конституционного суда РФ

«Это мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе», — заявила сегодня на пресс-конференции в Москве министр образования и науки РФ Ольга Васильева, сославшись на решение Конституционного суда РФ. Между тем решения по этому вопросу принимал Верховный суд РФ, касались они только отдельных регионов. А буквально в декабре Владимир Путин говорил, что право выбора одежды предоставлено самим школам.

ВАСИЛЬЕВА: «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ, ЧТО ХИДЖАБУ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕСТА В ШКОЛЕ»

Сегодня министр образования и науки РФ Ольга Васильева в ходе своей пресс-конференции в Москве поддержала запрет на ношение хиджабов в школах. По мнению главы ведомства, истинно верующий человек не будет зацикливаться на атрибутике. Так федеральный чиновник прокомментировала в ответе на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» в татарском селе Белозерье, расположенном в Мордовии, где местные власти запретили носить платки ученицам и педагогам в школе, мотивируя свое решение борьбой с экстремизмом.

«Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных и межконфессиональных отношений, я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубочайшее личное убеждение. Коллеги, я вас прошу, я хорошо знаю и отвечаю за то, что я говорю. Мне бы очень хотелось, чтобы вы правильно воспринимали то, что я говорю. Это мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе. У нас светский характер образования», — заявила Васильева.

Она напомнила, что подобная ситуация в стране возникает не в первый раз, такой же случай несколько лет назад был в Ставропольском крае. «Конституционный суд принял решение, что хиджабу как подчеркивающему национальную принадлежность [атрибуту] не должно быть места в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом», — добавила она.

Отметим, что федеральный министр в своем ответе, по всей видимости, не вполне точна. Вопрос о ношении платков в школах в качестве последней инстанции рассматривал не Конституционный, а Верховный суд РФ. В 2013 году жалоба заявителей из Ставропольского края на запрет была отклонена, в феврале 2015 года последовало то же самое решение — Верховный суд России признал законным запрет демонстрировать религиозную атрибутику и носить платки в школах и вновь отклонил жалобу семи родителей из Мордовии, как раз из того самого Белозерья. На заседании заявители настаивали, что решение правительства Мордовии ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания и получение образования. Адвокаты для пущей убедительности ссылались на решение самого Верховного суда, который в 2003 году разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться в платках на паспорт. При этом представители властей региона настаивали на светскости России и убеждали в том, что их решение никак не может дискриминировать кого-то. В итоге судебная коллегия постановила решение Верховного суда Мордовии о запрете хиджабов оставить без изменения, а апелляционную жалобу жителей — без удовлетворения.

Кроме того, возникла путаница с определениями: защитники белозерских учительниц говорят о «платках», а их оппоненты и министр Васильева — о «хиджабах». Действительно, если слово «платок» близко и понятно всем жителям России независимо от вероисповедания, то слово «хиджаб» звучит как нечто чужеродное и даже зловещее. Поясним, что «хиджаб» в переводе с арабского означает «покрывало». Согласно исламской традиции, так называют всю одежду, закрывающую тело от головы до пят. Хиджаб — это полный комплект женской одежды, отвечающий требованиям шариата (покрывает все, кроме кистей рук и лица, не облегающий, непрозрачный, не пестрый, не мужеподобный). Платок можно рассматривать как часть хиджаба, но он не считается хиджабом как таковым. Поэтому и нельзя говорить, что платок не присущ народам России, ведь даже православная религия предписывает покрывать голову платком при входе в храм.

«ВСЕ-ТАКИ ЭТА РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — ОНА ЕСТЬ»

«Ольгу Васильеву ввели в заблуждение: на Ставрополье, так же как и в Мордовии, не дошли до Конституционного суда, остановились на президиуме Верховного, — подтвердил „БИЗНЕС Online“ адвокат жителей Белозерья Марат Ашимов , занимавшийся этим делом и два года назад, и сейчас. — Была очень сложная обстановка, что мы не решились подать в КС». При этом, по его словам, то решение Верховного суда РФ не снимает всех вопросов, поскольку тогда речь шла об ученицах школы, а теперь об учителях, некоторые из которых, отказавшись снимать платки, были вынуждены написать заявление об уходе.

Думает ли Ашимов сейчас о перспективе обращения в Конституционный суд РФ? «Нужно посоветоваться с коллегами из других регионов, потому что это такой шаг — если Конституционный суд запретит, то опротестовать будет уже невозможно. Это последняя инстанция. Очень часто решение Конституционного суда имеет политический окрас, на волне исламофобии, что царит сегодня в обществе, он может принять отрицательное решение», — считает адвокат.

При этом наш собеседник подчеркивает одну очень важную деталь: дело в том, что подтвержденные судом на федеральном уровне запреты формально касаются не всей России, а конкретно Ставропольского края и Мордовии: «Если бы был Конституционный суд, тогда да, его решение распространялось бы на всю Россию, а суд по Ставрополью касается только этого региона, и на Мордовию или, например, Татарстан никак не распространяется. То же самое касается решения по Мордовии».

Ашимов также настаивает, что учитывать региональную специфику в этом вопросе призвали на самом верху: «Все-таки эта региональная дифференциация — она есть, Максим Шевченко задавал этот вопрос Путину. На что он ответил, что каждая школа вправе решать этот вопрос самостоятельно. То есть дал понять, что решение этих вопросов находится в компетенции регионов и местных властей».

Действительно, с подачи журналиста и общественного деятеля Максима Шевченко эту тему не далее как 9 декабря комментировал глава государства. Тогда на заседании совета по развитию гражданского общества и правам человека он обтекаемо отметил, что вопрос ношения мусульманками платков в школе должен решаться в рамках действующего законодательства, а школы имеют право самостоятельно определять форму одежды учащихся. «Что касается одежды, то это чувствительная тема. Во многих европейских странах накладываются такие ограничения. Не буду приводить всех аргументов, это то, что тоже должно решаться в рамках действующего законодательства. Школам предоставлено право выбора одежды», — сказал тогда Владимир Путин .

А пока проблема ношения платков в учебных заведениях Мордовии вышла далеко за пределы одного конкретного села. Сегодня Ашимов сообщил в своем «Фейсбуке» и подтвердил в личном разговоре следующий факт: «В Мордовском государственном педагогическом институте имени Евсевьева студенток-мусульманок, носящих платок, не допускают до сдачи экзаменов и прохождения практики, угрожают отчислением и недопуском до занятий, всячески оскорбляют их религиозные чувства, говорят, что они выступают против государства. Администрация вуза ссылается на какой-то „внутренний“ документ, содержание которого тщательно скрывается».

Фото: e-nkama.ru

«МЕСТА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОЧЕНЬ МАЛО ОСТАЕТСЯ — КАК В МОРДОВИИ, ТАК И В ЧЕЧНЕ»

Между тем препятствия женщинам, желающим носить платки в образовательных учреждениях, чинят далеко не во всех регионах. Например, в Татарстане проблемы из этого сознательно не делают. «У нас есть распоряжение кабинета министров Татарстана, в котором подробно расписано, какую форму должны носить мальчики и девочки в школе, — рассказала „БИЗНЕС Online“ заместитель министра образования и науки РТ Лариса Сулима . — Но мы не акцентируем внимание на платках. У нас есть, конечно, отдельные школы, где девочки носят эти платки. Никаких запретов со стороны министерства образования мы не проводим».

По мнению Сулимы, такой проблемы в республике вовсе нет. «С министром образования России мы полностью солидарны, но в Татарстане эта тема не актуальна. Нет обращений граждан, нет такого, чтобы где-то массово начали носить эти платки. У нас нет такой проблемы. Было время, когда в пяти муниципальных районах вопрос поднимали родители, поэтому было принято постановление кабинета министров в 2013 году о школьной форме. В этом постановлении четко прописано, что в Татарстане образование в школе носит светский характер и форма должна быть светской», — заключает один из руководителей минобрнауки РТ.

Постановлением республиканского правительства регламентируется этот вопрос и в Чечне, где вопрос определения формы одежды делегировали родительским комитетам. В результате почти все школьницы, напротив, ходят в платках. «У нас это регламентируется постановлением правительства Чеченской Республики. В нем четко прописано, какой должна быть форма одежды в образовательных организациях, и в уставе школы непосредственно прописывается эта форма одежды. Все это с согласования родительского комитета, — сообщила нашему корреспонденту заместитель начальника отдела общего образования министерства образования и науки Чеченской Республики Элиса Одаева . — У нас в соответствии с менталитетом не найдется ни одного родителя, который не хотел бы, что бы его дочь носила платок. 100 процентов девочек у нас ходят в платках. Речь идет не о хиджабе, а о традиционном чеченском платке. В соответствии с нашим менталитетом. Не хиджаб, а что-то наподобие косынки».

«В Чечне этот дресс-код считается общепринятым: когда в школах с первого класса ходят в платочках, — рассказал „БИЗНЕС Online“ чеченский писатель и политолог Руслан Мартагов . — Такие белые платочки. Одно время этот дресс-код усиленно насаждался с самого верха республиканской администрации. С другой стороны, это идет еще от древних домусульманских традиций, согласно которым женщина без головного платка — что-то «не то».

При этом Мартагов замечает, что в современной Чечне можно встретить большое количество молодых девушек, которые ходят без платка. Но в школу, а также в университет или институт принято надевать платок — за этим следят. «То есть если в Мордовии допустили перегиб в одну сторону, запретив платки, то в Чечне существует перегиб в другую сторону. А места для индивидуальности очень мало остается — как в Мордовии, так и в Чечне», — замечает наш собеседник.

«НОШЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ОТНОСИТСЯ К НЕОТЪЕМЛЕМЫМ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

Напомним, в начале января стало известно, что в татарском селе Белозерье, где проживают 3 тыс. человек, по итогам заседания регионального комитета по противодействию экстремизму под руководством главы Мордовии Владимира Волкова и работы специальной комиссии местного минобраза появился приказ за подписью нового директора белозерской школы, вносящий изменения в правила внутреннего распорядка школы. По нему запрещено ношение платков на территории учебного заведения как ученицам, так и учителям. При этом власти видят в этом метод борьбы с экстремизмом, якобы несколько выходцев из зажиточного Белозерья замечены в рядах экстремистов, воюющих на Ближнем Востоке. Несколько учителей отказались подчиниться требованиям, что вызвало широкий общественный резонанс.

Альмира Адиатуллина: «Платок вовсе не религиозный атрибут, а просто скромная форма одежды, предписанная мусульманке. И светскому содержанию образования это никак не угрожает, поскольку является личным делом человека» Фото: «БИЗНЕС Online»

В пятницу вечером на сайте всемирного конгресса татар (ВКТ) появилось открытое на имя главы Мордовии, в котором, в частности, говорится: «Последние события в селе Белозерье являются грубым произволом и административным давлением властей Мордовии в отношении беззащитных женщин-преподавателей Белозерьевской средней школы, отстаивающих свое право на соблюдение национальных традиций и обычаев». А руководство региона обвиняется в нарушении Конституции РФ: «В многонациональной и многоконфессиональной Мордовии, даже не изучив опыт соседей, нарушая основной закон России, создают конфликтную ситуацию». «Исполком всемирного конгресса татар требует от властей Мордовии прекратить грубый произвол и административное давление на женщин-преподавателей Белозерьевской средней школы, отстаивающих свои национальные и религиозные права», — заключают авторы письма.

«Учителя Белозерьевской школы обратились к нам в конгресс с большим письмом с просьбой помочь. Как в такой ситуации не отозваться? Татарская общественность, и не только из Мордовии, также звонит в конгресс, требует отреагировать на эту ситуацию. Это событие стало греметь уже на всю Россию! — рассказал „БИЗНЕС Online“ советник председателя исполкома ВКТ Талгат Бариев . — Это открытое письмо достаточно жесткое, потому что ну сколько можно? На ровном месте создают проблему». При этом власти республики на ситуацию никак официально не отреагировали, хотя трудно поверить, что ВКТ ни с кем не согласовал свой демарш.

«Что касается того, что несколько человек из этого села уехали воевать в Сирию, ну так пусть занимаются ими конкретно! Такие мероприятия не должны проводиться огульно по всей деревне! Это что такое? Что теперь, коллективная вина, что ли? Для того чтобы пресекать всякие такие опасные явления, у нас есть специальные силовые органы, при чем тут министерство образования Мордовии и тем более женщины-преподаватели?» — уверен советник главы ВКТ.

К министру Васильевой обратилась и председатель общественной организации женщин Татарстана «Муслима» Альмира Адиатуллина . Она указывает, что село Белозерье в Мордовии является местом компактного проживания татар, коренного для этих мест этноса. Подавляющее большинство жителей села являются практикующими мусульманами. Более 90% женщин носит традиционный мусульманский головной платок, включая учителей и учениц местной школы. Платок здесь является не данью моде, а неотъемлемым элементом образа жизни и местного уклада. И за долгие годы работы школы к ее учителям и ученикам у государства не было никаких претензий. «Ношение традиционной одежды относится к неотъемлемым правам человека. Платок вовсе не религиозный атрибут, как его пытаются ошибочно представить некоторые деятели, а просто скромная форма одежды, предписанная мусульманке. И светскому содержанию образования это никак не угрожает, поскольку является личным делом человека», — резюмирует общественный деятель — та самая, которая в 2003 году через суд добилась разрешения мусульманкам всей страны фотографироваться в платках на паспорт.

В России на федеральном уровне не существует официального запрета на ношение хиджаба (исламского женского головного платка) в учебных заведениях. Согласно Федеральному закону "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года (с поправками от 4 июня 2014 года), в образовательных учреждениях внешний вид учащихся, а также ношение школьной формы определяет администрация. Типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов. В 2013 года Министерство образования и науки РФ разработало образец типовых требований субъекта Федерации к школьной одежде, согласно которым "внешний вид и одежда учащихся... должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер".

Прецеденты, связанные с отказом учениц ходить в школу без хиджаба

Несмотря на эти требования, с 2012 года в РФ произошли два громких прецедента, связанные с отказом учениц посещать занятия без мусульманских платков.

В октябре 2012 года в Ставропольском крае в школе № 12 села Кара-Тюбе произошел конфликт между администрацией учебного заведения и родителями девушек-мусульманок. Директор школы запретила учащимся появляться на уроках в хиджабе, мотивируя это тем, что школа является светским образовательным учреждением.

Спустя несколько дней, 31 октября, правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. В частности, документ запрещал школьникам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. Несколько родителей учеников обратились в суд, требуя отменить эти правила, поскольку они противоречат Федеральному закону РФ "О свободе совести и религиозных убеждениях" от 26 сентября 1997 года. Однако 22 марта 2013 года Ставропольский краевой суд отказал в иске, указав, что единые требования к школьной одежде установлены в целях обеспечения светского характера школ и не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания. Заявители подали апелляционную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ. 10 июля 2013 года коллегия ВС оставила решение краевого суда без изменений.

В Мордовии конфликт в школе села Белозерье разгорелся после того, как 12 мая 2014 года правительство республики утвердило требования к форме учащихся, запрещающие посещать занятия в одежде "с религиозными атрибутами" и хиджабах. Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении заявления, указав, что требования к внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях. В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в ВС РФ.

В Астраханской и Мурманской областях региональные власти также ввели требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить "религиозную одежду, в том числе закрывающую лицо". Правительство Татарстана ввело запрет на ношение "атрибутов одежды, закрывающей лицо". В Башкирии запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах носит рекомендательный характер.

Власти РФ против хиджабов в школе

Российские власти неоднократно высказывались против ношения учащимися мусульманских головных уборов в образовательных учреждениях. 25 апреля 2013 года в ходе "прямой линии" с россиянами президент РФ Владимир Путин отметил: "Ничего хорошего в этом нет - это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах никогда такой традиции не было".

11 июля 2013 года в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил: "Мы светское государство, и наша школа является светской, поэтому хождение в хиджабах недопустимо. Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены". В начале февраля 2015 года министр вновь напомнил, что одежда в школе должна быть светской.

С началом нового учебного года снова разразились скандалы из-за формы одежды учащихся.

Речь идет не о единой школьной форме, а о строгой одежде мусульманок - хиджабе. На днях не пустили на первый урок двух одноклассниц в . Директор потребовала у девочек, чтобы те сняли платки. На что отец школьниц отреагировал весьма агрессивно.

Корреспонденты Total.kz спросили у депутатов, какова же судьба хиджабов в казахстанских учебных заведениях и есть ли этот вопрос на повестке дня парламентариев в новой сессии.

Ахмед Мурадов, депутат мажилиса

В Казахстане 80% мусульман, и они выбирают носить то, что разрешено их верой. А хиджаб - это арабское одеяние, исконно казахи никогда не носили его. Появление в особенного регламента или закона, запрещающего носить их в общественных местах, неправильно. Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб.

Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб

Не нужно делать вокруг религии, и в особенности хиджабов, какие-то споры и проблемы. В первую очередь хиджаб закрывает голову девушки. Но все-таки главнее не внешний вид, а то, что в этой голове находится. У нас демократичная страна, если хочешь - носи, но не надо нарушать принятые нормы.

Жамбыл Ахметбеков, депутат мажилиса

Тема хиджабов в Казахстане поднималась уже не раз, и к ней нужно подходить с четким пониманием того, что Казахстан не страна с исламской направленностью. И мы не должны перенимать опыт тех стран, которые разрешают носить хиджабы в школах. У нас в стране действуют единая школьная форма, рассчитанная на всех – верующих, атеистов, черных и белых. Глубоко верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы. В Казахстане нет письменного документа, запрещающего или разрешающего носить хиджабы. И я думаю, что он нам не понадобится, так как мы светское государство.

Светлана Романовская, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса

Я помню свое детство, не все жили в достатке, кто-то был богаче, кто-то беднее. Но была единая форма, которая настраивала на рабочий процесс. У меня самой младший сын в третьем классе учится. Я приложила немало усилий, чтобы найти ему форму. Сама я никак не отношусь к тому, нормально ли для школьников ходить на занятия в хиджабе. По-моему, должна быть свобода. И если говорится о детях первого класса, наверняка инициатива исходит не от детей, а от их родителей. Но мы пока такой вопрос не рассматривали, его никто не поднимал, и законодательно этот момент нигде не закреплен. А по закону все, что не запрещено, разрешено.

Галина Баймаханова, депутат мажилиса

Школа – это светское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и по одежде. Нельзя же ребенка, например, отправлять полуголым. Но есть религиозные учебные заведения – там, пожалуйста, можете демонстрировать свою религиозную принадлежность. Если родители такие глубоко верующие – пусть отдают ребенка в медресе. Кроме того, ношение хиджабов – это своеобразная реклама религиозной принадлежности среди детей, которые еще не разбираются в тонкостях религии. Ребенок должен сам по жизни определить свои взгляды на веру, но не подвергаться такому косвенному воздействию.

{also_read_block}

Хочу также отметить, что одежда – это внешняя сторона. И тот, кто упорствует в ношении определенных вещей, верит в эти символы – у него неглубокая вера. Это люди, как правило, не нашедшие своего места в этой жизни и сосредоточенные на деталях.

© 2024 taxinnext.ru
Автомобильный портал - Taxinnext